Как это будет по-итальянски?

Всегда интересно узнавать об учебных площадках, в которых аккумулированы традиция, опыт и безусловное новаторство. Генеральное консульство Италии в своей медиатеке провело презентацию Римского университета изящных искусств (RUFA, Roma University of Fine Arts), университета сравнительно нового – ему минуло 20 лет, – однако предлагающего современное мультидисциплинарное образование.


Hitaly_01.jpg

Тёплый и весёлый разговор при кажущейся простоте касался важных (не только для итальянцев) методов и целей высшего образования в сфере дизайна и искусств. Встреча стала одним из элементов обширной деятельности Генерального консульства Италии в Санкт-Петербурге по продвижению художественного и культурного наследия Италии в России. Спикерами на ней выступали два увлечённых специалиста, органично дополнивших друг друга. Рене Анджерамо (Andrea-René Angeramo), руководитель сектора профессиональной ориентации и международного найма RUFA, психолог в сфере трудовой и организационной деятельности, более 10 лет работающий в этой области. Луиджи Престиненца Пульизи (Luigi Prestinenza Puglisi), архитектурный критик и преподаватель, президент Итальянской ассоциации архитектуры и критики (dell'Associazione Italiana di Architettura e Critica), инициатор премии Фонда Ренцо Пьяно (Premio Fondazione Renzo Piano).

В качестве презентационных материалов слушателям были предложены не только брошюра о собственно университете RUFA, представляющая весь спектр его возможностей и специализаций, но и каталог международной выставки «Города Базиликаты глазами русских художников», проходящей в учебном Музее прикладного искусства Санкт-Петербургской художественно-промышленной академии имени А.Л. Штиглица (напомню, что город Матера, региональная столица провинции Базиликата, объявлен ЮНЕСКО Европейской культурной столицей 2019 года).

Hitaly_02.jpg

Так что такое столично-итальянское художественное образование? Если свести к протокольным данным, то бакалавриат и магистратура Римского университета изящных искусств предлагают такой перечень дисциплин: живопись, скульптура, графика, дизайн (промышленный), графический дизайн, визуальный и инновационный дизайн, комикс и иллюстрация, киноискусство, фотография, мультимедиа-искусство и мультимедиа-дизайн, компьютерная анимация и визуальные эффекты. Если же говорить о смыслах и механике обучения, то тут Рене Анджерамо начал с того, что богатство Италии в известной и заметной мере опирается именно на достижения в области дизайна, а Рим, по его мнению, является наилучшим местом для дизайн- и арт-образования. Сама городская среда, плотная своим историческим и художественным наполнением, формирует мировоззрение и вкусовые пристрастия будущих специалистов. Тут уместно вспомнить развернувшуюся на наших глазах – не побоюсь преувеличения – драмы с вынесением Санкт-Петербургского университета с «насиженного места». Под девизом улучшения образовательных процессов, по-моему, происходит чисто коммерческое отторжение (прецеденты, увы, известны) привлекательных пространств Васильевского острова в его супер-значимой исторической части. И доводы итальянского специалиста в пользу «атмосферного» воспитания почти слово в слово совпадают с горькими доводами Александра Сокурова о том, что сама близость культурных локаций, вроде Эрмитажа, как и собственно город во всей его накопленной сложности, является ещё одним несомненным участником образовательного процесса. Вкупе с иными свидетельствами размывания основательных принципов современной учёбы это, на мой взгляд, становится свидетельством разрушения, а никак не укрепления высшего образования в Петербурге.

Но вернёмся в медиатеку. Синьор Анджерамо говорил о том, что аудитория университета является для студента не только местом обучения, но и самой жизни. Здесь, среди прочего, важно то, что вуз равноправно относится к разным студентам: итальянцам и иностранцам. Приглашаются и российские искатели высшего образования, имеющие, кстати, некоторые преимущества перед итальянцами, поскольку могут претендовать на место в университете после 11-летнего образования (в отличие от 12 лет для местных студентов). Лекции, дискуссии и стажировки за рубежом (в качестве примера приводится Школа изобразительных искусств в Нью-Йорке, SVA NYC, the School of Visual Arts) – это сложный коктейль взаимодействий. Междисциплинарная коллаборация объединяет студентов в совместно работающую творческую общность, а поощрение напрямую влияет на успешность таких взаимопересечений. Стипендиальная помощь существенна и для «отличников» может полностью покрывать расходы на обучение, но за это надо побороться. Среди партнёров RUFA синьор Анджерамо назвал и академию Штиглица.

