Керамика Средней Азии. Часть вторая. Бухара


Великий шелковый путь, связывавший в Средние века государства Средиземноморья, Средней и Восточной Азии, способствовал не только развитию торговли, но и интенсивному культурному обмену между восточными странами. Караваны из Индии, Китая и Персии пересекали пустыни и горы, чтобы привезти редкие и драгоценные товары. С востока везли тончайший шелк, расписной фарфор, бронзовые зеркала, ароматный чай, с запада – боевых скакунов, дрессированных леопардов, мягкие ковры, изящное стекло и разноцветную керамику.

Кош Медресе Улугбека и Абдуллазиз-хана. XV - XVII вв.
Кош Медресе Улугбека и Абдуллазиз-хана. XV – XVII вв.
Одной из «жемчужин Великого шелкового» пути является Бухара – город торговцев, мастеров и мудрецов, как называли ее в древние времена путешественники. Здесь испокон веков не меньшим почетом и уважением, чем ученые и купцы, пользовались гончары. Из их мастерских выходила не только посуда для повседневных трапез и пира, но и роскошные яркие полихромные изразцы, которыми украшали фасады и интерьеры городских построек. Как в Хиве, Самарканде, Гиждуване и Риштане, в наши дни в Бухаре есть несколько мастерских, сохраняющих традиции местной национальной керамики. Согласно сложившемуся обычаю, старые мастера передают своим детям секреты ремесла, которые строго хранятся в каждой семье бухарских керамистов.

Великая бухарская стена стена. Кирпич сырец. XVIII-XVI вв.
Великая бухарская стена. Кирпич сырец. XVIII-XVI вв.
Город Бухара был построен на берегах притока реки Заравшан, богатых залежами глины. Из нее делали саман (кирпич-сырец) и обожжённый кирпич для строительства частных домов и дворцов знати, крепостных стен и ворот, мечетей и медресе, рынков-куполов и караван-сараев. Также из глины создавали детали для украшения фасадов и интерьеров.
  
Мавзолей Саманидов. IX в
Мавзолей Саманидов. IX в
В IX-XIII вв. в архитектуре Ирана и Средней Азии преобладал монохромный декор – резьба по дереву, ганчу, гипсу или алебастру, фигурный кирпич. В Бухаре примером этого явления может служить мавзолей Саманидов, возведенный на рубеже IX-X вв. Внутри и снаружи стены мавзолея украшены выкладкой из фигурных кирпичей. Разнообразие строгих геометрических узоров, членение стен стрельчатыми арками ниш и окон, контрастный солнечный свет, падающий внутрь сквозь ажурные кирпичные решетки, заставляют посетителя поверить, будто он попал в волшебную шкатулку.

Мавзолей Саманидов. IX в. Деталь свода.
Мавзолей Саманидов. IX в. Деталь свода.
Похожим строгим монохромным узорочьем из фигурного кирпича украшен минарет Калян (XII в.). Его круглую башню почти от самой земли покрывают двенадцать лент орнаментов, из которых ни один больше не повторяется. Кроме геометрических узоров, в декор Каляна входят пояса каллиграфической вязи. Убранство минарета дополняют элементы из резного штука, а также – глазурованные синие и голубые плитки, образующие нарядный полихромный пояс верхнего яруса башни под кирпичными мукарнасами (сталактитами).

Мечеть калян. Деталь интерьера. XVI-XVI вв.
Мечеть калян. Деталь интерьера. XVI-XVI вв.
Подлинным расцветом архитектурной керамики в Бухаре стала эпоха XIV – XVII вв., после того, как город смог оправиться от разрушительного монгольского нашествия. Фасады и интерьеры стали украшать лентами из полихромных плит с затейливо переплетающимися стеблями вьюнков, усыпанных бутонами первоцветов, геометрическими фигурами, пересекающимися вновь и вновь и образующие арабесковые фантасмагории, эпиграфическими орнаментами с затейливой вязью разнообразных каллиграфических почерков.

