«От кокона до космоса»


По материалам Первого Биеннале инновационного текстиля «Изобретая моду».

19 марта 2015 г. в Москве в залах Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства открылась I Биеннале инновационного текстиля «Изобретая моду», на которой было представлено большое количество экспонатов, посвященных истории тканей, их свойствам, а также современным инновационным разработкам в текстильной области.

На выставке были отмечены такие значительные изобретения как чулочная машинка, жаккардовый станок, появление анилиновых красителей и синтетических волокон. Без преувеличения можно сказать, что все эти изобретения в свое время оказали огромное влияние на историю человечества. Большое количество экспонатов Биеннале посвящено текстильным инновациям XXI в. Здесь представлено много промышленного текстиля, применяющегося в различных экстремальных ситуациях или в опасных для жизни и здоровья человека средах.

В рамках Биеннале проводился конкурс на создание арт объекта из современных высокотехнологичных тканей. На первом этапе нужно было представить эскизный проект и концепцию будущего объекта. По результатам конкурса было выбрано шесть победителей, которым были предоставлены ткани российской фирмы «Текс-Центр». Проект Наталии Цветковой «Облеченная в свет», оказался в числе победивших. В современном быстро меняющемся мире одежда должна быть с одной стороны удобной, с другой - «независимой». Исходя из подобной идеи, автору пришла в голову мысль о создании серии юбок, способных вести «самостоятельную» жизнь вне тела человека, т.е. хотелось представить некие объекты, способные быть и одеждой, причем надеваться по-разному, в зависимости от настроения человека, и частью современного интерьера, например, светильниками. Помимо непосредственно тканей, в создаваемые объекты были включены светодиоды.

Проект «Облеченная в свет» включает четыре объекта, каждый из которых символизирует определенную стихию. На это указывает форма и абрис платья/светильника. За счет использования светодиодов данные формы как бы «рисуются» светом. Темы стихий также поддерживаются орнаментами, расположенными внутри каждого объекта. Расположение орнаментов внутри, а не снаружи юбок/светильников обусловлено идеей создания своеобразного «секрета», видимого только при определенном освещении. Первый объект выражает стихию «Воздух». Символом воздуха стало облако. Форма облака видна по абрису объекта; внутренний орнамент – стилизованные снежинки или пушинки одуванчиков, летящие в воздухе. Объект «Вода» представляет собой стилизованную морскую раковину. Раковины разных видов представлены в орнаментальной вставке. Стихия «Земля» – это бутон розы. Наконец, стихия «Огонь» выражена стилизованными языками пламени, которые угадываются в форме юбки/светильника, а также в абрисе. Орнамент представляет собой изображение сказочного цветка «бегущего огонька», который, по легенде, может указывать человеку место клада. В объектах применялась металлизированная посеребренная ткань, изготовленная из электропроводных нитей и обладающая экранирующими свойствами, предохраняющими человека от вредных компьютерных излучений; ткань «МИФ», применяющаяся в медицине для изготовления противоожегового текстиля и для микрофильтрации в производстве лекарств; а также ткань с серебряным покрытием.