Журнал «Проектор». Чудо рождения нового номера

Сегодня мы беседуем с Дмитрием Харшаком – дизайнером, фотографом, искусствоведом, исследователем графической археологии, а также учредителем и главным редактором журнала «Проектор». Именно о журнале «Проектор» сегодня и пойдет речь.


Дмитрий, добрый день! Вы организовали плакатную выставку SWISS MADE в рамках Недели дизайна. И уже скоро мы увидим свежий «Проектор» о швейцарском графическом дизайне. Почему вам важно рассказать об этом в журнале?

Журнал «Проектор» – история «что вижу, то пою». Со швейцарским номером, как и с остальными, – счастливое стечение обстоятельств. 

Некоторое время назад мне написал коллега из Германии Федор Гейко, дизайнер и исследователь дизайна, с предложением опубликовать тексты о швейцарцах, таких как Йозеф Мюллер-Брокманн, Эмиль Рудер, Адриан Фрутигер и других. У Федора замечательный файловый архив. Я понял, что нужно делать номер, посвящённый швейцарцам, которые с 1950—1960-х годов ХХ-го века изменили визуальную картину мира на планете. Швейцарская школа дизайна на протяжении семидесяти лет — одна из ведущих национальных дизайнерских школ мира. Когда я делал экспозицию в Новом музее и в очередной раз увидел плакаты не на экране компьютера, а настоящие, это заставило мурашки разбегаться вдоль позвоночника. То, что творят современники, для меня – невероятный космос, потому что уровень графического мышления, отношение к образу, типографике совершенно немыслимый – так здорово! И выставка и выпуск журнала получили поддержку швейцарского фонда «ПроГельвеция». И я очень благодарен швейцарским коллегам за высокую оценку моего проекта.

Интервью у Дмитрия Харшака в Санкт-Петербургском Союзе дизайнеров
Интервью Дмитрия Харшака в Санкт-Петербургском Союзе дизайнеров. Фото: © Александр Трофимов. 2016
Раньше я делал журнал 4 раза в год – и с 2007 до 2015 года ни разу не пропустил и не сдвинул дату выхода. В 2015 году по экономическим причинам и по причинам загрузки рабочими проектами я делаю журнал 2 раза в год. Предыдущий номер делали с коллегами из Государственного Эрмитажа и Института Финляндии. Год назад я привозил выставку американского плаката второй половины ХХ-го века. Чрезвычайно харизматичный нью-йоркский дизайнер Мирко Илич (Mirko Ilic) открывал выставку и читал лекции на площадке Нового музея. Проект «выставка плюс тематический номер» приобретает черты формата. На выставке американского плаката это была проба. Организуя выставку швейцарского плаката, я это делаю во второй раз. А сразу после окончания Санкт-петербургской Недели дизайна я улетел на три дня в Париж на французские дизайн-дни. Сейчас начинаю готовить французский проект на 2017 год. Он обещает быть еще масштабнее.

Какие встречи и интервью состоялись, о которых вы давно мечтали, при подготовке номера о швейцарском дизайне?

Выставка – мой кураторский проект. Видя картину того, что происходит в швейцарском графическом дизайне, я отобрал 10 авторов. Авторы – иногда творческие дуэты, например, Иван Вайс и Михаэль Крейнбюль, которые вместе учились, а после окончания школы основали студию, и делают неземной красоты вещи. У меня с ними хорошее интервью получилось. Также я написал текст про Макса Билла в силу того, что он еще в 1920-е годы был учеником Bauhaus, а Bauhaus в моей жизни присутствовал активно. Очень объёмная и проработанная публикация получилась с Ральфом Шрайфогелем. Про Мартина Вудтли текст написал Сергей Иванович Серов – президент Московской международной биеннале графического дизайна «Золотая пчела», крёстный отец всего российского графического дизайна. Есть и большое количество исторических публикаций, посвящённых отцам-основателям Швейцарской школы.

Обложка журнала «Проектор»

В этот раз тоже произошло «чудо рождения нового номера», «магия»?

Да! До сих пор я не могу это осознать. У меня возникает забавное ощущение, когда я общаюсь с европейскими коллегами. Я им рассказываю, что у меня дизайн-студия и я издаю журнал, организую выставки и так далее... И понимаю, что они представляют многоэтажное здание с вывеской «Харшак» и со множеством сотрудников. Это не соответствует реальности, потому что мы сидим в мастерской в мансарде. Мы – маленькая дизайн-студия, которая, зарабатывая деньги на проектах, связанных с брендингом, айдентикой, рекламой, многостраничными изданиями и сайтами, вкладывает деньги в издание журнала. У меня нет другого дохода, кроме профессиональной деятельности, а журнал принадлежит мне – я его учредитель, издатель, главный редактор, верстальщик, грузчик, директор и всё прочее.