Мечеть Магоки Аттари. Деталь главного входа.
Мечеть Магоки Аттари. Деталь главного входа.
Ярко-голубыми плитками с рельефными побегами вьюнков поверх куфической надписи покрыт стрельчатый портал мечети Магоки-Аттари. Основанная еще в X в., мечеть перестраивалась в XII в. и XIV в., когда и приобрела свой современный вид. В убранстве ее главного фасада сочетаются монохромные резные элементы, характерные для бухарского искусства прошлых эпох, и новый художественный прием – полихромная керамика. Светлой каллиграфической вязью на темно-синем фоне глазурованных изразцов украшен центральный входной айван медресе Улугбека (XV в, поновления фасада в XVI в.).

Ансамбль Пои Калян. XII-XVI вв.
Ансамбль Пои Калян. XII-XVI вв.
Минарет Калян. деталь XII в.
Минарет Калян. деталь XII в.
В XV – XVI вв. окончательно сформировался ансамбль комплекса Пои Калян, включивший в себя минарет Калян (XII в.), мечеть Калян (XV в.) и медресе Мири Араб (XVI в.). В XV-XVI вв. декоре парадных входных айванов, михрабов в мечетях стали популярны объемные многоцветные детали, как, например, мукарнасы (сталактиты) в оформлении михраба мечети Калян.

Вид на Айван и купол медресе Мири Араб из двора мечети Калян.
Вид на Айван и купол медресе Мири Араб из двора мечети Калян.
В ансамбле Пои Калян наиболее пышное убранство из полихромных изразцов имеет медресе Мири Араб – двухъярусные стрельчатые худжры над арками украшены темно-синими наборными керамическими панно с красно-коричневыми и белыми цветами, полностью покрыт мозаикой центральный айван и барабаны парных голубых куполов.

Подобные «ковры» из разноцветных глазурованных керамических плиток были характерны для архитектуры Бухары XVI – XVII вв. Порталы ханак, мечетей, медресе, рынков-куполов одевали яркими коврами изразцовых панно синего и голубого цветов с узорочьем из белых линий, желтых, красных цветов и бутонов. Фрагменты подобного убранства сохранились в Токи-Саррофон (рынок менял, XVI в.).

Особый вид архитектурной керамики Ирана и Средней Азии, крайне популярный в искусстве Бухары XV – XVII вв. – мозаика. Бухарские мозаики набирались из керамических деталей, каждая из которых имела свою форму (звезды, ромбы, треугольники и т.п.). Такие элементы отливались или вырезались отдельно. Существует даже специальный термин – «резная мозаика», характеризующий технику создания подобного декора. Полихромную керамическую мозаику могли укладывать сплошным «ковром», или использовать как контрастную вставку на светлом фоне из обожженного кирпича. Здесь одним из ярких примеров является медресе Нодир-Диван-Беги (1622 – 1623 гг.). Несмотря на существующий в Исламе канон, который препятствует изображению людей и животных в произведениях изобразительного искусства, имеющих религиозное назначение, центральный портал медресе Нодир-Диван-Беги украшен керамической мозаикой с парными симметричными фигурами ланей, фантастических райских птиц и антропоморфным солнцем в центре.

Медресе Улугбека. XV в.
Медресе Улугбека. XV в.
Медресе Улугбека. Внутренний двор. XV в.
Медресе Улугбека. Внутренний двор. XV в.
Медресе Абдуллазиз-хана. Главный айван. Фрагмент. XVII в.
Медресе Абдуллазиз-хана. Главный айван. Фрагмент. XVII в.
Медресе Абдуллазиз-хана (XVII в.), образовавшее кош (парный ансамбль) с медресе Улугбека, стало последней значимой постройкой перед началом упадка как Бухары, так и всех городов Средней Азии, лежащих на Великом шелковом пути. Кажется, что все возможные приемы декора входного айвана собраны вместе в этом памятнике: раскрашенная резьба по ганчу, полихромные керамические мозаики. Многообразны и типы композиции, украсившие фасад: ленты каллиграфической вязи, вертикальные композиции, напоминающие ковры, усеянные цветами, растительные мотивы и геометрические фигуры, сплетающиеся в затейливые арабески.

Медресе Абдуллазиз-хана. XVII в. Фрагмент декора двора.
Медресе Абдуллазиз-хана. XVII в. Фрагмент декора двора.
И если с течением времени под воздействием исторических обстоятельств искусство создания полихромной архитектурной керамики пришло в упадок и практически исчерпало себя после XVII в., то в народных промыслах художественная керамика продолжила свое дальнейшее развитие.

