Эффективный дизайн для флексографии

Чтобы товар хорошо продавался, его упаковка должна быть особенной. Уникальность упаковки может достигаться за счет использования необычного цвета, оригинального графического решения, ручной отрисовки или использования художественной фотографии. Все это, как правило, ведет к дополнительным расходам, но, если достигается разумный баланс цены и качества, можно быть уверенным в эффективности вложенных средств. Поэтому так важен этап разработки оригинал-макета будущей упаковки.

Флексография возникла в 50-х годах прошлого века в США, одновременно с возникновением новой формы магазинов самообслуживания. Покупатель стал общаться с товаром без помощи продавца. Возникла необходимость в большом количестве относительно недорогой, функциональной и эффектной упаковки для товаров самого различного диапазона, от кондитерских изделий до строительных материалов. Все это могла дать флексопечать.

Конечно, технологии того времени были далеки от совершенства, и часто такая печать была похожа на печать ребенка резиновыми трафаретами. Краски почти не могли смешиваться, о печати фотоизображений не могло быть и речи, но все определяла цена вопроса, а здесь флексопечати не было равных. Глубокая печать, способная справиться с задачей печати на пленках и фольге, имеет смысл только при очень больших тиражах. Стоимость форм здесь гораздо выше, так как это требует гравировки на металлических цилиндрах. Для флексографии формы делают из более дешевых полимерных материалов. Они значительно дешевле. Здесь можно точнее подобрать размер, эффективнее использовать материал.

Советские этикетки для конфет на прозрачных материалах, были очень эффектными в сочетании с фольгой.
Советские этикетки для конфет на прозрачных материалах, были очень эффектными в сочетании с фольгой. Упаковки конфет 60-70 х в СССР. Бумага и фольга.
90–е годы. Макеты отпечатанные на старых флексомашинах
90–е годы Макеты отпечатанные на старых флексомашинах
Сегодня, глядя на упаковку тех лет, напечатанную флексоспособом, не перестаешь удивляться таланту художников и мастерству печатников тех лет. Минимальными средствами они добивались прекрасных результатов. Некоторые упаковки дошли до наших дней в почти неизменном виде.

Все макеты тогда художники рисовали вручную. Формы изготавливались фотоспособом. Существовала специальность художник-ретушер.
Все макеты тогда художники рисовали вручную. Формы изготавливались фотоспособом. Существовала специальность художник-ретушер
Ретро стилистика при современных технологических возможностях может и сейчас давать прекрасные результаты. Не случайно сейчас так много упаковки «Как раньше»
Ретро стилистика при современных технологических возможностях может и сейчас давать прекрасные результаты. Не случайно сейчас так много упаковки «Как раньше».
Флексомашины конечно очень изменились за последние годы, высоколиниатурную печать теперь сложно отличить от глубокой печати
Флексомашины конечно очень изменились за последние годы, высоколиниатурную печать теперь сложно отличить от глубокой печати.

Но, как и раньше, требования к макету для флексопечати остаются специфическими. Каждый дизайнер, занимающийся упаковкой, рано или поздно с этим сталкивается.

1. Размер и растискивание точки растра выше чем в офсете.
2. Обрыв растяжек цвета на 2%.
3. Сложность передачи полутонов в светлых изображениях.
4. Ограничение использования пантонных цветов, связанное с количеством валов на печатной машине.
5. Сложность обеспечения правильной цветопередачи.
6. Ограничения по работе со шрифтами: невозможность использования мелких серифных шрифтов, ограничения по размеру шрифтов в выворотке.
7. Необходимость треппинга, который во флексографии играет важную роль и почти в 2 раза больше, чем в офсете
8. Необходимость учитывать специфику материала (фольга, прозрачная пленка, бумага, частичное использование белой подложки).

Точка растра на флексоупаковке хорошо видна при увеличении
Точка растра на флексоупаковке хорошо видна при увеличении
Также необходимо учитывать, что все флексомашины разные, характеристики меняются в зависимости от износа оборудования. Поэтому так важно как можно раньше установить взаимодействие с типографией, где будут печататься макеты, – от этого зависит 80% успеха.
Современные репроцентры располагают специальными программами для обработки файлов и, что очень важно, оборудованием для вывода цветопробы. Оборудование, откалиброванное под печатные машины, может дать правильное представление о цвете в будущем тираже.

