Об экологии, истории и графическом дизайне. Часть 1

Дорогие друзья, сегодня мы начинаем серию публикаций Варвары Рябининой-Задерновской об экологии графического дизайна. Варвара Рябинина-Задерновская – дизайнер-график, преподаватель Академии А.Л. Штиглица, член Санкт-Петербургского Союза дизайнеров. Представляем первую часть цикла «Об экологии, истории и графическом дизайне».

В 1964 году, на первом конгрессе ICOGRADA в Цюрихе, было зачитано письмо принца Филиппа Эдинбургского, в котором он не только приветствовал новую организацию, объединяющую графических дизайнеров, но и обращал внимание на то, что дизайнеры ответственны за изменение окружающей среды, и мера этой ответственности очень велика.

graphic_design_eco_02.jpg
Илл.: источник
Но, согласитесь, что когда мы говорим о проблемах окружающей среды, об экологии и её взаимодействии с различными производственными сферами, графический дизайн — не самое первое, что приходит в голову. Скорее уж промышленный или средовой дизайн, дизайн мебели, одежды — в общем всё, что связано с проектированием материальной стороны нашей жизни. Тем не менее, если говорить строго, то экология — это наука о взаимодействии человека с окружающей средой. А что, как не графический дизайн, в нашу информационную эпоху является главным инструментом организации этого взаимодействия? Инструментом создания визуальной коммуникации и формирования визуальной среды и культуры.
 
Из чего же складывается визуальная среда? Как легко предположить — это всё, на что мы смотрим глазами. Во-первых, это природа: поля, реки, горы, облака, деревья — всё это создаёт гармоничные условия для пребывания, в естественной природной среде человеку всегда комфортно. Здесь задача человечества беречь те визуальные ресурсы, которые она предоставляет.

graphic_design_eco_03.jpg
Before it’s too late. TBWA/PARIS 
Во-вторых, это та среда, которая создана самим человеком, т. е. архитектура. Что первое приходит в голову, когда мы говорим о визуальной среде современного города? Когда слышим: Париж, Рим, Лондон, Петербург? Мне — в первую очередь, конечно, всем известные сооружения, то, что принято считать визитной карточкой места. Фонтан Треви, Тауэрский мост, Эйфелева башня, куда же без неё. Поэтому, когда мы говорим об ухудшении визуальной среды города, то, в основном, подразумеваем под этим уничтожение архитектурных памятников или, например, типовую застройку.

graphic_design_eco_11.jpg
Париж. Франция. Фото: © Александр Трофимов. 2006
Да, город — это, конечно, архитектура и она веками хранит его дух. На её фоне и в исторических масштабах любая графика выглядит и воспринимается как нечто даже ещё более временное и сиюминутное, чем она есть на самом деле. Но всё же, чем больше информации, а её количество стремительно растёт, тем больше носителей визуальной информации и тем сильнее их воздействие на человека. Помните знаменитый эксперимент Кристофа Штайнбренера и Райнера Демпфа, когда они оклеили желтой плёнкой все вывески на одной из улиц Вены? Он наглядно показал, с каким количеством визуальной информации мы сталкиваемся каждый день, что графический шум становится значимой экологической проблемой.

graphic_design_eco_04.jpg
Фото: источник
Осознание этой проблемы привело к тому, что во многих городах мира количество наружной рекламы существенно ограничивается на законодательном уровне. Началось всё с Сан-Паулу, где в 2007 году, по инициативе ассоциации графических дизайнеров, мэр принял закон о чистом городе, в котором наружная реклама приравнивалась к визуальному загрязнению. Сегодня там полностью запрещено использование щитовой рекламы. Только за один год в городе было удалено более 15 000 рекламных конструкций, и большей части жителей это пришлось по душе. Инициативу поддержали в городах Европы, Азии, Северной Америки. Запрет на установку рекламных щитов был принят в Индии в городе Ченнаи, в Бристоле, а в 2014 году власти французского города Гренобль первыми в Европе запретили всю коммерческую уличную рекламу.

graphic_design_eco_10.jpg
Фото: источник
Но, несмотря на то, что графическое загрязнение — характерное явление современной жизни, хорошо это или плохо, но города никогда не были графически стерильны. И сегодня, глядя на старинные фотографии, мы угадываем эпоху по вывескам, плакатам, табличкам. Для нас они уже не просто графический мусор, а неотъемлемая составляющая городской жизни, недолговечные, а потому еще более ценные, подлинные свидетельства обычной жизни.

graphic_design_eco_05.jpg
 
С древних времён графическая информация играла важнейшую роль в организации городского пространства. Задумывались ли вы, что визуальная среда, например, античного города — это не только различные, виденные нами столько раз, виды архитектурных сооружений?

Помпеи. Италия.Фото: © Александр Трофимов. 2006
Помпеи. Италия. Фото: © Александр Трофимов. 2006
Когда в середине I века Помпеи погибли после извержения Везувия, пепел вулкана сработал как консервант. Поэтому сегодня мы имеем возможность многое узнать о жизни и культуре древних римлян. Например, посмотреть воочию, как выглядели письменные принадлежности жителя античного города: восковая табличка, чернильница, свиток пергамента. Вот они на знаменитой фреске.

graphic_design_eco_01.jpg
 
Кроме предметов быта и фресок под пеплом Везувия сохранилось большое количество надписей и рисунков, написанных и процарапанных прямо на стенах домов. Глядя на них, можно предположить, что визуальная среда античного города — это не только архитектура, но и графика — бесчисленное количество граффити, покрывавших его стены.

Исследователи говорят, что для жителей Помпей нанесение этих надписей было вовсе не актом вандализма, как зачастую они воспринимаются сейчас, а вполне обычной формой общения между людьми, видом графической коммуникации.
 
На стенах своего города жители оставляли приветствия и пожелания, вступали в диалоги, обсуждали происходящие события. Сохранились рекламные тексты и политические призывы, анонсы событий и различные новости. Люди делились фрагментами литературных произведений и короткими афоризмами, знакомились.

graphic_design_eco_07.jpg

Однако обилие графики на стенах привело к необходимости организации визуальной среды. И таким инструментом стали альбумы – выбеленные белой краской участки на городских стенах, которые специально предназначались для нанесения информации. К таким стенам были даже приставлены специальные люди, которые, если на ней заканчивалось свободное место, заново покрывали её белой краской, чтобы снова можно было писать, что называется, с чистого листа. Это интересный факт, своего рода первые шаги на пути упорядочивания графической городской культуры. То есть необходимость сдерживания хаотичного графического процесса была осознана уже почти 2000 лет назад.
 
Продолжение следует...

graphic_design_eco_08.jpg
Фото: источник

Статья: © Варвара Рябинина Задерновская. 2017