Пусть расцветают сто цветов, пусть соперничают сто школ

Выставки современного российского дизайна мне нравятся редко. Дело в том, что дизайн детально отражает культурные, экономические и социальные процессы, происходящие в стране. Ресурсная экономика не заинтересована в производстве и, следовательно, в дизайне. Таким образом, отечественный дизайн представлен силами разрозненных энтузиастов, действующих самостоятельно, без поддержки государственных институций или коммерческих производств. В таких условиях изделия дизайнеров напоминают детские поделки из желудей и шишек; иногда встречаются довольно забавные. Скорее мы можем говорить о формотворчестве, о создании макетов базовой идеи. Чтобы эти поделки стали настоящим дизайнерским продуктом, они должны пройти долгий путь оптимизаций, отвечающих требованиям рынка и производства.

Посетив выставку «Культура быта. Север», открывшуюся 1 июля 2018 года в выборгской библиотеке Аалто, я получил предложение написать критический отзыв об увиденном в качестве обратной связи, полезной авторам. Что я и собираюсь сделать, следуя советскому принципу: «критикуешь – предлагай».

Начнем с самой экспозиции.  Она разместилась в лекционном зале библиотеки Аалто, здание которой – жемчужина финского модернизма. Пространство зала уже само по себе является важным фильтром на соответствие человекоориентированному северному дизайну. Небольшая экспозиция выглядит вполне уместно, что демонстрирует хороший отбор и подачу экспонатов. 

«Пусть расцветают сто цветов, пусть соперничают сто школ», – говорил один китайский император. Экспозиции бы не помешали работы еще нескольких вполне достойных авторов. Будем надеяться на больший состав участников в следующей экспозиции.

Перейдем к экспонатам.

Студия Elnik представила детские игровые коврики и лампу из шпона-лемеха. Коврики, да и весь текстиль, представленный на сайте студии, вполне соответствуют северным традициям. Ковры и ткани из натуральных материалов, дарящие тепло, так ценимое на Севере, – важная составляющая домашнего уюта. Тема декора – северная природа и фауна, а лаконичное графическое решение отсылает к творчеству Йозефа Франка и компании Marimekko, которые давно стали иконами северного дизайна. В изделиях видна достаточная проработка темы и знание регионального наследия.

elnik_03.jpg

С лампой ситуация иная. Если образ базового элемента – лемех – выбран достаточно метко, то форма светильника оставляет желать лучшего. Массив абажура на расстоянии выглядит тяжеловесным: фактура слоев лемеха трудно просматриваются, сливается в значительный объем, лишенный деталей. Темный цвет еще больше проявляет этот недостаток, возможно, белый бы его скрывал в некоторой степени. В изделии чувствуется недостаточная оптимизационная работа: дизайнеры успокоились в удачном выборе лемеха как образа для модуля и не идут дальше. Светильник представляет скорее перспективный прототип, чем конечный продукт.

elnik_01.jpg

Удачным было бы решение разнести слои лемеха на разные концентрические основы, спадающие каскадом, или расположить модули под углом к источнику света, чтобы свет проходил между ними и тем выделял их фактуру. Также было бы уместно разработать больший модельный ряд на базе существующего элемента.

Студия 52 FACTORY представила коллекцию детских игрушек «Красные куклы».

52_FACTORY_01.jpg

Стоит отметить удачность некоторых образов, отсылающих к творчеству Билибина и Рериха, уместность авангардного декора и качество исполнения изделий. Однако сразу бросается в глаза, что как реальные игрушки эти изделия имеют низкий потенциал. Дизайнеры работают с контекстом, непонятным детям. Продукт получился эстетичный, но вряд ли детский, в этом чувствуется некоторая ложность, не свойственная Северному дизайну. Авторам следует подумать над лучшим позиционированием своих изделий. Корректный выбор ниши для своего продукта – это тоже мастерство дизайнера. Подобные фигуры-образы были бы более уместны для подарочного комплекта шахмат. 

Вазы-трансформеры имеют тот же недостаток, что и игрушки – некорректное позиционирование. Функция вазы и так достаточно условна, не проще ли вообще от нее отказаться? Пусть остаются конструктором.

