Перспективы и проблемы Российского дизайна в ХХI веке

30 марта 2016 года Московский музей дизайна совместно с Министерством промышленности и торговли Российской Федерации и МГХПА им. С.Г. Строганова провел Форум «Перспективы и проблемы российского дизайна в ХХІ веке». Автор этих строк участвовал в работе Форума.

На Форуме предполагалось рассмотреть следующие проблемы:

- Обсуждение актуальных проблем развития российского дизайна в ХХІ веке
- Поиск путей повышения эффективности внедрения результатов интеллектуальной проектной дизайнерской деятельности в производственный процесс и выпуск конкурентоспособных промышленных изделий
- Развитие контактов дизайнерских вузов с промышленностью. Базы производственной практики на предприятиях
- Определение направлений исследований в области систематизации опыта отечественных и мировых дизайнерских школ, а также систем школьного и среднего специального образования в области дизайна.

Кроме того, устроители Форума пытались выяснить некоторые актуальные вопросы:

- Роль дизайна в современной культуре и экономике России
- Что мешает развитию дизайна в России?
- В чем различие в подходах отечественных и зарубежных дизайнеров, работающих на отечественном рынке? Какие дизайнеры нужны отечественной промышленности и рынку?
- Дизайн в государственных программах — есть ли возможность участия и каковы формы участия?
- Как заинтересовать производителя дизайне?
- Отраслевой дизайн или дизайн без границ?
- Экономика и дизайн
- Формы организации профессиональной дизайн-деятельности (студии, бюро, фриланс, консультативное агентство). Преуспевающие дизайн-студии и состав сотрудников
- Современный дизайнер: штатный сотрудник, свободный художник или предприниматель и организатор производства?
- Роль конкурсов в развитии дизайна и производства
- Управление дизайном
- Дизайн – искусство или бизнес (возвращение к дискуссии 1940 года в США)
- Внутрипрофессиональное взаимодействие современных специализаций дизайна - глобальные, региональные и индивидуальные аспекты дизайна
- Современные требования к подготовке дизайнеров работодателей
для промышленности и дизайн академический
- Создание электронных ресурсов – информация о дизайнерах, специализациях, а также о продукции и услугах, нуждающихся в участии дизайнеров в разработке проектов
- Информационный портал, система ссылок на дизайн-образование, события, творческие организации
- Заказные, творческие, открытые и закрытые конкурсы
- Выработка стандартов в сфере дизайна (включение дизайнера в стадию проектной разработки и предпроектных исследований, нормативные документы об оценке деятельности)
- Помощь дизайн - студиям и проектным бюро в получении лицензионных программных продуктов
- Исследования в области дизайн - образования, традиции и перспективы

Модератором Форума выступил проректор по научной работе, профессор МГХПА им. С.Г. Строганова, историк дизайна Александр Лаврентьев.

Александр Лаврентьев
Историк дизайна Александр Лаврентьев
В своем докладе «Школа как фактор развития дизайна в России (Опыт Строгановской школы), он произвел небольшой экскурс в историю развития российского дизайна: от училища технического рисования, созданное графом С.Г. Строгановым в 1860году, в основе методики которой, поначалу лежал рисунок приближающийся к орнаменту, через коренную ломку стилистики во времена ВХУТЕМАСа, через воссоздание училища в 1945 году, к современной дизайнерской школе. Которая с 60- годов ХХ века несколько меняло акценты создания промышленных изделий от объемно-пространственных структур к архитектонике промышленных форм, к скульптурной пластике и хай-теку последнего времени. Кроме того, МГХПА является методическим центром по обучению дизайну в России, в данный момент большое значение придается предпроектным исследованиям, созданию портрета потребителя, использование новейших технологий для проектирования промышленных изделий.

Гульназ Кадырова
Гульназ Кадырова, заместитель министра промышленности и торговли РФ
Гульназ Кадырова, заместитель министра промышленности и торговли РФ, в совеем кратком выступлении выразила надежду, что появится возможность включить дизайн в самом начале процесса производства товаров, т.к. сейчас это происходит не всегда. Кроме того достаточно остро стоит вопрос о авторском праве на дизайн различных товаров. Замминистра призвала искать частные инвестиции для развития дизайна и производства, т.к. государственных денег может не хватить, и выразила желание активно продвигать бренды российского промышленного дизайна и обратить пристальное внимание на инжиниринг новых материалов.

