Умные каникулы

Кусочками смальты, пиксельными включениями самых разных впечатлений складывается в голове маленького человека, вбирающего в себя что-то новое, то, что станет потом ещё одной стороной его натуры. Или профессии. В содружестве с Домом культуры Льва Лурье мы вновь провели «каникулярную» неделю для младших школьников.

IMG_1477.jpg

Это было развитие удачного летнего опыта. Командное погружение в систему знаний и умений превращается в отдых, полный интеллектуальных и эмоциональных усилий. Стены Креативного пространства «Мойка-8» не привыкли к такому гаму, но он означал увлечённость и раскрепощённость участников программы. А она включала в себя экскурсии в Русский музей, Этнографический, Эрмитаж и беседы-занятия-игры в залах Санкт-Петербургского Союза дизайнеров.

Мне представляется чрезвычайно полезным такой погруженческий опыт, когда разные события складываются не просто в развлекательное ассорти (хоть развлечение здесь – принцип научения), но прежде всего в тонкую взаимосвязь ценностных ориентиров. Из совокупности разных впечатлений вырастают представления не только о дизайне, архитектуре или искусстве вообще, в широком смысле, но и о той волшебной, особенной ауре места, где все мы живём. Трудно осознаваемой причастностью к этому городу с его особенной историей и уникальной харизмой. Как ни крути, а без постоянного вливания смыслов не получить развитого человека, в котором укрепляется невидимая связь с Петербургом. И такие эксперименты групповых культурологических взаимодействий крайне необходимы не только им, детям, но и нам, как будто давно состоявшимся специалистам, но всё же нуждающимся в поводах «пробуждения».

Моя беседа в зале «Мойки-8» и затем экскурсия в Эрмитаж за дополнительными иллюстрациями касалась истории городов вообще: их возникновения, их специфики, их устройства, их многослойности, включая и органичное содружество с животными и птицами или, наоборот, противостояние живой природе, тому миру, который вытеснен искусственной средой обитания.

IMG_1500.jpg

Одной из интересных и важных частей этих каникул были занятия со специалистами Физико-математического губернаторского лицея (ФМЛ) №30 Оксаной Ивановой и Анжелой Паульс. Привлекшие в своё культурное волонтёрство нескольких молодых помощников, они через все дни продёрнули связную цепочку действий, которая в конце концов вырастает в заметный и благодатный результат. Как ни странно, такой игровой опыт – даже, казалось бы, вот эти несколько дней – приводит к скачку в социализации, когда дети, попросту говоря, «начинают лучше учиться». Именно потому, что приходят новые ощущения, связанные со взаимодействиями, договороспособностями и прямой коммуникацией.

Вообще-то технология «гибких навыков» (soft skills) – это инструмент работы со взрослыми. Навыки, которые не проверишь инструментально – скажем, через экзамены, – но которые «размягчают» закоренелые стандарты. Через умение общаться и делегировать полномочия, умение управлять временем и своими эмоциями. Через тренинги или корпоративные праздники технология «гибких навыков» позволяет «перетрясти» привычки сотрудничества и шаблоны коммуникации во взрослых кампаниях. Отделы HR приглашают таких специалистов именно для того, чтобы научить коллектив новой мотивации и новой энергетике. Ведь и трудоустройство сейчас зачастую опирается не на буквальную компетенцию специалиста, а на его способности к самомотивации и целеполаганию для других, стрессоустойчивости и т.п. В том числе в таких коллективных взаимодействиях участвуют и семьи сотрудников, включая совсем маленьких детей.

Фото: © Александра Траубе. 2019

Здесь же, в пространстве каникулярных игр, дети младших классов научаются распознавать свои и чужие эмоции и желания. А навык эмпатии сейчас, особенно в мегаполисе, – один из актуальнейших. Не назовёшь это актёрством, но через «сценический» опыт, раскрепощение, взаимодействие, коллективное сотворчество и вписывание индивидуальностей в общее действо (не без мелких проблем, конечно) всё это становится ещё одной ступенью взросления. Смена взаимодействий, притирка в спонтанном или программируемом партнёрстве формируют целый комплекс навыков, из которых затем вырастает «человек умелый» и «человек разумный»: социально-активный, с позитивным представлением о своих способностях и возможностях.

Фото: © Александра Траубе. 2019

Такие процессы сопровождаются натуральными открытиями. Например, простая максима «Все дети разные» для многих современных учителей оказывается откровением («Что вы мне будете рассказывать: дети должны сидеть и слушать»). В таком случае методология и к учителям обращается с призывом «Начни с себя». Разумеется, невольно возник вопрос, возможно ли применить технологии «гибких навыков» к научению... дизайнеров. Не секрет, что разобщённость и неспособность к взаимодействию у творческих людей приводит порой к печальным пустотам в профессиональных коммуникациях. Тут есть над чем подумать. И есть соблазн объединить новым опытом тех, кто думает, что уже давно всё умеет. Вот найти мотивацию к объединению (даже ради проектов) и возможно подобным научением.

Возвращаясь к детским каникулам, хочется сказать, что в этих наших усилиях есть необыкновенно мощный смысл: дети незаметно для себя приобретают что-то новое и ценное. Возможно, ведущее их к делу всей жизни.

Текст: © Владимир Корольков. 2019
Фото: © Александра Траубе. 2019