Пусть расцветают сто цветов, пусть соперничают сто школ
Выставки современного российского дизайна мне нравятся редко. Дело в том, что дизайн детально отражает культурные, экономические и социальные процессы, происходящие в стране. Ресурсная экономика не заинтересована в производстве и, следовательно, в дизайне. Таким образом, отечественный дизайн представлен силами разрозненных энтузиастов, действующих самостоятельно, без поддержки государственных институций или коммерческих производств. В таких условиях изделия дизайнеров напоминают детские поделки из желудей и шишек; иногда встречаются довольно забавные. Скорее мы можем говорить о формотворчестве, о создании макетов базовой идеи. Чтобы эти поделки стали настоящим дизайнерским продуктом, они должны пройти долгий путь оптимизаций, отвечающих требованиям рынка и производства.
Посетив выставку «Культура быта. Север», открывшуюся 1 июля 2018 года в выборгской библиотеке Аалто, я получил предложение написать критический отзыв об увиденном в качестве обратной связи, полезной авторам. Что я и собираюсь сделать, следуя советскому принципу: «критикуешь – предлагай».
Начнем с самой экспозиции. Она разместилась в лекционном зале библиотеки Аалто, здание которой – жемчужина финского модернизма. Пространство зала уже само по себе является важным фильтром на соответствие человекоориентированному северному дизайну. Небольшая экспозиция выглядит вполне уместно, что демонстрирует хороший отбор и подачу экспонатов.
«Пусть расцветают сто цветов, пусть соперничают сто школ», – говорил один китайский император. Экспозиции бы не помешали работы еще нескольких вполне достойных авторов. Будем надеяться на больший состав участников в следующей экспозиции.
Перейдем к экспонатам.
Студия Elnik представила детские игровые коврики и лампу из шпона-лемеха. Коврики, да и весь текстиль, представленный на сайте студии, вполне соответствуют северным традициям. Ковры и ткани из натуральных материалов, дарящие тепло, так ценимое на Севере, – важная составляющая домашнего уюта. Тема декора – северная природа и фауна, а лаконичное графическое решение отсылает к творчеству Йозефа Франка и компании Marimekko, которые давно стали иконами северного дизайна. В изделиях видна достаточная проработка темы и знание регионального наследия.
С лампой ситуация иная. Если образ базового элемента – лемех – выбран достаточно метко, то форма светильника оставляет желать лучшего. Массив абажура на расстоянии выглядит тяжеловесным: фактура слоев лемеха трудно просматриваются, сливается в значительный объем, лишенный деталей. Темный цвет еще больше проявляет этот недостаток, возможно, белый бы его скрывал в некоторой степени. В изделии чувствуется недостаточная оптимизационная работа: дизайнеры успокоились в удачном выборе лемеха как образа для модуля и не идут дальше. Светильник представляет скорее перспективный прототип, чем конечный продукт.
Удачным было бы решение разнести слои лемеха на разные концентрические основы, спадающие каскадом, или расположить модули под углом к источнику света, чтобы свет проходил между ними и тем выделял их фактуру. Также было бы уместно разработать больший модельный ряд на базе существующего элемента.
Студия 52 FACTORY представила коллекцию детских игрушек «Красные куклы».
Стоит отметить удачность некоторых образов, отсылающих к творчеству Билибина и Рериха, уместность авангардного декора и качество исполнения изделий. Однако сразу бросается в глаза, что как реальные игрушки эти изделия имеют низкий потенциал. Дизайнеры работают с контекстом, непонятным детям. Продукт получился эстетичный, но вряд ли детский, в этом чувствуется некоторая ложность, не свойственная Северному дизайну. Авторам следует подумать над лучшим позиционированием своих изделий. Корректный выбор ниши для своего продукта – это тоже мастерство дизайнера. Подобные фигуры-образы были бы более уместны для подарочного комплекта шахмат.
Вазы-трансформеры имеют тот же недостаток, что и игрушки – некорректное позиционирование. Функция вазы и так достаточно условна, не проще ли вообще от нее отказаться? Пусть остаются конструктором.
