Секция «Промышленного дизайна» 2018

В последние дни уходящего года принято вспоминать его лучшие моменты. 2017-й оказался богат на важные события, выставки и новые проекты. Но промышленные дизайнеры всегда своими мыслями устремлены в будущее, поэтому сегодня хотелось поговорить в грядущих делах, которые помогут нам объединить высококлассных специалистов и сделать проектирование новых изделий локомотивом отечественной промышленности. 

От эскиза до поверхностей класса А

С тех пор, как Санкт-Петербургский Союз дизайнеров начал свою работу в конце 80-х годов прошлого века, в работе промышленных дизайнеров произошло несколько технических революций. Изначально вся работа шла традиционными методами: ручные эскизы и выполненные аэрографом подачи, пластилиновые макеты, чертежи корпусных деталей на кульмане. Первые профессиональные программы для компьютера поначалу не сильно поменяли работы: выполнялись те же изображения и конструкторская документация, но уже с помощью стилуса и мыши.

Новый этап в проектировании новых изделий – переход в трехмерную графику, поначалу – полигональную. Главным преимуществом такой технологии стало создание прекрасных визуализаций будущего объекта, а весомым минусом – разрыв технологической цепочки с инженерами и технологами. Прошло время, и ведущие программы САПР (системы автоматизированного проектирования), до того момента ориентировавшиеся исключительно на инженеров-конструкторов, повернулись лицом к дизайнерам. Расширившийся инструментарий позволил создавать объекты со сложной геометрией, но в формате, понятном и для дальнейших проектировщиков, и для подавляющего количества станков с ЧПУ.

Двадцать первый век и развитие цифровых и производственных технологий привели к появлению новых требований к получаемым поверхностям и к их переходам. Моделирование по пространственным кривым NURBS, поверхности класса А и переходы G3 и даже G4 уже стали стандартом в автомобилестроении и быстро устанавливаются в других производственных сферах. Но и это еще не всё. Активно развивается направление параметрических трехмерных паттернов для создания объектов с геометрией высочайшей сложности.

Как видно из приведенной выше стремительно развивающейся последовательности событий, профессия промышленного дизайнера за прошедшее время изменилась до неузнаваемости. И только предлагая соответствующие духу времени услуги, специалист нашего профиля может рассчитывать на спрос.

Итоги 2017 года

Уходящий 2017 год для петербургского (да и всего российского) промышленного дизайна оказался более чем удачным. Объем рынка, по предварительным оценкам, перевалил за полмиллиарда рублей, количество действующих студий в России превысило 60, из них в Санкт-Петербурге – 11. Студия Forma признана авторитетным издательством «Деловой Петербург» самой быстроразвивающейся компаний нашего города. Спрос на услуги промышленных дизайнеров растет каждый месяц, такая работа перестает восприниматься как что-то из ряда вон выходящее. Скорее, наоборот – делать новый продукт без привлечения дизайнера становится моветоном, и это стали понимать и владельцы бизнеса, и маркетологи, и технические специалисты. С другой стороны, усилился раскол между академическим промышленным дизайном, что дают в вузах, и реальным сектором экономики. Сейчас эти две сферы дизайна представляют из себя две абсолютно разные системы, практически не пересекающиеся друг с другом.

Нынешние выпускники не готовы к работе над реальными проектами, потому что их готовят по шаблонам прошлого. Сейчас промышленный дизайнер должен не только нарисовать и смоделировать объект, но и разбить на части, сделать проработку толщин и ребер жесткости, выполнить КД в виде, необходимом для производства. Плюс сопутствующие вопросы: создание портфолио, продвижение в интернете, ценообразование, юридические аспекты, база проверенных подрядчиков. Даже основополагающие вещи вызывают большие вопросы: темп работы (проект в семестр – такой неэффективный работник не нужен никому) и философия работы (принципы проектирования, этапы, критерии качества). В компаниях, работающих на рынке промышленного дизайна при всё возрастающем спросе, уже через год-два возникнет острый дефицит специалистов, реально способных справляться с задачами. Это приведёт либо к снижению качества новых российских продуктов, либо к принудительному сокращению их количества.

