7 из 12 или Дорогой Иа

«Жи-ла… желаю счастья в личной жизни. Пух».

Зверюшки и праздник. Кто из нас не подпадал под обаяние поздравления и сам не делал новогодних открыток? Под заказ или по велению сердца. У каждого есть свои любопытные достижения. Здесь мы покажем ещё незаконченный многолетний цикл работ, объединённый общей затеей – выйти за пределы банальности. Украинский графический дизайнер Юрко Гуцуляк, работающий в Киеве и Торонто, показал в петергофской Арт-резиденции «КвартаРиата» на III международном форуме в области коммуникационного дизайна «Лекторий 2018» проект своей студии, который назвал «7/12».


Jurko_01.jpg

Для этого автора Новый год всегда был «бедою» и долго ассоциировался со шквалом заказов, однотипность которых порой вызывала аллергию и даже профессиональную ненависть. Эта тема возникла как авторский проект, противостоящий шаблонности и заодно, конечно же, самореклама, презентующая возможности графической студии, которой уже 13 лет.

Всем нам знаком и уже давно привычен пантеон «зверей-стихий-цветов» – символов года по восточным представлениям. Славянская культура тем и хороша, что впитывает и абсорбирует различные феномены других цивилизаций. В этом долгоиграющем печатном «аттракционе» собраны пока лишь семь осуществлённых новогодних открыток из задуманного 12-частного цикла. И это полная антитеза к тому, как обычно транскрипируются в банальном предновогодьи все эти «собачки-свинки».

Первым и главным ограничителем стал отказ от буквального изображения символического животного. Это определило принцип дальнейших поисков ассоциаций. Вдумчивое погружение в тему превратилось в бравурную, провокативную и нескучную игру, в которую неизбежно вовлекается затем и зритель. Ведь порой на то, чтобы разгадать нюансы затеи, получателю поздравления приходится «пересесть» в другое седло, воспринять иной образный язык, переключить регистры и сделать внезапные открытия, даже порой на уровне физиологии – тактильном восприятии, например. Тонкое и неожиданное использование образов и технологий всякий раз, в каждом новом воплощении, приводило к созданию отдельного феноменального продукта.

2012 (здесь и далее указан год символа, а время создания работы приходится, разумеется, на предшествующее этому полугодие). Год Чёрного Водяного Дракона.

Jurko_02.jpg

Эта работа отозвалась полярными откликами: от «Чёрное, мрачное, ни о чём» до заявки от нью-йоркской студии о выкупе идеи. И было чему удивляться. Высечная открытка (квадратный формат 150х150 мм уже закрепился тогда в качестве шаблона) переводила образ ожидаемого Дракона как раз в нежданную реакцию. «Тёрка» пробитых в бумаге треугольников создавала острую в прямом смысле слова ассоциацию – чешую, которая после вскрытия почтового конверта уже никак не желала лезть ни в какие рамки. Не будем здесь перечислять профессиональные награды, которые получила эта работа. Вы можете найти их на сайте Студии Юрко Гуцуляка.

2013. Год Чёрной Водяной Змеи.

Jurko_03.jpg

Как считает Юрко, в цифровой коммуникации важно сохранить личностный фактор. Как в смысле частного (не веерного) обращения, так и в смысле индивидуальности самого обращения. Тираж в сотню экземпляров был набран отпечатками, не похожими на соседние. Достигалось это за счёт шелкографической печати в два цвета, которые смешивались спонтанно непосредственно в момент движения ракеля по трафарету. Атласная лента, которой прошита открытка, на самом деле связывает воедино элементы, на которые – по перфорации – можно её разделить и получить маленькую праздничную гирлянду, т.е. попросту… змею.

2014. Год Синей Деревянной Лошади.

Jurko_04.jpg

Тема возникла из посыла «Невидимая лошадь». Разумеется, использование распространённого стандарта упрощает восприятие, а во многих культурах качалка считывается мгновенной ассоциацией. Так появилась абстракция с тонко высчитанной опорной кривой, благодаря которой достигалось правильное и долгое качение «игрушки». Отдельной «фишкой» стал материал – тонкий натуральный шпон вишни, наклеенный на бумагу. Доставка его из Бельгии чуть не сорвала все сроки, однако в итоге получилось то, что обладает многими символическими смыслами (помимо медитативной составляющей).

2015. Год Зелёной Деревянной Козы (в данном случае это Козёл).

Jurko_05.jpg

Петриковская роспись с пышными растительными мотивами – традиционный промысел украинского села, защищённый статусом культурного памятника ЮНЕСКО. Его мотивы вошли декором в эту разработку. Правда, здесь это не краска, а лак по благородному зелёному тону. И это не просто харАктерное украшение, а ещё и традиционный оберег. Сложенная по веерной биговке, открытка превращается в «магическую» маску, которую можно и на ёлку повесить.

2016. Год Красной Огненной Обезьяны.

Jurko_06.jpg

Открытка называется «запрещённой», потому что тема любознательности, заложенная в неё, апеллирует одновременно к символике Дарвиновой теории и к теософской идее рождения мира со знаком греха. Метаморфозы фруктов здесь не ставят между ними ни знака равенства, ни противопоставления. Правда, адресаты поздравления увидели тут и эволюцию ньютоновых поисков, и Яблоко раздора, и даже рискованный эксперимент Вильгельма Теля. Что ж, провокация ответного творчества входит в потаённую задачу такого приветствия.

2017. Год Красного Огненного Петуха.

Jurko_07.jpg

С чего начинается год? С первого дня. А чем открывается новый день? Призывным кличем петуха. Он, конечно, не несёт яиц, но образ солнца, совмещённого с буквальной яичной темой дал тут неожиданно изящный симбиоз. «Рассветная» открытка напечатана натуральным яичным желтком от домашних кур (расход: 1 яйцо на пяток двусторонних открыток). Для этого студия консультировалась с реставраторами живописи, которые работают со старинными технологиями темперной росписи. Конечно, для пластичности добавлялась уксусная кислота, но никак не дополнительные красители. Изысканность графики поддержана естественной живой текстурой, приятной на ощупь.

2018. Год Жёлтой Земляной Собаки.

Jurko_08.jpg

Собака, как и любое животное, метит территорию, на которую распространяет свою «юрисдикцию». Пожелания к этому году как раз и говорят о том, чтобы обретать новые счастливые территории (имеются в виду, конечно, путешествия и расширение кругозора, чего бы это ни касалось). Рециклированная бумага и золото, натурная физиология и пикселизация. Открытка подвигла студию на создание шрифтовой гарнитуры, где однотипные знаки набираются всякий раз будто вновь, непохожим на предыдущий шаг сочетанием пикселей, что требует определённой вдумчивости для создания текста.

Если вас заинтересуют другие работы, предшествующие этому (например, открытка к году Белого Зайца), вы сможете найти их на сайте студии.

Проект этот настолько симпатичен и «не ленив», что вызывает восхищённое уважение к нетривиальным усилиям дизайнера, которому бывает тесно в рамках заказных работ. Пусть он послужит вдохновляющим примером того, как «излишние» затраты рождают особенный акт подлинного искусства, в котором аккумулируются интеллект, юмор и доброта. «Тепло наших рук» – так постулирует это сама студия. А это всегда находит отклик и долгое послевкусие в тех, к кому обращается такая новогодняя открытка.

Текст: © Владимир Корольков. 2018
Иллюстрации с сайта Студии Юрка Гуцуляка (с разрешения Юрка Гуцуляка)
Портрет Юрка Гуцуляка. Фото: © Александр Трофимов. 2018