Вы действительно делаете журнал один?

Да, один делаю. Данил Серов, замечательный технический дизайнер, готовит весь иллюстративный ряд. Ярослав Иванов, ветеран студии «Проектор», вносит корректуру и другие технические моменты, а мастер-вёрстка моя. Обложки редко кому-то даю делать. Например, главным героем 11-го номера был Владимир Чайка, замечательный московский график. Я очень люблю его плакатную серию, и один из плакатов Владимир как раз разместил на обложке журнала.

Обложка журнала «Проектор». Владимир Чайка

Для обложки 15-го номера вы сфотографировали работы дочки. На какие ещё интересные идеи наводит вас творчество детей?

Алиске 3 года тогда было. Я очень вдохновляюсь творчеством детей. А в 2015 году мы с Никой снова стали молодыми родителями – у нас родилась вторая дочка Арина. Старшей, Алиске, сейчас 8 лет и она отучилась первый год в детском дизайн-центре, где, в своё время, занимался и я еще до поступления в Муху. Мне чрезвычайно приятна эта преемственность. Алиска также ходит на занятия в Клуб Юных Архитекторов. Замечательные молодые ребята-архитекторы организовали занятия для деток. Очень хочется верить, что Алиса пойдет по нашей стезе. Мы в этом хоть как-то сможем помочь и направить. Если она захочет пойти, например, в медицину, юриспруденцию, археологию, мы окажемся бессильны продвинуть ребенка в профессии, поскольку в этом ничего не понимаем. Моя жена – архитектор, мои родители – художники-графики. Мы не первое поколение, которое занимается искусством в этом городе. Но главное – не отбить охоту и не «перекормить» профессией с детства.

В 2010 году к 60-летию моего папы, Андрея Харшака – почетного академика РАХ, заслуженного художника России, была выставка в Петропавловской крепости. И папе захотелось сделать не очередную персональную выставку, а выставку семьи. Там были представлены работы моего прадеда, обоих моих дедов, моих родителей, мои работы и работы трехлетней на тот момент Алисы. Получается, что первая выставка у Алисы прошла в Петропавловской крепости. Она воспринимает это совершенно естественно. Она присутствовала на всех моих выставках и выставках моих родителей. И всегда присутствовала со стороны микрофона. Было забавно, когда мы приходили на открытие выставок к нашим друзьям, а Алиска шла к микрофону выступать.

Обложка журнала «Проектор»

А если Алиса уйдет в другую область, как вы на это отреагируете?

Главное, чтобы в удовольствие, чтобы дело приносило радость. Мне кажется, очень важно заниматься каким-то созидательным процессом, делать что-то, чего еще не было и какой-то крупинкой привносить что-то хорошее.
Если журнал интересен какому-то количеству моих друзей, подписчиков, читателей – для меня это очень важно и, наверное, ради этого всё и делается, чтобы сделать что-то хорошее.

Где вы ищете темы для новых номеров?

Я со многими людьми общаюсь, хожу на выставки, читаю книги, смотрю альбомы, ленту фейсбука. Вижу какую-то интересную информацию и мне сразу же хочется это опубликовать, зафиксировать, что-то об этом рассказать, поговорить с автором. Очень многое решается спонтанно. Когда мои друзья и партнёры привозят кого-то в Петербург, они звонят мне, потому что, к сожалению, у нас не так много изданий по дизайну. Например, 26 мая утром в отеле «Амбассадор» я встретился с замечательным голландским архитектором Перо Пулизом. В Юсуповском саду поговорили про архитектуру. Может, голландский номер вырастет, всё-таки Новая Голландия скоро открывается после реконструкции.

Была роскошная выставка «Золотое поколение. Модернизм в финской архитектуре и дизайне» и я решил, что нельзя пройти мимо этого и надо сделать номер. Американский номер появился, потому что ко мне обратилась Школа визуальных искусств из Нью-Йорка, которая захотела сделать выставку в Санкт-Петербурге.

Расскажите, как трансформировался дизайн журнала «Проектор»?

У журнала есть четыре секретных обложки, которые никто никогда не видел. Журнал был придуман мной и моей дипломницей Настей Колесниковой, когда я преподавал на кафедре «Графики» питерского Полиграфа. Логотип и первые два номера сделала Настя. Я её сразу же после диплома взял на работу в студию арт-директором журнала. Макет изначально принадлежит Насте. Потом она решила, что дизайн не для неё и пропала с профессионального горизонта. А я по инерции продолжал находиться в том макете.

