Палитра звона и полифония кисти.
 Изображения на древних китайских колоколах

В Нарышкином бастионе Петропавловской крепости почти два месяца можно было увидеть восхитительную по своей глубине выставку – часть собрания Музея древних колоколов в храме Дачжун (Пекин, Китай).

Основу постоянной музейной экспозиции этого музея составляет уникальная коллекция древних китайских колоколов с удивительными по красоте и изысканности орнаментами и каллиграфическими надписями. Также в музее хранятся выполненные тушью на бумаге оттиски с поверхности колоколов. В России эта выставка впервые.

В разгар туристического сезона и огромном количестве посетителей в Петропавловской крепости на выставку заходят, к сожалению, единицы. Возможность сыграть на колоколах свою мелодию – награда за смелость спуститься в подвал Нарышкина бастиона. Это возможность связать звук и визуальный графический образ в единый энергетический поток.

Колокола из «Музея древних колоколов» в храме Дачжун (Пекин, Китай). Экспозиция в Нарышкином бастионе Петропавловской крепости.
Колокола из «Музея древних колоколов» в храме Дачжун (Пекин, Китай). Экспозиция в Нарышкином бастионе Петропавловской крепости.
Потребность в оттисках возникла в связи с необходимостью достоверного воспроизведения канонических текстов конфуцианских, буддийских и даосских, которые гравировались известными каллиграфами на каменных плитах и склонах гор. Чтобы получить оттиск с прославленных каллиграфических или живописных произведений, изначально созданных на шелке или бумаге, их композиции гравировались в технике интальо на каменных или деревянных блоках, с которых затем снимались оттиски*.

Оттиски сыграли важную роль в истории китайской каллиграфической традиции, где творческий опыт предшествующих поколений по сей день изучается и осваивается посредством копирования. До появления современной полиграфии оттиски были главным способом тиражирования каллиграфических шедевров*.

Традиция надписей на колоколах

Надписи, встречающиеся на колоколах, в основном содержат благопожелания, цитаты из буддийских сутр и даосских текстов, имена дарителей и дату изготовления. В них отразилось всё многообразие общественной жизни Китая – его политического устройства, культуры и верования, развития производственных технологий. Со времён династий Сун (960-1279 гг.) и Цзинь (1115-1234 гг.) на колоколах стали часто отливать благопожелательные надписи, являющиеся живым свидетельством патриотизма и религиозного рвения: «Долгих лет императору», «Путь правителя вечен и велик», «Долгих лет жизни наследнику», «Свет Будды затмевает солнце», «Благодатью Будды освещены все миры», «Ветер и дождь благоприятны для урожая» и др. Традиция отливать на колоколах, предназначенных для религиозных служб, благопожелательные надписи сохранилась до сих пор.

Наиболее часто на древних колоколах можно встретить такие виды орнамента как «цветочный», «облачный», «морские волны», «символы благополучия», «мифологические существа» и др. Наделённые конкретным позитивным смыслом, эти символы использовались не просто как декоративное украшение поверхности колоколов, но и как свидетельство авторитета и статуса дарителей, выделивших средства на их отливку. Некоторые виды орнамента, например, «лепестки лотоса», «морская волна» и «драконы» наносились на поверхность колоколов в соответствии с определёнными правилами, которые могли варьироваться в зависимости от исторической эпохи или традиции, к которой принадлежали мастера литейщики. 

Реплика части колокола Юнлэ
Реплика части колокола Юнлэ
Любовь людей к мифологическим существам восходит к доисторическим традициям поклонения племенным тотемам и отражает пожелания людей в адрес объектов и явлений окружавшего их реального мира. На колоколах изображения мифологических существ и животных-символов драконов, фениксов, аиста, белого тигра стали появляться с эпохи династии Тан (618-907 гг.), а при династиях Мин (1368-1644 гг.) и Цин (1644-1911 гг.) к ним добавились единорог, морской конёк.