Интересно, что работы студии 52 FACTORY занимают пограничную позицию между работами Боремира Бахарева, сразу создающего эстетизированный объект с редуцированной функцией, и игрушками Юрия Марина из серии «РАШН ДЕРЕВЯШН», которые, без сомнений, полюбятся детям.
Боремир Бахарев (студия TROFOTODESIGN) имеет большой опыт в создании арт-объектов, представляющих художественную ценность. Не стали исключением и работы, представленные на выставке. Отметим удачно найденные образы, заимствованные из традиционных мотивов карельской вышивки. Работы Боремира демонстрируют постепенную трансформацию графического знака в объект, напоминающий средневековый ковш для воды. Заметно, что дизайнер занят поиском наилучшего применения разрабатываемой идеи. Нет сомнений, что успешное решение найдется.
Игрушки из серии
РАШН ДЕРЕВЯШН (Юрий Марин) уже обрели своих поклонников. Их интересно крутить в руках не только детям. Отметим юмор автора в выборе персонажей и подвижность игрушек, которая дает образу дополнительное измерение. Заметно, что эти работы уже прошли определенную эволюцию и близки к конечному продукту.
В качестве критики отметим низкое качество покраски и выступающий крепеж, который следует сделать потайным с внутренним шестигранником, чтобы не травмировать зубы самых юных пользователей.
Ювелирные украшения студии
MOST ART METAL (Полина Митяева) с речным жемчугом изящны и лаконичны, отсылают к традиционным украшениям Заонежья. В них есть северная красота. Конечно, ювелирное искусство – это больше ремесло, чем дизайн в его оптимизационном понимании. Зависимость от индустриальных технологий минимальна и в наших условиях это большой плюс.
Светильники Кижи (
Глафира Михайловна) – вполне состоявшийся продукт. Помимо удачного образа следует отметить качество исполнения и наличие нескольких моделей: подача группой, несомненно, более эффектна.
Мебельные проекты самые сложные из экспонатов выставки. Добиться успеха в дизайне мебели очень трудно. Мне понравился топ стола, созданного студией
KORA (Александр Самсыка и Дарья Карабанова). Тут, конечно, нет ничего нового, но в нем чувствуется хороший вкус автора и нордический характер всего изделия. Возможно, круглая форма столешницы была бы еще более уместной. База стола не достаточно изящна, чтобы выразить достоинство топа и требует оптимизации.
Остальные мебельные проекты моего внимания не привлекли, так как ничего не добавляют к существующему массиву мебельного дизайна, однако демонстрируют понимание авторами северной эстетики и владение столярной техникой.
В шведском языке есть понятие slöjd (слойд), обозначающее ручной труд, который рассматривается не как средство создания материальных ценностей, но как система воспитания, призванная формировать в мастере опрятность, точность, добросовестность. Экспонаты выставки демонстрируют, что их авторы хорошо владеют профессиональными навыками, но этого недостаточно. Для успешной работы дизайнер должен обзавестись методикой изучения существующих решений и их улучшения путем пошаговой оптимизации. Если нет улучшения, нет и дизайна. К сожалению, большинство отечественных дизайнеров не отягощают себя изучением достижений прошлого, тем самым лишая себя опоры на массив культуры. Их проекты строятся на использовании определенных клише – понятных обобщенных образов, несущих готовые смыслы. Это чисто коммерческий подход, не имеющий ничего общего с принципами северного дизайна, основанного на уважении к традициям и широте культуры.
Подводя итог выставке «Культура быта. Север» можно заметить выраженную тенденцию к созданию атмосферных арт-объектов, что демонстрирует очень поверхностное и романтизированное понимание северного дизайна, по сути своей очень рационального и функционального. Северная культура быта в первую очередь заключается в своей рациональности и уж затем в нарядности. Отечественные дизайнеры часто выбирают путь наименьшего сопротивления, редко задумываясь о том, что он никуда не ведет.
Павел Ульянов,
специалист по истории дизайна, коллекционер, дизайнер