Дизайн средств транспорта. Первая защита бакалавриата

25 июня 2016 года на кафедре «Промышленный дизайн» СПГХПА им. А.Л. Штиглица состоялась первая защита студентов бакалавриата по направлению Дизайн средств транспорта. Академия начала готовить специалистов в сфере промышленного дизайна уже с 1948 года, а кафедра «Промышленного дизайна» официально основана в далеком 1963-м. Однако, только в этом году прошел выпуск именно дизайнеров транспортных средств.


Четыре года назад на кафедре «Промышленного дизайна» был сформирован специализированный профиль подготовки: транспортный дизайн. Заведующий кафедрой, профессор В.Г. Бандорин поручил развитие нового профиля доценту кафедры Сергею Хельмянову. В его задачи входила отработка методики подготовки специалистов транспортной сферы в рамках четырехлетнего образования. Другими преподавателями стали профессор Никитин А.А., старшие преподаватели Киселев А.А. и Грязнов В.В.

Создавать что-то новое – всегда интересно. Преподаватели профиля неоднократно посещали вместе со студентами давно сложившиеся школы транспортного дизайна как в России, так и в других странах, ездили на автомобильные выставки. Под руководством преподавателей студенты пробовали свои силы в профессиональных конкурсах. Этот опыт помог построить методику и вывести подготовку дизайнеров транспортных средств в Академии Штиглица на новый, еще более качественный уровень. Одна из основных целей, которые перед собой ставит кафедра – это связь курсовых проектов с реальной экономикой и профильными компаниями. Так, за время обучения, студенты поучаствовали в проектах, организованных ЦКБ «Айсберг», отделом дизайна интерьеров Volkswagen и других. Взаимодействие с профильными вузами так же вышло на новый качественный уровень. Построив плотные партнерские взаимоотношения с кафедрой дизайна МГПУ МАМИ, университетом Аалто (г. Хельсинки) и направлением транспортного дизайна университета LAMK (г. Лахти). Со своими учебными проектами наиболее активные студенты завоевали высшие места на престижных профессиональных конкурсах. Так Марина Егорова вышла в финал, а Глеб Данилов завоевал Гран-при международного конкурса Young Designr Awards by BMW 2015, проводимого в рамках Парижского автомобильного фестиваля.

Всё это получилось не только благодаря потенциалу преподавательского состава кафедры «промышленный дизайн», но и благодаря инициативным и мотивированным студентам транспортного дизайна. Чувство сопричастности к большому и значимому делу – построению нового профиля подготовки создало из группы студентов удивительную команду единомышленников.

Защита – это результат не только работы студентов, но и результат четырехлетней работы кафедры. Она проходила в не совсем свойственной для Академии манере, практически в рамках шоу-ревью дипломных проектов. Члены Государственной комиссии, в окружении многочисленных зрителей, проходили вдоль экспозиции дипломных проектов, заслушивали презентации авторов, общались с ними, задавали вопросы.

По результатам защит, Государственная комиссия особенно отметила работы двух авторов: Павла Томашевского и Зоро Би Жан Семпе. Кафедра промышленного дизайна продолжает развиваться, продолжает оставаться в авангарде дизайн-образования, науки и методологии подготовки дизайнеров.

По словам исполняющего обязанности заведующего кафедрой «Промышленного дизайна» Сергея Хмельянова: «Это первый выпуск дизайнеров транспортных средств на старейшей кафедре промышленного дизайна в стране. Сначала, базируясь на идеологии, на школе всех 140 лет существования академии А.Л. Штиглица, за последние четыре года работы – пришлось все построить заново. Весь советский транспорт – к нему прикоснулись руки выпускников академии. А теперь мы создали отдельный транспортный профиль. Представленные сегодня проекты – это эдванс-проектирование. В каждой корпорации есть такие отделы, которые смотрят далеко вперед, формируют визуальный язык, образы, нащупывают какие-то характеры. Продакшн-дизайн – непосредственно воплощает объекты в производство, черпает от них идеи. Компании вкладывают огромные средства в конкурсы идей. Перспективы выпускников стать разработчиками в больших компаниях стопроцентные, получены приглашения от «ARTEKEY», «Лада», «BMW». Все зависит от желания самого человека – использовать те преференции и образование, которые мы ему дали».