Помимо вышеописанных видов орнамента, при династиях Мин (1368-1644 гг.) и Цин (1644-1911 гг.) проявилась тенденция к усложнению элементов декора колоколов. Некоторые мастера отливали фигуры людей и декоративные узоры со сложным рисунком. Такие колокола встречаются не очень часто, поскольку их изготовление требовало незаурядного мастерства литейщиков и было доступно лишь самым богатым дарителям.


Оттиски с китайских колоколов
Орнамент с изображением мечей. Орнамент «символ исполнения желаний и счастья»

Снятие оттисков – уникальная традиционная техника, разработанная в Китае, использующая главным образом два типа различающихся по скорости и направлению ударов («лу га» и «ца та») специальными тампонами по поверхности объекта. Выразительные средства при этом широко варьируются в зависимости от особенностей поверхности копируемых объектов и используемой туши, находя воплощение в дошедших до нас образцах. К многочисленным вариациям техники относятся серо-матовые оттиски «крыло цикады» («чаньи та»), выполненные в глубоких черных тонах «золотисто-вороные» оттиски («уцзинь та»), выдержанные в переходных тонах от глубоких к более светлым оттиски («сян та»), «киноварные» («чжу та») и цветные, в основном синие («цай та»), используемые для воспроизведения облика бронзовых изделий композитных оттиск («цюаньсин та»), а также технология, специально разработанная для снятия копий с горельефов и т.п.

Орнамент с изображением драконов
Орнамент с изображением драконов
С периода династии Северная Сум (960-1127 гг.) в исследованиях по истории музыки и музыкальных инструментов можно встретить оттиски с колоколов, отлитых ещё в доциньскую эпоху (до III в. до н.э.), тогда как отдельных оттисков и сборников, посвящённых музыкальным колоколам, датирующихся эпохой после правления царства Вэй (220-265 гг.) и империи Цзинь (265-420 гг.), сохранилось сравнительно немного.

При копировании оттисков кистью на бумаге белые черты обретают свое изначальное тушевое исполнение, и каллиграфическая пластика возвращается из режима негативного воспроизведения в режим позитивного воплощения. Возможность подобной метаморфозы заложена в энергетической парадигме каллиграфической эстетики, допускавшей амбивалентное колористическое решение пластической темы. Органичность переключения визуального режима восприятия с позитивного на негативный и наоборот предопределялась онтологией метаморфоз полярностей инь-ян*.

Техника

Процесс создания оттиска с колокола

1. Подготовка тампона для копирования рисунка: внутрь ткани поместить хлопок и туго перевязать веревкой.
2. Подготовка вытяжки из цветка орхидеи Блетилла: положить цветок Блетиллы в кипящую воду на 5 минут и отфильтровать жидкость.
3. Подготовка материалов для перенесения рисунка: подготовить для работы бумагу, тушь, кисть, емкость для жидкости.
4. Бумага: лист бумаги пропитать экстрактом Блетиллы и наклеить бумагу на поверхность колокола.
5. Лист: используя кисть разгладить приклеенный лист.
6. Перенесение текста. Этап 1: слегка похлопывать кистью по вертикально наклеенному листу бумаги.
7. Перенесение текста. Этап 2: прижимать кисть к листу пока на листе не появится отчетливый рисунок или текст.
8. Использование туши. Этап 1: светлую тушь небольшими частями наливать на покрытую рисунком или текстом бумагу.
9. Использование туши. Этап 2: темную тушь небольшими частями наливать на покрытую рисунком или текстом бумагу
10. Снятие рисунка: после нанесения на бумагу туши, медленно снять бумагу с колокола.
11. Окантовка: поместить полученный рисунок в паспарту.
12. Завершение: полученный рисунок окантовать в раму.

С периода династии Тан, который считается в Китае периодом наивысшего могущества страны и по сей день изучение и копирование оттисков – это обязательный элемент профессиональной подготовки каллиграфов.

Уважаемые графики, выставка работает еще целых два дня!

* Традиция китайских тушевых оттисков (та). © 2015. В.Г. Белозёрова

Выставка работает с 27 июня по 14 августа 2016 года
Петропавловская крепость, Нарышкин бастион
Вход: свободный

Материал подготовлен: Александра Траубе
Фотографии: © Александр Трофимов