Об экологии, истории и графическом дизайне. Часть 2


Когда мы говорим о графической культуре городской среды и проблемах экологии визуального пространства, то, в первую очередь, речь идет, обычно, о наружной рекламе. Это выглядит справедливым, ведь она повсюду, и борьба с ней становится для многих важной задачей. В разных странах проводятся исследования и эксперименты, направленные на то, чтобы определить допустимую норму концентрации рекламных носителей на единицу площади.

Например, в прошлом году группа ученых провела целое исследование визуального загрязнения объектами наружной рекламы на одной из оживленных улиц Люблина и предложила метод оценки его уровня. В основе метода лежит анализ пространственных свойств объектов, (т. е. их местоположение, размер, диапазон видимости), проводимый с помощью специального геодезического оборудования, и опросы общественного мнения на месте, которые в совокупности позволяют определить допустимый уровень визуального загрязнения. Проще говоря понять, как люди себя чувствуют в конкретном месте, и как это связано с концентрацией рекламных носителей вокруг.

graphic_design_eco_12.jpg

Подобных исследований с каждым годом становится все больше, из чего очевидно, что именно наружная реклама играет одну из ключевых ролей в организации городского пространства. Как же мы пришли к тому, что она стала настоящей экологической проблемой?
  
В качестве отступления скажу, что вообще считаю обсуждение роли рекламы в нашей жизни занятием неблагодарным, потому что здесь, наверное, никогда не будет единого мнения. Кто-то, например Владимир Аронов, считает, что без вывесок, плакатов, билбордов городское пространство выглядит враждебным людям и напоминает фильмы в жанре киберпанка (В. Аронов. «Изменилась ли теория дизайна?»). А кто-то, например, Руфь Клотцель, член Ассоциации графических дизайнеров Бразилии, та, по чьей инициативе был принят закон о размещении рекламы в Сан-Паулу в 2007 году, говорит, что город, свободный от рекламы, самобытен и самодостаточен (Д. Берман. «Как дизайнеры могут изменить мир»). Истина, как водится, где-то посередине. Однако очевидно, что именно развитие наружной рекламы, совершенствование методов и способов ее распространения привело к тому, что графическое пространство современных городов стало таким значимым фактором воздействия на самочувствие и самоощущение человека. Ни какой другой вид графической продукции не оказывает такой силы воздействия.

История изменения визуальной среды города в очередной раз показывает, что все процессы общественной жизни, развития искусства и культуры, научные и географические открытия и достижения связаны между собой, влияют друг на друга и на то, каким предстает окружающий мир. Очевидно, что и во времена Средневековья, и в эпоху Возрождения, и в Новое время имели место быть как различные элементы наружной рекламы: вывески, плакаты. Но до поры до времени все эти объекты, в силу различных причин, не оказывали существенного влияния на визуальную среду, были органично в нее интегрированы. Настоящий бум графических образов и существенное изменение визуальной среды связано, конечно, с промышленной революцией. Почему? Во-первых, увеличилось количество информации, начали активно развиваться средства массового информирования. Во-вторых, развитие торгово-рыночных отношений и конкурентной среды подстегнули спрос на рекламу. В-третьих, что мне представляется особенно интересным, технологические изменения позволили реализовать назревшие потребности. Так, например, огромное влияние на изменение облика города оказало изобретение литографии – простого и доступного способа печати плакатов. По сути, литография (гравюра на камне) вообще дала толчок развитию этого жанра графического дизайна. Простота и удобство этого вида печати, по сравнению с традиционными видами гравюры: офортом и ксилографией, которые требовали больших временных и трудозатрат, литография была удобна и проста в применении.

Литография была изобретена в самом конце XVIII века, а уже к середине XIX века оказалась самым востребованным способом печати для наружной рекламы, стремительное увеличение носителей которой породило такое определение как «плакатный бум» или еще более звучное – «кожная болезнь». Его справедливость выглядит вполне очевидной, когда смотришь на эту знаменитую работу Орландо Перри:

graphic_design_eco_13.jpg

Это изображение интересно не только с точки зрения общего представления о визуальном облике Лондона первой четверти XIX века, но и с точки зрения истории шрифта, т. к. здесь представлены широко употребляемые гарнитуры, доступные для печатников-акцидентщиков этого времени.

Еще в этом контексте интересны иллюстрации из журнала Punch, популярного сатирического журнала середины XIX века. Например, вот эта:

graphic_design_eco_14.jpg
Punch, 1847 г. Источник
Или эта:

graphic_design_eco_15.jpg
Punch, 1890 г. Источник
Когда оказываешься где-то в районе метро «Елизаровская», кажется, что мы недалеко ушли за прошедшие 150 лет.
С развитием рекламы не заставили себя ждать и новые «нестандартные» носители, люди-сэндвичи, например:

graphic_design_eco_16.jpg
Punch, 1846 г. Источник
Так называемые, Гулливеровы сапоги – конные рекламные конструкции:

graphic_design_eco_17.jpg
Источник: слева, cправа – В.В. Ученова, «История рекламы». 2002
И даже такие необычные изобретения, как светящиеся головные уборы, в которых специально нанятые люди должны были ходить ночью и рекламировать всевозможные развлекательные заведения и рестораны.

graphic_design_eco_20.jpg
Punch, 1862, 1864 гг. Источник
Дизайн такой шляпы, включающий и мягкий подголовник, и специальные закрылки, чтобы удерживать фонарь был даже запатентован.

graphic_design_eco_21.jpg

Рекламой целились даже в небо, намереваясь с помощью прожекторов проецировать на темные облака рекламные слоганы.

graphic_design_eco_18.jpg
Источник
Но и попытки упорядочить стихийный процесс тоже не заставили себя ждать. Во второй половине XIX века сначала в Германии, затем во Франции появляются афишные тумбы, которые сдавались в аренду под рекламные объявления.

graphic_design_eco_19.jpg

Они выступили как своего рода точки визуального притяжения в городской среде и стали одним из исторических шагов в направлении организации городского визуального пространства.

Продолжение следует...

line.jpg
1 часть из серии статей «Об экологии, истории и графическом дизайне» можно прочитать здесь