В современной Бухаре на улицах старого города, под древними куполами рынков идет бойкая торговля разнообразными произведениями национальных промыслов. Здесь охотники до экзотических сувениров найдут знаменитые восточные ковры, расшитые халаты и тюбитейки, пеструю полихромную керамику. Сначала может показаться, что вы попадаете в «рай для любителя керамики» – глаза готовы разбежаться от разнообразия цветов и форм сосудов! Но при более тщательном знакомстве с представленными товарами, оказывается, что почти все, что вы видите – массовая продукция завода из Риштана. И, на самом деле, будет не так-то просто отыскать образцы современной местной самобытной бухарской керамики! Риштанскую посуду отличает традиционная для этого региона гамма с преобладанием синего, голубого и зеленого цветов. Декор прописывается белой, желтой, красной и розовой красками. Орнаменты – центрические, графичные, плоскостные, с большим количеством мелких изящных деталей: розеток, пальметок, стилизованных цветов хлопка, миндаля. Тогда как узоры, которые украшают сосуды, созданные мастерами из Бухары, часто повторяют паттерны изразцовой мозаики архитектурных сооружений города.

Современня узбекская керамика. Лавка в центре Бухары.
Современня узбекская керамика. Лавка в центре Бухары
Риштанская глазурь не очень прочная и наносится тонким слоем. Так эти изделия сильно уступают хорезмской и бухарской авторской керамике в эксплуатационных качествах. Чайные пиалы, блюда для плова – ляганы, супницы-касы и др., созданные в Бухаре, отличаются насыщенными цветами: глубоким темным синим, ярким лазорево-голубым. Линии рисунков на бухарской керамике расплывчаты, что является местной отличительной чертой. Если расписные сосуды не используются бухарцами, то они часто служат украшением в доме, например, ляганы помещают на стены. Их даже сразу изготавливают с небольшими отверстиями с оборотной стороны, чтобы блюдо можно было повесить. Когда расписной ляган расположен на стене вертикально, а не горизонтально, как на столе, то, благодаря расплывчатым линиям рисунка под слоем блестящей глазури, создается впечатление объемного, рельефного изображения.

Фрагмент керамической мозаики XVI-XVII вв.. музей Архитектуры. Бухара
Фрагмент керамической мозаики XVI-XVII вв.. Музей Архитектуры в Бухаре.
В самой Бухаре, кроме многочисленных произведений риштанского завода, который продолжает работать еще со средины прошлого века, и произведений местных небольших мастерских, также можно встретить отличающуюся самобытным декором керамику из Гиждувана, небольшого города, находящегося примерно в сорока километрах от Бухары. Местные мастера хранят секреты, передающиеся в семьях гончаров с незапамятных времен. Рассказывая про свои работы, керамисты с гордостью отмечают лишь факт использования местной белой глины и красок, получаемых из окиси металлов. В творчестве гончаров Гиждувана сохраняются отличительные черты, восходящие к искусству и культуре древнего Согда, которые органично слились с персидскими, арабскими, узбекскими, китайскими и индийскими мотивами, завезёнными со времён существования Великого шелкового пути. Гиждуванская керамика, благодаря своей самобытности и уникальности, заслуживает отдельного рассказа, поэтому в рамках настоящего очерка мы ограничимся только этим кратким описанием.

Современная керамика Узбекистана. Фигурки купцов и насреддинов.
Современная керамика Узбекистана. Фигурки купцов и насреддинов.
Сегодня некоторые мастера-керамисты, а также исследователи прошлой и современной истории узбекской керамики, отмечают сходство в декоре и технике-технологии бухарской и самаркандской керамики (даже объединяют их в общее понятие одной «школы»). Поэтому, оставив позади Бухару, город торговцев, мудрецов и мастеров, мимо древних караван-сараев и цистерн-сардоб, как, например, Рабат-и-Малик, мы отправимся в Самарканд – столицу Тимуридов, во славу которой трудились лучшие архитекторы и гончары востока!

Продолжение следует... 

Текст и фото: © Мария Назарова. 2018

Предыдущая статья – Керамика Средней Азии. Часть первая. Хива