Hitaly_03.jpg

Продолжил разговор Луиджи Пульизи, который предложил вниманию зрителей краткую антологию итальянского предметного дизайна, пролистав важные вехи его становления от послевоенного до последнего времени. Начиная разговор, он шутливо посетовал, что вынужден будет резать свои привычные длинные фразы ради уступок переводчицам (аудитории помогали в этом студентка факультета международных отношений СПбГУ Silvia Vitale и Нина Панькова, представляющая сообщество любителей искусств и языков ISOLA). Было понятно, что его обычная речь сложна, эмоциональна и цветиста, что не может не вовлекать слушателей, знающих итальянский язык. Синьор Пульизи показал череду знаковых имён итальянского дизайна и архитектуры – Алессандро Мендини, Джо Понти, Акилле Кастильони, Вико Маджистретти, Микеле де Луччи, Этторе Соттсасс, Франко Альбини, Антонио Читтерио, Карло Скарпа (Alessandro Mendini, Gio Ponti, Achille Castiglioni, Vico Magistretti, Michele De Lucchi, Ettore Sottsass, Franco Albini, Antonio Citterio, Carlo Scarpa). Примеры их блистательных работ – от предметов мебели и светильников до кухонных аксессуаров, – представили яркий экскурс по тому, что называется «культовым». Рефрен синьора Пульизи «Итальянцы ни во что не верят» ничуть не противоречил их системному подходу к созданию среды. Проектируя ложку, дизайнер думает не только о ней, но и о столе, на котором ей предстоит жить, и о доме, в котором находится этот стол. Суммарно это ведёт к созданию тонких взаимосвязей гармоничных пространств, которые наполнены работающей эстетикой.

Hitaly_04.jpg

Обрушенная Второй мировой войной экономика страны уже к 50-м годам накопила достаточно предложений необходимых в жизни итальянцев вещей, чтобы стало понятно, что кроме непосредственной утилитарности вещный мир нуждался в эстетической эволюции. Это было время экономического бума и взрывного роста значимости итальянского дизайна. Хорошим напоминанием стал пример предмета «из прошлого» Алессандро Мендини. Его вычурное ретро-кресло Proust с чертами XVIII века и жизнерадостной пиксельной графикой по массиву и обивочной ткани (одно из воплощений), отсылающей к пуантилизму Сёрра, предложило тогда «новое вино для старых мехов». Инновация здесь, по словам синьора Пульизи, «преодолевает правила». Предметы привычной среды приобрели энергетику новой эмоциональности. Принцип эмпатии заявил о себе в самых разных продуктах дизайна, включая, например, знаменитый штопор Alessi с оптимистичной «портретной индивидуализацией», где дизайн выходит за пределы функциональности. А «бесполезный предмет» – каменный чемоданчик для «последнего пути» в виде надгробия (Vagelia per ultimo viaggio) – в качестве философской шутки показывал потенцию наделить предметный дизайн бОльшим смыслом и бОльшими возможностями. Одновременно оптимизм новых поисков предлагал радикально иной подход к формообразованию, технологиям его воплощения и применению материалов. Кто не знает напольную лампу Arco (компания Flos) девятикратного обладателя «Compasso d'Oro» Акилле Кастильони? Её контрастный силуэт с полусферой стального плафона, выброшенного в пространство, и брутального основания из каррарского мрамора сейчас привычен, даже обыкновенен, а тогда, в 1962 году, был по-настоящему вызывающим. Но при этом и умным. Впрочем, и сейчас этот предмет легко и органично вписывается практически в любой интерьер.

Немаловажным замечанием синьора Пульизи стало то, что раньше дизайнеры думали исключительно о жизни предмета, а сейчас проектируют и его смерть. Т.е. проблема конечности жизненного цикла изделия и его утилизации стала частью профессии. И это означает уже другие принципы создания предметов. Ответственность не только за образ и функцию, но и за экологический «след» прививается именно на стадии обучения дизайнера. Также говорилось и о том, что «итальянский дизайн» перестал быть локальным явлением в своих географических и ментальных границах, а наполняется участием творцов из самых разных точек земного шара (пример Карима Рашида тут пришёлся к месту). По завершении встречи вопросы от аудитории включали в себя, конечно, и интерес к обучению конкретно в RUFA. Расходы там существенны (7 000 евро в год), но, в отличие от нас, например, англичане или американцы таковыми их не посчитают. Также потребуется подтверждение языка – обучение ведётся на итальянском и английском, – поэтому рекомендовано освоить язык до приезда в Рим. Сроки обучения: 3 года бакалавриата и 2 года магистратуры.

Текст: © Владимир Корольков.
Фото: © Маргарита Шагрерян.
Выставка «Города Базиликаты глазами русских художников» будет работать до 28 октября 2019 г.