Арт-дизайн Петербурга

Выставка «Дизайн. Конвергенция», открытая в историческом парке «Россия – Моя история», представляет работы секции «Арт-дизайн» Союза дизайнеров Санкт-Петербурга.

Исходя из общения с некоторыми авторами и их тезисов, представленных на выставке, я заметил, что понятие «конвергенция» участники выставки воспринимают как некий конфликт противоположностей, высвобождающий творческую энергию. Но конвергенция – это схождение, а не стычка, как дизайн – путь бесконфликтного сближения эстетики, функции и технологии, поиск точки гармоничного баланса между ними. Дизайн и конвергенция – понятия тождественные.

Разберемся с понятием арт-дизайн, явлением редким в стране когда-то победившего марксизма в виду его малой практичности. Арт-дизайн – это пограничная область между пространствами искусства и дизайна. Сами эти пространства являются пульсирующими, область их перекрытия нестабильна, поэтому специализация в заявленном пространстве видится непростой, но реальной, что увеличивает ценность успеха.

Тиражные произведения искусства, созданные с использованием индустриальных методов, вроде кролика из нержавеющей стали Джеффа Кунса, или художественные объекты с частично редуцированной функциональностью вроде «Венеры Милосской с ящиками» Сальвадора Дали, попадают в пограничную область между искусством и дизайном, но мы их оставим искусствоведам.

Нас интересуют объекты дизайна, в которых нарушено равновесие между функцией и эстетикой. Так, например, в реди-мейдах Акиле Кастильоне, светящихся объектах Инго Мауэра или соковыжималке Филиппа Старка художественная форма доминирует над функциональностью или технологичностью. Высокая стоимость производства мебели Карло Моллино или шезлонга Марка Ньюсона настолько непропорциональна их функции, что не оставила им шансов для серийного производства. Субъективные дизайн-концепты — жилые ландшафты Вернера Пантона, творчество группы Memphis, объекты Алессандро Мендини и Рона Арада — рассчитаны на узкие круги интеллектуальных элит.

Нечто подобное я ожидал увидеть, отправляясь на выставку секции «Арт-дизайн».

В результате произведений арт-дизайна на выставке оказалось немного. К ним можно отнести работы Баремира Бахарева, всегда перфектно исполненные и мало нагруженные функционально, и Олега Лычко, представившего реди-мейды захватывающих форм, дополненные возможностью их практического применения.

TROFOTO_3888_07042017.jpg
Боремир Бахарев
lichko_project_06.jpg
Олег Лычко
Арт-объекты Владимира Свердлова представляются чистым искусством, и лишь их высокая технологичность сохраняет незначительную гравитацию дизайна. Обратную ситуацию мы видим в работах Татьяны Самойловой, с той разницей, что это произведения чисто индустриального дизайна высокого уровня. То обстоятельство, что они не дошли до массового производства, не делает их арт-дизайном, скорее они представляют искусство дизайна, то есть дизайн в его наилучшем проявлении.

covergence_08.jpg
Владимир Свердлов
TROFOTO_3785_31032017.jpg
Татьяна Самойлова
Следующие произведения можно отнести к декоративно-прикладному искусству: ручной текстиль Валерии Лошак и Наталии Цветковой, работы которой претендуют на определенную связь с искусством, ювелирные изделия Александры Траубе, художественное стекло Ирины Бобровой и Ксении Векшиной.

TROFOTO_9487_27032018.jpg
Валерия Лошак
1 место: Траубе Александра. Коллекция украшений. «Шамати»
Александра Траубе
covergence_03.jpg
Ксения Векшина
«ТРИ ЧАШИ». Хрусталь, сталь. 60х20 см. 2014 г.
Ирина Боброва
covergence_11.jpg
Наталия Цветкова
Творчество Татьяны Минаевой и графические работы Полины Слуцкой в данной экспозиции смотрятся весьма странно и размывают замысел кураторов.

covergence_06.jpg
Татьяна Минаева
covergence_09.jpg
Полина Слуцкая
Подводя итоги, хочется упомянуть дискуссию с некоторыми авторами, отметившими собственное понимание темы как дизайн с большей ориентацией на эмоции живого человека. Слышать это было довольно странно, так как дизайн уже сам по себе является гуманистической дисциплиной.

Некоторые авторы выставки поделились мнением, что арт-дизайн – это дизайн с большей ориентацией на эмоции человека. Отчасти это верно, но отечественные дизайнеры часто забывают, что дизайн сам по себе уже является гуманистической дисциплиной. В России дизайн по-прежнему воспринимается как техническая эстетика, ориентированная на тяжелое машиностроение, где человеку отведена скромная роль. Спустя четверть века после развала СССР европейское человекоориентированное понимание дизайна все еще не пришло на смену заученным советским подходам. Гуманное отношение к человеку, внимание к его эмоциям в объектах дизайна воспринимается как некая художественная вольность, которая должна быть немедленно исключена из пространства технической эстетики в корзину с пометкой «Арт-дизайн».

Текст: © Павел Ульянов. 2018