«Ассоциации» в Царском Селе

26 июня 2016 года в Екатерининском парке Царского Села состоялся театрализованный показ моделей на тему «Царское Село. Русский стиль».

Это уже можно назвать хорошей традицией, в этом году мероприятие проходило в восьмой раз. Оно стало частью проекта «Ассоциации», организованного Государственным музеем-заповедником «Царское Село».

Источником вдохновения для приглашённых дизайнеров стал тот факт, что 182 года тому назад (в 1834 г.) император Николай I издал для придворных дам указ о создании особого платья «на русский манер». Этот тип парадного костюма «в русском стиле» сохранялся практически до 1917 г., меняясь в некоторых деталях в соответствии с изменениями тогдашней моды.

Разнообразие моделей петербургских дизайнеров, показанных на фоне исторических достопримечательностей, даёт возможность продемонстрировать широту такого понятия, как русский или российский стиль и позволяет каждому из них показать все грани своего таланта.

Например, Лилия Кисиленко, член Союза дизайнеров Санкт-Петербурга, продемонстрировала возвращение традиционного представления о «русской красавице». Её манекенщицы, обладающие формами отнюдь не «модельных» параметров 90-60-90, одетые в традиционные русские сарафаны и юбки, живо напомнили всем присутствующим образы, созданные выдающимся русским живописцем Б. М. Кустодиевым в своих картинах. Но это не та пышная «кустодиевская» краса с её многоцветием ярких тонов, которыми прославился художник. Коллекция Киселенко решена в ахроматической гамме чёрного и белого, дополненной ярко-жёлтой футболкой и бахромой из шёлковых лент на юбке одной из моделей, такими же чашками в руках девушек, а также связками баранок и сушек, используемых вместо бус. Это особый, «петербургский» взгляд на русский костюм, который не кажется мрачным благодаря театральной лихости происходящего «действа», одним из создателей которого стал известный режиссёр Виктор Крамер.

Пока Лилии Кисиленко

Коллекцию Яниса Чамалиди предваряло выступление фольклорного ансамбля. Она также была выдержана полностью в чёрных тонах, но уже без цветовых акцентов и поэтому смотрелась особенно контрастно на фоне яркой летней природы. Лишая свои модели цвета, дизайнер сознательно сводит до минимума выразительные средства. Это позволяет сосредоточить внимание зрителей на форме народного костюма и традиционных головных уборов – платков, повойников и кик. При этом модели коллекции выглядели не архаично, а скорее, футуристично, хотя явно читалась их этнографическая составляющая.

Коллекция Яниса Чамалиди

Коллекция Стаса Лопаткина решена совсем в ином ключе. Его задумчивые барышни, меланхолично дефилирующие по цветущему лугу, были одеты в платья и юбки из лёгких набивных материалов, рисунок которых как будто перекочевал с этого самого луга на ткань. Нежные букеты садовых и полевых цветов, разбросанные по пастельному фону, сразу создавали романтичный образ юной девушки, мечтающей о возлюбленном в тиши полей и парков. Брутальные образы гусар в красно-синих мундирах оттеняли эти пасторальные мотивы.

Коллекция Стаса Лопаткина

В стиле русского барокко была разработана коллекция Татьяны Парфёновой. Для создания рисунков тканей были использованы мотивы декора нескольких петербургских дворцов. Принты с видами Царского села создавали эффект «отражения» пейзажей в моделях. Обогатила коллекцию и роскошная вышивка в традиционной для этого дома технике двухсторонней глади по прозрачному шифону. Вышитые мотивы с изображением птиц и стрекоз придавали платьям лёгкость и воздушность. Модели, вышагивающие по зеркальному подиуму, как будто парили в воздухе. Застёжка одной из блуз в виде стрекоз заставила вспомнить творчество Эльзы Скиапарелли, которая не раз использовала изображения бабочек и стрекоз для своих моделей. Такие цитаты вполне уместны и даже приветствуются в эпоху постмодернизма. Эффектный макияж девушек, передающий мерцание и блеск крыльев стрекоз, дополнил картину летнего дня.

коллекция Татьяны Парфёновой

Изображения парящих в воздухе стрекоз являлись своеобразным порталом для показа коллекции Леонида Алексеева, который впервые принял участие в проекте. Его модели были созданы в стиле дачной и курортной одежды начала ХХ века. Девушки в соломенных шляпах, вооружённые сачками, беззаботно порхали между шпалер парка. В коллекции использовано немного подзабытое вологодское, елецкое и вятское кружево, некогда очень популярное в России и за рубежом. Отрадно видеть, что традиция использования произведений российских кружевниц талантливо продолжена нашим современным петербургским дизайнером.

Коллекция Леонида Алексеева

Будем надеяться, что никакие политические, экономические и погодные капризы не помешают в будущем проведению столь значимого и ожидаемого события в мире петербургской моды.

Елизаров А. А.
член правления Санкт-Петербургского Союза дизайнеров,
доцент кафедры Дизайна костюма СПГУПТД,
кандидат искусствоведения

Фоторепортаж с мероприятия можно посмотреть здесь