Ученье – в свет!

Ничто не возникает из пустоты. Поскольку мы всё ещё не знаем, что было ДО Большого взрыва, утверждать это можно вполне определённо. Никакие знания и умения не возникают сами собой, по умолчанию. Напротив, они не терпят умолчания! Именно тот, кто деятельно, активно делится знаниями и провоцирует ищущее любопытство, становится творцом новых миров. Говорящий – транслирующий – преподаватель выступает в роли дарителя, фокусника, раздражителя (в лучшем смысле «катализатора»), мудреца, советчика, философа и смотрителя маяка. Становится буквально «вторым родителем», как о том вспомнилось недавно в Креативном пространстве «Мойка-8».


Полный зал на «Мойке-8»
Полный зал лектория «Мойка-8».

На один вечер – в День учителя, праздник, уже почти четверть века почитаемый как международный (World Teachers' Day) – Креативное пространство превратилось в Учительскую. Оформленную афишей Елены Немерчук, но отличную от банального школьного кабинета, поскольку здесь собрались и преподающие и воспринимающие – участие студентов наполнило эту встречу свежими ищущими смыслами. Третий в ряду профессиональных праздников в Союзе вечер был организован секцией «Теория и педагогика» под руководством её председателя Игоря Клюшкина. Хорошая это традиция, похоже, стремится стать и регулярной и регуляторной, поскольку не только собирает единомышленников ради лёгкого времяпрепровождения (в лицо-то коллег надо знать), но и фокусирует цеховые проблемы, о которых можно и нужно говорить. А где ещё это делать, как не в зале, праздничным поводом объединяющим самых разных представителей профессии? К тому же стоит помнить, что не только секция «Теория и педагогика» может похвастать преподавателями, но так же и другие «цеха» Союза.


Анна Винярская показывает книгу
Анна Винярская.

Вот и сейчас был не только гул компанейских разговоров у радушного стола, но и череда мини-докладов. Каждому спикеру было отведено совсем немного времени на выступление. Тем интереснее получилась подборка. Ксения Бандорина в режиме дайджеста прошла по такой бесконечной теме, как «Баухауз и коммерческий дизайн», задавшись, в том числе, вопросом популярности современных промышленных реплик знаковых произведений дизайна. Винярская Анна и её руководитель Игорь Владимирович Клюшкин рассказали о непростом, но ярком и многодельном студенческом проекте ЛГУ имени А.С.Пушкина «Интерактивная книга». Председатель Союза Сергей Дужников показал собранную его студией книгу-антологию «100-летний юбилей городской детской художественной школы» (уже одно только это долголетие вызывает уважение к «Антоновской школе»). Дарья Хороших, студентка КТМУ и подопечная Натус Натальи Игоревны, собрала под общим титулом «Функция, чистота и характер или Неделя дизайна в Хельсинки» образцы национальной гордости скандинавов. Мне самому, хоть я и представляю секцию графического дизайна, доставило большое удовольствие поделиться своим двухлетним опытом встреч с детьми в рамках образовательной программы выставочного зала Манеж «Искусство на вырост».


Ксения Бандорина
Ксения Бандорина.

Некоторые из выступавших финализировали свой экскурс вопросом к аудитории, которая затем пробовала найти на него свой микшированный ответ. И этот мгновенный слепок мнений выявлял важный ракурс и широкий взгляд на проблему. Отдельным сюрпризом стала музыка. Неожиданно органично прозвучали под белыми сводами камерного зала звуки синтезатора – импровизировал Евгений Лобанов, занимающийся медитативной музыкой в параллель к своему преподаванию. Замыкал весь этот хоровод столь разных тем объединяющий дискуссионный круг по идее и под модерацией Александры Траубе. Интерактив затевался не ради развлечения (хоть это и было неожиданно для собравшихся и весело), а ради поиска сущностных смыслов. Обсуждение касалось важного для профессионального сообщества вопроса, «громко» сформулированного Александрой: Какие системы из образовательного опыта человечества помогут создать Санкт-Петербургскому Союзу дизайнеров такую образовательную среду, которая будет принята членами Союза и поспособствует их развитию? Ведь имеется в виду не только молодое студенчество, а и вполне «нашедшие себя» профессионалы, ибо тот, кто однажды решит, что со своим самообучением может успокоиться, должен будет признать своё творческое банкротство.


Дарья Хороших
Дарья Хороших.

Едва ли можно одномоментно найти безупречный рецепт для такого многослойного пирога, как профессиональное обучение, но мнения, прозвучавшие в «круге», собирали в единое поле понятий его разноплановые элементы. Это, например, формат образования, его факультативные разновидности, экспериментаторство ради провоцирования творческой энергии, сочленение разных «несоединяемых» тем, скажем, «графики и музыки» (вот вам и межсекционная коллаборация), общение с детьми для того, чтобы цеплять формы ранней социализации и со-творчества, как и формирование взаимного доверия, раскрепощение юных дизайнеров разных возрастов, игровые технологии научения, вплоть до флэш-мобов, как и удалённое обучение в качестве актуальной формы (но роль преподавателя-контактёра обозначалась всё же отдельно), борьба с собственной ленью, совместная со студентами акционность, отстаивание за понятием и принципами дизайна значимой роли «формовщика» культуры, вторжение в общеобразовательную систему, которая порой теряет ориентиры, «продажная» грамота будущих специалистов и т.п. Кстати, пришедшие на вечер не-члены Союза высказывались не менее заинтересованно.


Игорь Клюшкин и Елена Немерчук со своими студентами.
Игорь Клюшкин и Елена Немерчук со своими студентами.

День учителя – это, на мой взгляд, один из самых значимых праздников, которые стоит отмечать. Именно потому, что тот, кто привносит в жизнь другого человека новизну знания, становится передатчиком подлинных ценностей. Не придуманных, не пусто постулируемых и бездумно призрачных, а весомых и ощутимых, на основе которых выстраивается чьё-то новое миропонимание. Учитель, в какой бы сфере знаний он ни работал, является своего рода универсальным дизайнером, который воплощает своим трудом витрувианскую формулу «Польза, прочность, красота», только строит не здание из камня, а основу интеллекта, души и способности творить. И хоть известные строки Заболоцкого говорят о Некрасивой девочке, здесь хочется их произнести как раз в связи с Учителем:
«…А если это так, то что есть красота
И почему её обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?».


Полный фотоотчет здесь.

Текст: © Владимир Корольков. 2018

Фото: © Александра Траубе. 2018