Выставка автомобилей на Соляном переулке
В рамках защиты квалификационных работ в Соляном переулке были представлены некоторые из автомобилей, дизайн которых создан выпускниками академии.
Выставка «Ретроспекция советских автомобилей» на Соляном переулке

ГАЗ-14 «Чайка» (Станислав Волков), ГАЗ-24 «Волга» (Леонид Цикаленко), ПАЗ «Турист» (Марк Демидовцев), ВАЗ-2121 «Нива» и Chevrolet NIVA (Валерий Сёмушкин), РАФ-977 «Латвия» (Светлана Мирзоян), УАЗ-452 «Буханка» и БелАЗ-540 (Валентин Кобылинский), и многих других. Выпускниками академии разработаны интерьеры автомобилей Fiat 500 и Alfa Romeo 159 (Инна Кондакова), LADA XRAY (Николай Суслов), интерьер вертолета Agusta (Инна Кондакова). Дизайн судов на подводных крыльях «Метеор» (Олег Фролов), судна «Михаил Сомов» (Игорь Серебренников) и других также выполнен выпускниками кафедры промышленного дизайна.


Данилов Глеб Александрович «Дизайн-проект электромобиля А-класса для бренда LADA
Данилов Глеб Александрович  «Дизайн-проект электромобиля А-класса для бренда LADA
Егорова Мария Александровна «Концептуальный проект интерьера автомобиля на основе технологии «CLAYTRONICS” конкурсный проект «Yong designer awards» by BMW 2015
Егорова Мария Александровна «Концептуальный проект интерьера автомобиля на основе технологии «CLAYTRONICS» конкурсный проект «Yong designer awards» by BMW 2015
Зоро Би Жан Семпе «Концептуальный дизайн-проект автомобиля категории LMP1 для Le Mans 2030» (конкурсный проект Michelin Design Challenge 2017)
Зоро Би Жан Семпе «Концептуальный дизайн-проект автомобиля категории LMP1 для Le Mans 2030» (конкурсный проект Michelin Design Challenge 2017)
Корякова Дарья Евгеньевна «Концепт-проект городского роботизированного электробуса MOBIUS (футур-прогнозирование на 2050 год для компании КАМАЗ)»
Корякова Дарья Евгеньевна «Концепт-проект городского роботизированного электробуса MOBIUS (футур-прогнозирование на 2050 год для компании КАМАЗ)»
Рядно Мария Алексеевна «Концептуальный дизайн-проект автомобиля категории LMP1 для Le Mans 2030» (конкурсный проект Michelin Design Challenge 2017)
Рядно Мария Алексеевна «Концептуальный дизайн-проект автомобиля категории LMP1 для Le Mans 2030» (конкурсный проект Michelin Design Challenge 2017)
Телин Антон Вячеславович «Концепт -проект экстерьера пассажирского судна на подводных крыльях » (перспективная разработка для ЦКБ м.Р.Е.Алексеева)
Телин Антон Вячеславович «Концепт-проект экстерьера пассажирского судна на подводных крыльях» (перспективная разработка для ЦКБ им. Р.Е. Алексеева
Томашевский Павел Сергеевич «Концептуальный дизайн-проект автомобиля категории LMP1 для Le Mans 2030» (конкурсный проект Michelin Design Challenge 2017)
Томашевский Павел Сергеевич «Концептуальный дизайн-проект автомобиля категории LMP1 для Le Mans 2030» (конкурсный проект Michelin Design Challenge 2017)
Черепко Дмитрий Николаевич «Концептуальный проект экстерьера пожарно-спасательного судна на 2030 год» (для ЦМКБ «АЛМАЗ»)
Черепко Дмитрий Николаевич «Концептуальный проект экстерьера пожарно-спасательного судна на 2030 год» (для ЦМКБ «АЛМАЗ»)

Штепин Руслан Валерьевич «Концептуальный дизайн-проект транспортного автопоезда «Камаз-2031»

Штепин Руслан Валерьевич «Концептуальный дизайн-проект транспортного автопоезда «Камаз-2031»
Материал подготовила: Александра Траубе
Фото: © Александр Трофимов. 2016