Каждодневная роскошь

Открытие выставки стало кульминацией ICOM Glass Annual Meeting 2018 «Glass museums and collections in Russia», Конгресса ИКОМ по художественному стеклоделию, который проходил в Санкт-Петербурге 24-29 сентября 2018 года.

И в ней в первую очередь интересно соединение в единой экспозиции западноевропейского и русского художественного стекла. Представлены лучшие произведения ХVI – начала ХХ века из фондов Эрмитажа.

Выставка «Стекло, которым любовались. Шедевры XVI-XX веков в собрании Государственного Эрмитажа» будет доступна для посещения с 26 сентября 2018 по 12 апреля 2019 года в Синей спальне Зимнего дворца.

Чаша. Венеция, ок. 1878 г. Изготовлена из двухслойного стекла и демонстрирует исключительное мастерство специалистов, работавших на стекольном заводе Сальватии.Стопа с изображением охотничьих сцен. Фракония (?) или центральные немецкие земли. Вторая половина ХVII в. Расположенная по спирали роспись с изображением охотничьих сцен была очень популярна в оформлении хумпенов и позволяла разместить на поверхности большее количество персонажей.
Чаша. Венеция, ок. 1878 г. Изготовлена из двухслойного стекла и демонстрирует исключительное мастерство специалистов, работавших на стекольном заводе Сальватии. Стопа с изображением охотничьих сцен.  Фракония (?) или центральные немецкие земли. Вторая половина ХVII в. Расположенная по спирали роспись с изображением охотничьих сцен была очень популярна в оформлении хумпенов  и позволяла разместить на поверхности большее количество персонажей.
Название сразу раскрывает основополагающую концепцию – статусность вещей. Это не просто утилитарные предметы – это уникальные объекты, говорящие о статусе хозяина, о его положении и возможностях. Предметы из стекла были недоступны для большинства, они становились символами богатства. Художественные вкусы и потребности двора и знати определяли направления развития отрасли. Мода в конкретном регионе диктовала технику и цветовые решения исполнения.

Хрупкие сокровища являются не только итогом удивительных технологических достижений мастеров своего времени, но также могут поведать об изменении эстетических вкусов и этикета того периода. Так в рамках выставки мы видим переход от единичной посуды к сервизам, к бисеру и абсолютно декоративным предметам. И это очень увлекательное путешествие.

Мозаичная картина «Птица и мышь». Италия, конец ХVIII в. Экспонат выполнен в технике микромозаики. От обычной мозаики она отличается малым размером смальт (тессеры, цветное стекло).

Мозаичная картина «Птица и мышь». Италия, конец ХVIII в. Экспонат выполнен в технике микромозаики. От обычной мозаики она отличается малым размером смальт (тессеры, цветное стекло).

В зависимости от времени западное стекло передавало эстафету первенства от Венеции к Баварии, Англии и затем к Франции и Америке, где зарождалась определенная школа и техника. Так венецианское стекло, массивные немецкие стопы, декорированные искусной гравировкой бокалы и кубки, вазы, изделия со вставками из стекла, мозаичные картины иллюстрируют различные этапы эволюции стеклоделия.

Коробка с образцами бус, стекляруса и бисера. Венеция, Фабрика Д. Буссолина, ок. 1850 г. Коробка состоит из двух планшетов. На верхнем в овале радиально расположены образцы бисера для вышивания: от большего диаметра к меньшему. На нижнем по внешнему кругу представлены образцы бус и стекляруса, по внутреннему – образцы бисера. Графин с пробкой. Россия, Санкт-Петербург, Императорский стеклянный завод, 1870 г. Графин с пробкой, декорированный тремя головами лошадей, вырезанных из стекла и расписанных полихромными эмалями, воспроизводит узоры русской народной вышивки или резьбы по дереву.

Коробка с образцами бус, стекляруса и бисера.  Венеция, Фабрика Д. Буссолина, ок. 1850 г. Коробка состоит из двух планшетов. На верхнем в овале радиально расположены образцы бисера для вышивания: от большего диаметра к меньшему. На нижнем по внешнему кругу представлены образцы бус и стекляруса, по внутреннему – образцы бисера. Графин с пробкой. Россия, Санкт-Петербург, Императорский стеклянный завод, 1870 г. Графин с пробкой, декорированный тремя головами лошадей, вырезанных из стекла и расписанных полихромными эмалями, воспроизводит узоры русской народной вышивки или резьбы по дереву.

Российское же стеклоделие начало свой путь с подражания западному, со стремления перенять европейский уклад жизни. Но, несмотря на практически вековой разрыв, русское художественное стекло постепенно переходит от «диковинки» к собственному шедевру. И мы видим в одной витрине предметы, которые практически идентичны и неотличимы внешне. И уже с ХVIII века в России стеклоделие развивалось в рамках общеевропейской художественной традиции. Характерной чертой русского стеклоделия становится цветовое многообразие. На рубеже ХIХ-ХХ веков эта отрасль декоративно-прикладного искусства достигла наивысшего расцвета, который был прерван Первой мировой войной, после которой она уже не смогла восстановиться.

Автор материала Векшина Ксения. Член СПБ СД.Кубок-шутиха с фигуркой животного на крышке. Россия, Санкт-Петербург, Ямбургский стеклянный завод, начало ХVIII в.
Автор материала Векшина Ксения. Член СПб СД. Кубок-шутиха с фигуркой животного на крышке. Россия, Санкт-Петербург, Ямбургский стеклянный завод, начало ХVIII в.
Сегодня нас каждый день окружают предметы из стекла. Мы привыкли к многометровым витринам, столешницам, посуде и не задумываемся о технологии производства. Но глядя на сокровища этой выставки, невозможно не восхититься и остаться равнодушным к мастерству художника-стеклодува, создавшего эти изящные бокалы, оригинальные украшения, нарядные вазы, миниатюрные мозаичные панно. Выставка демонстрирует единичные вещи из собрания Эрмитажа, и многие из них доступны широкому кругу зрителей впервые. Здесь не стояла задача выставить в витринах все сервизы или все бусы. Ценна не комплектность, а именно уникальность каждого отдельного произведения. Для того чтобы сконцентрировать внимание зрителя на изысканности и дать ему возможность проследить основные этапы стеклоделия.
В анонсе статьи:  Настольное украшение. Венеция, ХVIII в. Такие украшения предназначались для официальных парадных обедов во Дворце дожей в Венеции во время праздников, а также для дипломатических подарков.    
Текст: © Ксения Векшина. 2018
Фото: © Владимир Корольков. 2018