Юлия Ханьжина, заместитель директора департамента стратегического развития Министерства промышленности и торговли РФ обратила внимание на то, что в современной ситуации дизайн и промышленное производство не слышат друг друга. По ее мнению необходимо создавать карты оценки компетенций промышленной продукции. Необходимо создавать стратегию развития промышленного дизайна, которая в данный момент размыта между разными госструктурами. Необходимо создать некую платформу, на которой сообщество дизайнеров и промышленников могли найти общий язык и найти некую гармонию между инжинирингом и промышленным дизайном. Для этого необходимо участие промышленных компаний в образовательном процессе на основе базовых кафедр ВУЗов.

Владимир Пирожков
Владимир Пирожков, Президент Московского Центра дизайна
Один из известных российских дизайнеров, многие годы работавший за рубежом, Владимир Пирожков, Президент Московского Центра дизайна довольно пессимистично оценил перспективы развития промышленного дизайна в России. По его мнению, российские товары должны быть значительно лучше иностранных, только тогда потребитель будет их покупать. Кроме того частных денег на развитие дизайна в ближайшем будущем не будет. Будут только государственные, а что бы их получить в любой дизайнерской фирме должны быть 2 финансиста, 2 юриста и представитель служб безопасности, для того, что бы деньги могли быть выделены и освоены. Редкая частная дизайнерская фирма может себе такое позволить. Владимир Пирожков сравнил  государство с авианосцем, а маленькие дизайнерские фирмы с лодками в море. Т.к. лодка к авианосцу причалить не может, необходима переходная структура - «баржа», т.е платформа на которой могли встретиться государственные деньги и небольшие дизайнерские фирмы. Сегодняшняя ситуация в промышленности характерна тем, что заводы и фирмы не горят желанием оплачивать качественный дизайн. Чаще всего они ограничиваются инжинирингом. Современные пропорции продукта 20% дизайн, 80% инжиниринг.

Представитель корпорации РОСТЕХ Владимир Кравцов обратил внимание присутствующих на то, что в российском промышленном производстве предпринимается попытка соответствовать мировым стандартам. Не всегда эти попытки бывают удачными. Подчас промышленники не совсем понимают, что дизайн является фактором конкурентного преимущества. На данный момент рынки Юго-Восточной Азии, Латинской Америки закрываются от российских продуктов. Одна из причин этого, не слишком выразительный дизайн продукции, а подчас и его отсутствие, которое заменяется одной функцией. Сейчас в России нет центра коммуникации между промышленниками и дизайнерами. Кроме того, отсутствует полный каталог той продукции, которая выпускается в России. Необходимо создать условия для интеграции промышленности и креативных людей. Существует опасность, что будут существовать «бумажные дизайнеры», который будут создавать проекты, но реализация будет отсутствовать.

Стив Маттин
Стив Маттин, главный дизайнер АВТОВАЗа
Стив Маттин, главный дизайнер АВТОВАЗа посвятил свое выступление повышению эффективности внедрения в производство разработок дизайнеров. На примере работы над новыми моделями ВАЗа, Стив Маттин рассказал, как сохранять общую стилевую направленность модели, несмотря на работу над стайлингом. Были показаны варианты изменений силуэта и внешнего вида новых моделей.

Владимир Аронов
Владимир Аронов, историк дизайна, член Российской Академии Художеств
Владимир Аронов, известный историк дизайна, член Российской Академии Художеств посвятил свой доклад творческой составляющей дизайна. Появившейся в конце XIX понятие промышленного искусства, поначалу воспринималось как ремесло. И уже несколько позже появились термины «исполнительское искусство», занимавшееся воспроизведением проектов и «творческое искусство», направленное на создание проектов. Русский авангард, используемый дизайнерскими школами БАУХАУЗа и ВХУТЕМАСа, обогатил стилистику  промышленной продукции, создающую более комфортную среду обитания. Именно творческое начало в дизайне, сделало его главным элементом окружающего мира.