Некоторое время назад начал меняться логотип

Обложка журнала «Проектор»

Потом ко мне в редакцию зашёл Дима Горячев, замечательный петербургский фотограф, и подарил мясорубку, зная мою страсть к харизматичным предметам. Я поставил мясорубку на полку, ходил, смотрел, любовался и решил – надо её на обложку поставить. Вот, кстати, откуда обложки берутся. Придумал историю, что шапку журнала засасывает в мясорубку.

Обложка журнала «Проектор»

Но, кто же мог знать, что к следующему номеру я куплю у Юрия Гордона новые шрифты и полностью переделаю макет. С новой акциденцией журнал обрёл совершенно иной визуальный облик. Получилась пророческая история – старую шапку засосало, перемололо в мясорубке, а после этого вышел журнал в новом макете. Это не было продумано. Это то, что я отношу к магии работы с периодическим изданием.

Обложка журнала «Проектор»

В Санкт-Петербурге, наверное, это единственный профессиональный журнал. Получается, что нет конкурентной среды?

Есть журнал «Проект Балтия», с которым мы очень редко пересекаемся по каким-то архитектурным темам. Никакой конкуренции нет.

Достаточно журнала «Проектор»?

Нет, конечно, не достаточно, их 50 штук таких должно быть. Есть бумажная версия журнала, а есть электронная, которую легче распространять. Для меня, как для «бумажного» человека, было очень важным решением в 2010 году весь архив выложить в открытый доступ на issuu.com. С тех пор, когда новый номер приезжает из типографии, я сразу выкладываю электронную версию. Я до сих пор искренне удивляюсь, если журнал знает кто-то, с кем я лично не знаком. У меня до сих пор ощущение того, что все мои читатели получают журнал от меня в подарок. Это моя широкоформатная визитная карточка. Я на встречу с заказчиками, партнёрами, друзьями иду с журналом.

Если говорить об экономической стороне, получается ещё больший приток аудитории для рекламодателей?

В первые годы существования журнала я строил его, как мне казалось, по какой-то традиционной схеме, искал коммерческого директора. На этой должности сменилось несколько сотрудников – ни у кого не получалось продавать. Все рекламные бюджеты, которые были в журнале, они приведены мною через мои контакты. Скорее, журнал подобного рода может быть «грантоёмким». Мне, безусловно, было приятно получить поддержку от Генерального Консульства Королевства Нидерландов на издание голландского номера. Журнал платит добром за добро.

Какие, подобные «Проектору», издания в мире для вас пример?

Подобные «Проектору» издания стоит искать, наверное, в сфере некоммерческих авторских вещей, делаемых энтузиастами своего дела. Если говорить о примерах из «большой» жизни, которые мне страшно нравятся, то совершенно роскошные два журнала Frame и Mark. Frame – архитектурный, Mark – интерьерно-эксперементально-объектный. Помимо того, что они публикуют классные проекты, они сами служат образцом графического дизайна высокого класса. Я не знал, кто это делает, до тех пор, пока не познакомился с амстердамской студией Лесли Моор (интервью)

Каким вы видите будущее журнала?

Хочу, чтобы у журнала был хороший сайт. Сейчас есть сайт www.projector.media, где сборная солянка – там и работы дизайн-студии, и наши выставочные проекты, и журнал. Хочу, чтобы у журнала было приличное мобильное приложение. Совершенно точно я не уйду полностью в онлайн, потому что мне важно понюхать номер, пришедший из типографии, и потрогать выборочный лак на обложке, пошелестеть страничками. Хочется верить, что будет хватать денег на его издание. Конечно, мне бы хотелось, чтобы меня какой-нибудь издательский дом купил с потрохами, и снял бы с меня все головные боли, кроме творческой – распространение, привлечение рекламодателей и т.д. Мечтаю расширить аудиторию за счёт языка. Я вижу, как «Проектор» воспринимается европейскими ребятами – это был бы европейский хит! Если бы нашёлся партнёр в виде переводческой конторы, то из этого мог бы быть толк.

Где можно приобрести «Проектор»?

Продажами занимаются мои партнёры – компания www.lebigmag.ru. У них всегда можно найти не только «Проектор», но и другие замечательные дизайнерские издания. Они специализируются на том, что возят мировые журналы в Россию.
«Проектор» всегда присутствует в книжном магазине «Подписные издания», Литейный, 57. Сейчас журнал можно купить и в лавке Нового музея – он там чудесно сочетается с выставкой SWISS MADE.
Я к каждому номеру устраиваю тусовку – выставку или презентацию.

С некоторыми номерами «Проектора» вы можете ознакомиться в библиотеке креативного пространства «Мойка-8» Санкт-Петербургского Союза дизайнеров.

Беседу вела: Екатерина Архипова