От утилитарного бытового изделия до высших образцов текстильного искусства

Вот и настала долгожданная весна! На носу 8 Марта, Международный женский день, – праздник любви и восхищения женщинами, самыми прекрасными созданиями на земле. А еще они – великолепные творцы. Редакция сайта поздравляет всех женщин с праздником и представляет статью Надежды Абрамычевой о лоскутном шитье, печворке и квилинге.

Лоскутное шитьё, печворк, квилтинг прошли определенный путь от утилитарного бытового изделия до высших образцов текстильного искусства.

Путь развития российского лоскутного шитья был довольно тернист, существовала угроза полного исчезновения этого вида творчества. К середине 20 века мастерство лоскутного шитья было почти утрачено. Многие специалисты в области прикладного искусства не видели никакой художественной ценности в изделиях лоскутного шитья.

Фото: © 2015. Наталья Косьянковская

Лоскутное шитье не стало одним из видов художественных промыслов, не обрело статуса кустарного промысла, которые во множестве возникли в 1920 – 1930-х годах и продлили жизнь традициям народного прикладного искусства.
Исследователь народного искусства Т.М.Разина писала в 1985 году: «1960 – 1970-е годы стали временем широкого обращения общества к народному искусству. Бурный рост строительства, духовный подъем, развитие культуры в нашей стране привели к более глубинному осмыслению наследия национальных культур. Отсюда – внимание к археологии, реставрации памятников, организация музеев народного искусства, развернувшаяся выставочная работа».

В 1980-х годах стал моден русский стиль в одежде, в оформлении интерьеров, в предметах декора. На волне этого модного интереса женщины стали осваивать разнообразные техники лоскутного шитья. К середине 1990-х годов активно открывались кружки и студии лоскутного шитья. Творческая энергия женщин требовала выхода и приложения сил. Живопись они оставили мужчинам, а сами выбрали для себя простой и земной путь сшивания лоскутков. Объединение женщин в клубы лоскутного шитья, которые возникли в разных городах России – это прекрасная поддержка всем увлеченным этим искусством женщинам. Особенно радостно видеть коллективные работы клубов, объединяющих людей «третьего возраста». Творчество озаряет жизнь человека, наполняет ее смыслом.

Фото: © Наталья Косьянковская. 2015

Современный квилтинг стал подлинным искусством, а его создателей можно по праву назвать художниками в широком понимании этого слова. В своих произведениях они выступают и как живописцы, и как графики, и как дизайнеры.

Чем так привлекателен этот вид декоративно-прикладного искусства? Однозначного ответа нет, как говорится «специалисты спорят…». Это искусство и элитарное и демократичное в разных своих проявлениях. Им занимаются бабушки, дети, оно является прекрасной «арттерапией». Но так же им успешно занимаются профессиональные художники, мастера-квилтеры, дизайнеры, театральные художники, модельеры и этно-реконструкторы. Современный квилтинг впитал в себя традиции разных стран. Он очень популярен и является национальным достоянием в Англии и США. В Японии мастера достигли такой фантастической виртуозности, что с ними никто не может конкурировать в создании живописно-мозаичных лоскутных полотен.

Фото: © Наталья Косьянковская

Россия, как всегда, идет своим особым путем. Увлечение стилями и техниками квилтинга было стремительным. Появились современные машины и технические приспособления, издания обучали лоскутным методикам. Профессиональные художники и дизайнеры использовали новые декоративные возможности текстильного дизайна в своих проектах (зимняя олимпиада в Сочи). Российские мастера лоскутного шитья вошли в мировое сообщество квилтеров и были признаны равными среди равных. Не углубляясь в тему, упомянем о «кризисе самоидентификации в период глобальной интеграции». И о негативном влиянии этих процессов на национальные культуры стран. Для российской культуры они тоже были и продолжают быть значимыми. Но русская культура не раз за свою историю испытывала влияние иноземных культур, особенно в создании предметной среды, архитектуры, костюма. Влияние новой предметной среды не перечеркнуло живых народных традиций.

Выставка под открытым небом. Суздаль. 2015

Современное влияние культур гораздо значительнее, шире и агрессивнее. Транскультурные связи приводят как к положительным, так и к негативным результатам. Но исторический опыт показывает, что национальные традиции обладают феноменальным свойством вечного возрождения и обновления. И называют свое искусство российские мастера лоскутным шитьем, оно явно отличается от квилтинга и печворка.

Текст: Надежда Абрамычева
Фото: © Наталья Косьянковская. 2015

Справка:

Лоскутное шитьё, лоскутная техника, лоскутная мозаика, текстильная мозаика (также пэчворк, от англ. patchwork – «одеяло, покрывало, изделие из разноцветных лоскутов») – вид рукоделия, в котором по принципу мозаики сшивается цельное изделие из кусочков ткани (лоскутков). В процессе работы создаётся полотно с новым цветовым решением, узором, иногда фактурой. Современные мастера выполняют также в технике лоскутного шитья объёмно-пространственные композиции. Все швы стачивания в лоскутном полотне находятся на его изнаночной стороне. В России давно используется лоскутная техника, в частности для изготовления стёганых изделий (лоскутных одеял) и других изделий .

Квилтинг (англ. quilting – изготовление стёганых изделий, подбивка) – популярное ремесло и искусство с богатой историей в разных частях мира. Лицевая сторона полотна обычно выполняется в технике лоскутного шитья (пэчворк, составленная из отдельных кусочков ткани), аппликации (цельный кусок ткани с нашитыми узорами) или представляет собой цельный кусок гладкокрашеной либо набивной ткани (украшением здесь является орнамент, выполненный стежкой). Возможна также комбинация пэчворка и аппликации. Обратная сторона изделия может оставаться одноцветной или также быть набранной из лоскутов разного цвета. При этом стежки, соединяющие обе стороны полотна, создают причудливый выпуклый рисунок.