Задачи на ближайшую перспективу

Ситуация на сегодня крайне благоприятна для развития нашей профессии. Снижение цен на энегрогесурсы, санкции и возросшая конкуренция заставляют отечественных производителей уделять большое внимание разработке конкурентоспособной продукции, в частности – дизайну и эргономике изделий. Широкое распространение 3D-принтеров, огромный прогресс в САПР и программах визуализации упрощают и удешевляют разработку. Стоимость рабочей силы в России в долларовом эквиваленте находится на самом низком уровне за последние 10-15 лет. Все эти факторы, с одной стороны, формируют спрос на услуги промышленных дизайнеров, и с другой – дают все возможности этот спрос удовлетворить. Рынок промышленного дизайна каждые 1,5 года практически удваивается, но до объемов развитых стран Запада нашему еще очень далеко. Поэтому с уверенностью можно сказать, что работы в нашем цеху много, а будет еще больше, но только небольшая часть промышленных дизайнеров могут выполнить поставленные задачи.

Приоритеты

Главный приоритет развития Секции промышленного дизайна – объединить самых выдающихся профессионалов своего дела, повышать качество работ и постоянно совершенствовать свою работу, чтобы соответствовать духу времени. При всём уважении к заслугам в создании красивых и удобных изделий прошлых лет, без масштабной практической и коммерчески успешной работы секция будет полна лишь воспоминаниями о былых годах и превратится в музей. Именно работающие по профессии специалисты, с учетом опыта предыдущих поколений и передавая его молодым, должны определять вектор развития своей секции. Мы должны формировать сообщество вокруг наиболее активного ядра, устраивать интересные и эффективные мероприятия.

Внутренние мероприятия

Нужно признать, что мы не знакомы друг с другом. Не знаем, кто чем занимается и в чём силён. Промышленных дизайнеров у нас практически не учат работать в командах, посему ждать самоорганизации было бы неверно. Нужны мероприятия, которые смогут если не сплотить, то хотя бы представить друг другу и рассказать о текущей работе. Нужно налаживать контакты с ведущими студиями, производствами, вузами и общественными организациями. Необходимо делать презентации своих работ и мастер-классы. Нельзя обойтись без коллабораций с дизайнерами из других секций. И, конечно, было бы здорово использовать уникальную площадку в самом центре города и делать для себя развлекательные мероприятия. Атмосфера пространства СПб СД сейчас не располагает к творчеству, молодые люди чувствуют себя здесь не в своей тарелке. Но это можно поменять, ведь только в креативном и располагающем окружении можно создавать новые и актуальные вещи. Прекрасный пример подобного места – пространство «Тайга» неподалёку, на Дворцовой набережной, которое успешно работало с 2011 по 2017 год, являясь центром притяжения уникальных дизайнерских проектов. Работа перемежалась с актуальными выставками и показами, DJ-сетами, уникальными видеомэппинг-представлениями и театральными постановками.

Дизайн-премия

Количество достойных изделий, выпускаемых отечественной промышленностью,  постоянно растет. Определить лучшие из них в своих отраслях и производственных технологиях, а также помочь покупателю сориентироваться в выборе самого эстетически совершенного, удобного и технологичного изделия смогла бы российская дизайн-премия. Вопрос с её учреждением витает в воздухе, и организовать отбор лучших проектов, награждение победителей и информационное сопровождением может cекция «Промышленного дизайна» СПб СД. Коллектив студии промышленного дизайна Forma уже разработал подробный план создания Премии, но результат, полученный совместными с СПб СД усилиями, реально может стать локальной альтернативой RedDot.

