Задизайнено и разжевано. О выставке истории российского промышленного дизайна

Дизайнерские выставки – не такое уж и частое удовольствие. А нужда в них насущная. Ведь дизайн – это не «оформление», а (среди прочего) индикатор развития страны. По всем её параметрам: интеллектуальным, технологическим, экономическим и провидческим. Поэтому публикация достижений в промышленном дизайне стимулирует и творчество и, как ни странно, патриотизм. Другое дело, что нынешние «новости дизайна» как правило относятся к временам прошедшим, да ещё большей частью мифологизированным.

Вот об этой форме существования отечественного дизайна – публикуемое здесь высказывание екатеринбургского коллеги. Это Леонид Салмин, дизайнер, культуролог, профессор Уральского государственного архитектурно-художественного университета, кандидат искусствоведения, немало времени проработавший во ВНИИТЭ и Союзе дизайнеров в 80-90-е годы.

Название выставки, ознаменовавшей открытие площадки Московского музея дизайна в Новой Третьяковке, скорее всего, непреднамеренно, но вполне постмодернистски следует жанру детских фольклорных «недоговорок» на манер «Нас ра, нас ра, нас радует весна! И жо, и жёлтые цветы»...

Конструкция из трех слов поначалу ведет привычным маршрутом, но после второго слова резко поворачивает в сторону: МИР! ДРУЖБА!... Дальше, всяк понимает, должна быть ЖВАЧКА. Ан нет. На месте жвачки – ДИЗАЙН. Таким образом, уже на входе, независимо от того, было ли это замыслено авторами, зритель получает бесценный герменевтический ключ к потаенным смыслам экспозиции.

За последние пару десятилетий история отечественного дизайна и впрямь превратилась в жвачку. Ее долго, до судороги скуловых мышц, разжевывали и пережевывали в учебных вузовских курсах, в журнальных публикациях различного градуса академичности или научпоповости, на выставках, в телепередачах, и даже в кино.

history_of_design_01.jpg

Этот дискурс истории советского дизайна, волшебным образом переходящего в современный российский, и впрямь обладает ключевыми свойствами жвачки: он легко тянется и растягивается до бесконечных, густо ароматизированных нарративных соплей, он легко приклеивается к чему угодно – от кандидатских диссертаций до политических деклараций, он позволяет надувать пузыри многозначительности на пустом месте. Беда лишь в том, что весь этот информационный «баблгам» не в состоянии ничего объяснить по смыслу.

Некоторое время назад я опубликовал в журнале «Проект Байкал» статью, посвященную советскому дизайну второй половины прошлого века как предмету мифологии и археологии. Речь там, помимо прочего, о том, что понять факт возникновения и развития советского дизайна 60-х – 80-х возможно, лишь продравшись сквозь густые мифологические наслоения, покрывшие реальную историю советского дизайна за последние двадцать лет. Причины этой мифологизации – отдельная тема, достойная специального исследования, и я сейчас не о ней. Я о выставке, собравшей три сотни артефактов промышленного дизайна, выстроившей из них экспозицию и умудрившейся при этом вполне аутентично воспроизвести чисто советский стиль парадной реляции о достигнутых успехах. Не о проблемах и парадоксах, из которых реально состояла вся история отечественного дизайна, а исключительно о достижениях. Словно проект выставки утверждался еще в начале 80-х комиссией горкома КПСС.

history_of_design_03.jpg

Вообще, сам предметный контент выставки – всего лишь материал, из коего выстроить можно было что угодно, в том числе и глубокое, нетривиальное размышление о генезисе и судьбе дизайна как особой – проектной деятельности. Но выстроилась отчетная выставка достижений технической эстетики и дизайнерского хозяйства, выдержанная в риторике психотерапевтического самопоглаживания и самовосхваления. Отлично сохранившееся образцы дизайнерского творчества – конечно, не какие-нибудь древнеегипетские артефакты. Многие из них живы в отечественном быту еще со времени брежневского застоя. И все же стоило бы взглянуть на них через призму археологии. Не той археологии, что производит реальное мучительное взрезание почвы в поиске следов бесконечно далеких культур, а той, что одолевая ментальные наслоения совсем недавнего прошлого, прорывается к сути вещей и к смыслам деятельности, их создавшей.