Примером разработок технологичного дизайна было сотрудничество в начале двухтысячных дизайн-студии типографии Конфлекс, и ростовской фабрики «Рабочий». Совместно было разработано и напечатано несколько серий упаковок для мыла: «Шелк и бархат», «Ботаника», «Семь вершин», «Детское».

Упаковка мыла «Шёлк и бархат»
Упаковки для мыла 2000 х тысячные годы.
Каждый раз на этапе разработки макетов решалась не только художественная, но и технологическая задача. Это позволило достичь максимального разнообразия в серии, совместив макеты в один тираж и не потерять при этом качества готового продукта. В случае с «Шелком и бархатом» три уникальных оттенка подбирались путем печати растровых изображений пантонами. При внешней простоте макета, здесь были задействовано 7 пантонов, и подгонка по цвету при печати была необходима. Двумя пантонами печатался каждый из трех оттенков шелка и бронза, в итоге использовались 7 печатных валов для трех макетов.

Упаковка для мыла «Ботаника»

Серия «Ботаника» представляла из себя упаковку для мыла эконом сегмента. Всего было 9 наименований. С одной стороны, они должны были отличаться друг от друга, с другой иметь возможность печататься одним тиражом. Необходимо было вписаться в те же 7 печатных валов по цвету. Максимальный эффект был достигнут минимальными средствами. Упаковка была решена в стиле ретро графики. Все растения были для этого отрисованы вручную. Далее, на компьютере, были сделаны необходимые заливки цвета контура. При таких «ретро» макетах не могло быть проблем ни при допечатной подготовке, ни при печати. На первой же профессиональной выставке «Бытхимэкспо» упаковка вызвала интерес и одобрение у потенциальных покупателей и заказчиков. Такой макет вполне актуален и в наши дни, когда снова в тренде ручная отрисовка макетов, а идея ценится больше технологии. Не случайно в моде хенд-леттеринг (ручная отрисовка шрифтов или текстовых фрагментов).

Упаковки для мыла «Семь вершин»

В 2003 году серия упаковок для элитного мыла «Семь вершин» получили получила почетный диплом конкурса «Этикетка – Русский стиль 2003» в номинации «Дизайнерская разработка и полиграфическое исполнение этикеточной продукции». Восточная тематика была обыграна за счет использования в фоне фактуры и цвета китайского шелка. Семь оттенков цвета отражали семь настроений. Достигалось это 4 цветами CMYK и двумя пантонами – оранжевым и фиолетовым. Шелковая коллекция оказалась очень технологичной при внешней выразительности. Такой подход актуален и сегодня. Оригинальные решения дизайнеров для упаковки отпечатанной флексоспособом могут меняться внешне, в зависимости от веяний времени, от барочного золота до экологичной простоты, но суть остается той же. Нужно помнить о технологии и использовать её возможности для достижения успеха.

Упаковка для сухофруктов в русском стиле. 2017
Упаковка для сухофруктов в русском стиле 2017
Упаковки для круп Националь. Решение удачное по технологии и дизайну
Упаковки для круп Националь. Решение удачное по технологии и дизайну.
Если на привычную флексоупаковку посмотреть с другой стороны, она может открыть немало новых возможностей. Возможно теперь стоит уже обращаться к опыту дизайнеров Азии – там часто порционные упаковки отпечатанные флексоспособом вкладываются в большие подарочные коробки, банки и просто удобные для переноски пакеты. Применяют нестандартные графические решения. Используют экологичную крафт упаковку.

Упаковки с улуном часто содержат порционные вакуумные упаковки.

Упаковка чая
Порционные упаковки чая отпечатанные флексоспособом, вложены в пластиковые коробки. Что очень удобно при использовании и обеспечивает лучшую сохранность чая
Текст: © Елена Чумина. 2017
Фотографии: © Александр Трофимов. 2017