Это вам не игрушки!

Бывает, сталкиваешься с таким явлением, какое не удаётся мгновенно поместить в понятную и привычную ячейку ранжирования. И здесь, среди серьёзных профессиональных проблем и достижений, наверное, странно говорить о беспечном шутовстве. Но этот феномен, конкретный авторский проект, воплощённый в неожиданном материале, мне кажется очень полезным «раздражителем» для того, чтобы расшевелить в себе творческий зуд.


Toys_02.jpg

Художник-«мультиинструменталист» Аля Феофанова работает в самых разных «форматах». Ей удаются виртуозные, волшебные батики, в которых гармонично сплетены сказочные мотивы и живое ежедневное окружение посёлка Курголово промеж Липовским озером и Балтикой. Она пишет иконы. И в них проявлено не только уважение к канонам, но и собственное видение важных для неё образов. Она может расписать матёрый, поживший шкаф, и он, будто питон Каа после купания, обретает новую шкуру, сияющую удивительным многоцветьем радости. Она плетёт текстильные, верёвочные, лоскутные фигуры, которые как-то не получается называть простым ткачеством. Они будто связаны с какими-то невидимыми нашёптываниями и полузабытыми сказками, придуманными историями и зыбкими снами. Им, превращённым в новые тотемы, магические обереги и праздничные артефакты, почему-то веришь мгновенно: именно так – почти в случайном материале – наши предки могли воплощать свои представления о существах сопутствующего нам мира.

Toys_03.jpg

И это я ещё не назвал поэзию, бьющую из неё спонтанной песней, и прозаические зарисовки, полные тонкой наблюдательности и ухватливой образности. Как говорит сама автор, объяснять, каким образом у художника что-то появляется, нет нужды, поскольку если что-то просится, то ты это просто делаешь.

Toys_04.jpg

Редкое свойство творца превращать в говорящее чудо любой предмет, которого коснётся рука. Полётная, насмешливая, оптимистичная и согревающая энергия весело перетекает из автора в произведения, и они начинают жить собственной жизнью. В этом видна настоящая магия одушевления. Она кажется невероятно лёгкой и не затратной метаморфозой, результат которой поистине завораживает. В отличие от многих имитаций, обозначающих лишь оболочку «народности», некий поверхностный слой подобия, в этих работах явлен подлинный дух лубочного символизма. И он становится «новой школой» исконного, искреннего «почвенничества», безо всяких «псевдо» и «почти». Он живой, пульсирующий, смешливый, бодрый и полный удивительной, глубинной доброты. В нём накапливается красивый смысл и художнических рефлексий, и вливания в наш несовершенный мир «нового вина» гармоничных и искренних энергий.

Toys_05.jpg

Здесь я хотел показать такие странные, почти нелепые в своей «несовершенности» штуки, как игрушки из ваты. Да, это всего лишь вата, клейстер и краски. Практически бросовый материал. Если, конечно, позабыть упомянуть в качестве ингредиентов мощную скоморошью весёлость и свежий, будто прозрачный родник, взгляд на обыкновенности и банальности.

Лёгкие новогодние фигурки, приспособленные для развески на ёлку, пересыпаны самыми разными сюжетами. Тут тебе и мальчик, скачущий на лошадке, и странная улитка, засмотревшаяся в зеркальце, и распаренные в бане бабы, полные раскрепощённого естества, и славянские волшебные птицы Сирин и Алконост, вдруг нашедшие себе новую, удивительную форму.

Toys_06.jpg

Совсем непонятно, как в этом далеко не безупречном материале возникает такая точность характера, выпуклая индивидуальность и поразительная поэзия. А грубоватая, но сочная (если это применимо к «застывшей» вате) ярмарочность приправлена виртуозной, артистичной нюансировкой. Феномен сочетания простоты и изящества явлен здесь празднично и оптимистично.

Toys_07.jpg

К чему отнести эти необычные артефакты? Малая пластика? Из такого смешного, не-вечного материала – чай, не фарфор. Сувениры? Но как-то совсем не хочется умалять их мощную авторскую индивидуальность серийной – «на продажу» – шаблонностью. Объёмные иллюстрации к сказаниям и анекдотам? Шаржированные «заметки»? Они вываливаются из любых усилий систематизировать и причесать их. Они становятся отдельной, самодостаточной и уверенной природой уникальных исканий художника, празднично смотрящего на мир. Легкомысленные, шаловливые игрушки – лишь часть её смешливого, полнокровного, калейдоскопичного мира.

Toys_08.jpg

Клоунесса? О, нет. В этом проявлено много большее, чем просто лёгкость характера и дар импровизации (и уж точно не «лёгкость бытия»). Хочется надеяться на то, что эта «игрушечность» и несерьёзность на самом деле дарят нам – помимо безупречного профессионализма – подлинные смыслы глубинной человеческой общности и памятного родства. Именно в этом щедром дарении порой скрываются настоящие ценности художника.

Фотографии: © Аля Феофанова, © Сергей Воробьёв, © Владимир Корольков.

P.S. Всё это звучит уже вслед художнику, прощанием. И слова настоящего времени теперь должны произноситься в прошедшем. Она ушла. Онкология оказалась сильнее её натуры. Но и эти запоздавшие слова важны. Потому что такие штучные, отдельные, особенные люди встречаются как… северное сияние. Фантастической уникальностью, подарком судьбы, откровением. Способные создавать праздник тем, что умеют любить, они умеют не только видеть и называть, но и щедро одаривать. Аля умела – умеет! – это так легко, как может только волшебница.