Выставка этого не делает, всячески избегая интонаций вопрошания и предпочитая жевательный ритм утверждений, не несущих в себе ничего нового. Да, всё аккуратно разложено по полочкам – вот космос и авиация, вот средства транспорта, вот промышленные приборы, вот предметы быта. Однако будучи оформлены в багет или помещены в стеклянные саркофаги витрин, представленные вещи музеефицируются до состояния мумий. То есть рассказывают исключительно о самих себе и немного о прошлом, хотя и являются продуктами той деятельности, для которой главной профессиональной категорией была категория будущего. В результате получается еще один виток мифологического затуманивания истории дизайна, экспозиция превращается в сказание о «золотом веке» советского художественного конструирования, о волшебном царстве ВНИИТЭ и многочисленных мелких княжествах промдизайна в недрах предприятий и ведомств.

history_of_design_02.jpg

Для человека, подобно автору этих строк, начинавшего в стенах Всесоюзного НИИ технической эстетики свою трудовую биографию, успевшего поработать в коммерческом дизайне, в исследовательской и проектной сферах и почти три десятилетия обучающего дизайну студентов профильного вуза, выставка «Мир! Дружба! Дизайн!» предстает как ностальгическая «палата образцов», как ковчег, на котором организаторы экспозиции (спасибо им, конечно, за эту библейскую миссию) собрали для спасения от всемирного информационного потопа «каждой твари по паре». Рассматриваешь экспонаты, поясняющие тексты, фотографии и чувствуешь, что и сам мог бы быть одним из исторических артефактов такой экспозиции, одной из мумий отечественного дизайна. Однако, понимая, что еще жив, что память еще работает, а воображение еще не переключилось на генерирование мифологической позолоты собственного прошлого, вдруг отрезвленно задумываешься о главном мемориальном смысле экспозиции – о смерти проектной культуры, той проектной культуры, которая, при всем утопизме идей и концепций, разбивавшихся о беспросветную советскую реальность, все же занималась прозреванием будущего.

Сегодня отечественный дизайн занимается исключительно настоящим. Он по-прежнему пользуется словом «проектирование», но уже в совсем ином значении. Когда на этикетке к очередному экспонату, к примеру, читаешь: «Задизайнено студией А. Лебедева», смысл темпоральной катастрофы дизайна становится кристально ясен. Дизайн стал сферой обслуживания исключительно сиюминутных прикладных задач. Разменяв риски будущего на безопасность (а главное, «успешность») настоящего, дизайнер переквалифицировался из проектировщика в оформителя. 

Если говорить не о мировом прогрессе технологий и рынков, а о гуманитарном, гуманистическом видении планетарной ситуации, понятно, что дизайн нынче не работает с будущим, выходящим за пределы нашей собственной жизни и за границы его, дизайна, сегодняшней институциональности. Отсюда не просто вполне предсказуемое впечатление музейной застылости экспозиции (все же это выставочный продукт «МУЗЕЯ дизайна», к тому же въехавшего на территорию еще более традиционного музея), но некий дух мавзолейности, некропоэтики выставочного контента.

Уже при завершении этого текста попалась на глаза реплика Д.А. Азрикана по поводу фильма «История российского дизайна». Азрикан, один из самых ярких героев истории отечественного дизайна 70-х – 80-х, отмечает: «...движение от разработки вещей к дизайну «миров» совершенно не нашло никакого отражения в фильме «История Российского Дизайна». Казалось бы, это плохо. На самом деле это хорошо. Это говорит о том, что мы смотрели далеко вперед. Когда-нибудь наши потомки снимут правдивый и хороший фильм о том, как во второй половине ХХ-го века небольшой команде самоотверженных фантазеров удалось увидеть будущее, не надеясь на понимание и не ожидая признания».

Когда-нибудь и выставки об истории российского дизайна будут другими. Все-таки, большое видится на расстоянии. А пока - Мир! Дружба! И... Да, жвачка!

Но и на том спасибо.

Текст и фото:  © Леонид Салмин. 2019


Послесловие.

Острое мнение автора, разумеется, может не совпадать с вашим. Тем и хороши впечатления специалистов. И если вы найдёте формат дискуссии и продолжения разговора, это будет полезно для всех, кому небезразличен дизайн: как искусство, как технология, как история, и, главное, как будущее. line_900_black.jpg

Выставка «Мир! Дружба! Дизайн! История российского промышленного дизайна»

Москва. Новая Третьяковка, Западное крыло, Крымский Вал, 10, 2 этаж
25 декабря 2019 – 29 февраля 2020 года 

Часы работы выставки: 
Пн – выходной
Вт, Ср, Вс – 10:00 – 18:00, вход до 17:00
Чт, Пт, Сб – 10:00 – 21:00, вход до 20:00 Стоимость билетов:
Взрослый – 400 ₽
Студенты средних специальных и высших учебных заведений РФ вне зависимости от формы обучения – бесплатно
Льготные категории – 200 ₽, 100 ₽ и бесплатно  По средам выставку можно посетить бесплатно.