Гостья из Швеции Сара Соломон Кристофферссон, профессор истории и теории дизайна сделала сообщение «Швеция и дизайн – примеры из практики». Несколько десятилетий назад шведский дизайн был не самым востребованным на мировом рынке. Но совместная работа общественности, государственных структур и самих дизайнеров сделала шведский дизайн мировым брендом. Девиз «простой, эмоциональный, светлый» — стал востребован как потребителями, так и создателями промышленной продукции. Продвижение дизайна в общественную среду стало делом политическим, помогало решению социальных проблем и оказывало влияние на экономику Швеции. Именно национальное брендирование стало локомотивом шведской экономики.

Одни из ветеранов ВНИИТЭ, известный теоретик дизайна Владимир Рунге, вице-президент Международной ассоциации «Союз дизайнеров» в своем выступлении коснулся истории развития дизайна в СССР. Именно экономическая ситуация, подвигла Совет Министров СССР, принять новую концепцию «потребительской экономики». Внимание государственных органов было обращено на качество потребительских товаров. Были созданы специальные художественно – конструкторские бюро, ВНИИТЭ, которые способствовали создание выразительных образцов промышленной продукции. Развивалась и еще одна ветвь  художественного проектирования – Сенежская студия. Лучшие образцы советского дизайна создавались на уровне мировых стандартов. Один из примеров – проект городского такси ВНИИТЭ.

Александра Санькова
Александра Санькова, директор Московского музея дизайна
Один из организаторов Форума, директор Московского музея дизайна Александра Санькова рассказала о роли Музея дизайна в формировании дизайн-среды. Осмысление истории промышленного искусства является важным фактором в создании комфортной среды обитания. Образцы дизайнерской продукции созданные несколько десятилетий назад создают интеллектуальный фон для проектирования современных изделий. Московский Музей Дизайна активно занимается выставочной деятельностью, посвящая экспозиции различным аспектам истории дизайна. Александра призвала собравшихся пополнять экспозицию Московского музея дизайна. И через некоторое время Александр Лаврентьев вручил Александре Санькове новый экспонат, переносную печатную машинку фирмы «Оливетти», образец дизайна 60-х годов ХХ века.

Юрий Михальченко (брендинговое агенство Smart Heart) предложил участникам Форума свое видение проблемы стоящие перед  российским дизайном. В своем выступлении он проанализировал тенденции развития современного дизайна и предложил 12 драйверов российского дизайна:
1. Государственная стратегия
2. Проектирование визуальной среды
3. Образование
4. Продвижение
5. Герои и авторитеты
6. Рынок
7. Производство
8. Связь с человеком (дизайн- мышление)
9. Брендинг и коммуникация
10. Исследование и эксперимент
11. Мировой опыт
12. Аутентичность

По мнению автора, 12 драйверов российского дизайна помогут вывести промышленную продукцию из России на мировой уровень.

Форум «Перспективы и проблемы российского дизайна в XXI веке» продолжался весь день 30 марта. Выступающих было довольно много. Интересные доклады сделали Алексей Александров, Светлана Липкина, Александр Уваров, Елена Пантелеева и другие. Один из выступающих процитировал представителя Агенства Стратегических Исследований. Дмитрий Песков в своем выступлении заявил: «…в России нет и не было промышленного дизайна, весь наш промышленный дизайн – это несколько «звезд», которые работают на крупные концерны. Российский дизайн возник несколько лет назад, с момента встречи в Париже Германа Грефа и Владимира Пирожкова». Это очень смелое заявление, как будто Дмитрий Песков не знаком с историей советского и российского дизайна и не знает о роли ВНИИТЭ в его становлении и развития.

Если резюмировать все выступления на Форуме, то можно прийти к следующему выводу:

1. Активное развитие российского дизайна возможно лишь в том случае, если государство будет заинтересовано в нем.
2. Необходимо создание платформы для коммуникации между промышленностью и дизайнерами.
3. Для повышения профессионального уровня выпускников дизайнерских ВУЗов, необходимо их теснейшая связь с промышленном производством,  в противном случае выпускников ожидает работа в области «бумажного дизайна».

Игорь Клюшкин,
председатель секции «Теория и педагогика» Санкт-Петербургского Союза дизайнеров