Интересно, что работы студии 52 FACTORY занимают пограничную позицию между работами Боремира Бахарева, сразу создающего эстетизированный объект с редуцированной функцией, и игрушками Юрия Марина из серии «РАШН ДЕРЕВЯШН», которые, без сомнений, полюбятся детям.

Боремир Бахарев (студия TROFOTODESIGN) имеет большой опыт в создании арт-объектов, представляющих художественную ценность. Не стали исключением и работы, представленные на выставке. Отметим удачно найденные образы, заимствованные из традиционных мотивов карельской вышивки. Работы Боремира демонстрируют постепенную трансформацию графического знака в объект, напоминающий средневековый ковш для воды. Заметно, что дизайнер занят поиском наилучшего применения разрабатываемой идеи. Нет сомнений, что успешное решение найдется. 

Boremir_Bakharev_Lentu.jpg

Игрушки из серии РАШН ДЕРЕВЯШН (Юрий Марин) уже обрели своих поклонников. Их интересно крутить в руках не только детям. Отметим юмор автора в выборе персонажей и подвижность игрушек, которая дает образу дополнительное измерение. Заметно, что эти работы уже прошли определенную эволюцию и близки к конечному продукту.

TROFOTO_5895_01072018.jpg

В качестве критики отметим низкое качество покраски и выступающий крепеж, который следует сделать потайным с внутренним шестигранником, чтобы не травмировать зубы самых юных пользователей. 

Ювелирные украшения студии MOST ART METAL (Полина Митяева) с речным жемчугом изящны и лаконичны, отсылают к традиционным украшениям Заонежья. В них есть северная красота. Конечно, ювелирное искусство – это больше ремесло, чем дизайн в его оптимизационном понимании. Зависимость от индустриальных технологий минимальна и в наших условиях это большой плюс.

Ювелирные украшения студии MOST ART METAL (Полина Митяева)

Светильники Кижи (Глафира Михайловна) – вполне состоявшийся продукт. Помимо удачного образа следует отметить качество исполнения и наличие нескольких моделей: подача группой, несомненно, более эффектна.

elnik_02.jpg

Мебельные проекты самые сложные из экспонатов выставки. Добиться успеха в дизайне мебели очень трудно. Мне понравился топ стола, созданного студией KORA (Александр Самсыка и Дарья Карабанова). Тут, конечно, нет ничего нового, но в нем чувствуется хороший вкус автора и нордический характер всего изделия. Возможно, круглая форма столешницы была бы еще более уместной. База стола не достаточно изящна, чтобы выразить достоинство топа и требует оптимизации.

Остальные мебельные проекты моего внимания не привлекли, так как ничего не добавляют к существующему массиву мебельного дизайна, однако демонстрируют понимание авторами северной эстетики и владение столярной техникой.

В шведском языке есть понятие slöjd (слойд), обозначающее ручной труд, который рассматривается не как средство создания материальных ценностей, но как система воспитания, призванная формировать в мастере опрятность, точность, добросовестность. Экспонаты выставки демонстрируют, что их авторы хорошо владеют профессиональными навыками, но этого недостаточно. Для успешной работы дизайнер должен обзавестись методикой изучения существующих решений и их улучшения путем пошаговой оптимизации. Если нет улучшения, нет и дизайна. К сожалению, большинство отечественных дизайнеров не отягощают себя изучением достижений прошлого, тем самым лишая себя опоры на массив культуры. Их проекты строятся на использовании определенных клише – понятных обобщенных образов, несущих готовые смыслы. Это чисто коммерческий подход, не имеющий ничего общего с принципами северного дизайна, основанного на уважении к традициям и широте культуры.

Подводя итог выставке «Культура быта. Север» можно заметить выраженную тенденцию к созданию атмосферных арт-объектов, что демонстрирует очень поверхностное и романтизированное понимание северного дизайна, по сути своей очень рационального и функционального. Северная культура быта в первую очередь заключается в своей рациональности и уж затем в нарядности. Отечественные дизайнеры часто выбирают путь наименьшего сопротивления, редко задумываясь о том, что он никуда не ведет.

Павел Ульянов,
специалист по истории дизайна, коллекционер, дизайнер