Собрание промышленных дизайнеров

Как уже говорилось, у нас в стране трудится более 60 студий промышленного дизайна. Если прибавить к этому специалистов в конструкторских и дизайнерских отделах на предприятиях, а также фрилансеров, количество практикующих специалистов будет довольно велико. Нужно налаживать горизонтальные связи и собираться на разных площадках, и в Санкт-Петербурге, и в других городах, обсуждать работу и обмениваться опытом. Само собой, каждый раз в Москву или Екатеринбург всем съездить не получится, но наличие плана мероприятий на год может поспособствовать корректировке своих графиков командировок, чтобы по возможности встретиться со старыми коллегами и познакомиться с новыми.  

Круглый стол с представителями промышленности

Пока у нас отсутствует механизм централизованного общения между представителями нашего цеха, промышленниками и властью. При этом все стороны заинтересованы в этом и получат явные преференции от этой работы. Необходимо наладить работу с профильными комитетами, торгово-промышленными палатами, ассоциациями. Есть полная уверенность, что наших услуг ждут сотни предприятий, нужно лишь пойти им навстречу.

Участие в профильных выставках

Промышленные дизайнеры могут участвовать в дизайнерских выставках, но в технических – обязаны. Если нет возможности поставить свой стенд, следует пройтись по стендам и познакомиться со специалистами компаний, участвовать в деловой программе. Только практическая работа заставляет специалистов развиваться и быть в тренде, поэтому поиск новых реальных заказов должен стать одной из важнейших задач для молодых специалистов. Постоянная работа на одном заводе постепенно уходит в прошлое, замещаясь проектной. И чем больше разнообразных и сложных работ сделает дизайнер, тем большего успеха он сможет достичь.

Каталог

Под гордым званием промышленный дизайнер сейчас мы можем подразумевать совершенно разных специалистов. Кто-то дизайне-изобретатель, кто-то дизайнер-организатор, другой является специалистом по материалам, по проектированию корпусов. Необходимо определиться, who is who,чтобы при поступлении задачи в адрес СПб СД не привлекать людей в случайном порядке. Для гарантированного результата в новом проекте нужно привлекать проверенных людей. База вполне может быть открытая – страна должна знать своих героев. Фотография, краткая биография и регалии, но главное – портфолио с четким описанием своей части работы и описание навыков: область техники, уровень рисования и моделирования (с указанием программ), визуализации, макетирования. Дополнительно – владение технологиями быстрого прототипирования, производственные подрядчики, владение ЕСКД и навыки в смежных областях (интерьер, графика и другие).

Реорганизация Модулора

Биеннале дизайна «Модулор», проходившая этой осенью уже в 11-й раз, наглядно всем показала, что она уже во многом исчерпала себя и требует существенной реновации. Главная проблема заключается в том, что не дается участникам и даже победителям перспектив заключения новых контрактов, потому что потенциальные заказчики дизайна там оказываются случайно и крайне редко, а в основном наши коллеги по цеху варятся на мероприятии в собственном соку. Подавляющее большинство практикующих промышленных дизайнеров проигнорировали выставку из-за невозможности найти на ней возможных клиентов, а представители промышленности прошли мимо – из-за отсутствия первых. В нынешнем виде биеннале разорвать замкнутый круг не получится, требуются кардинальные изменения. Нужно понять, что хотят увидеть представители бизнеса, где и в каком формате, и презентовать лучших дизайнеров в понятном потенциальным клиентам виде.

Риски

Претворение плана в жизнь несет определённые риски – новое всегда пугает. Но оставлять Союз, Секцию и «Модулор» в таком виде – значит, обречь их на постепенное угасание. 

Об авторе

Дмитрий Мареев

Дмитрий Мареев – член Санкт-Петербургского Союза дизайнеров, креативный директор и сооснователь студии промышленного дизайна и инжиниринга Forma. С 2011 года ведёт активную работу по разработке новых промышленных изделий для российских и зарубежных заказчиков, занимается популяризацией промышленного дизайна и разработкой новых образовательных программ по дизайн-проектированию. На 2018 год запланирован выход учебного пособия по промышленному дизайну, максимально широко и подробно рассматривающего все аспекты профессии, от поиска идей и моделирования до юридических и коммерческих особенностей.