Ретроспективная выставка «Виктор Папанек: политика дизайна»

С 29 сентября 2018 года по 10 марта 2019 года в Музее Дизайна Vitra пройдет выставка «Виктор Папанек: политика дизайна», которая станет первой крупной ретроспективой, посвященной знаменитому дизайнеру, философу и активисту (1923-1998).


07_VDM_Papanek_Filmset Design Dimensions.jpg
Виктор Папанек на съемках передачи Design Dimensions в Буффало, штат Нью-Йорк (1961–1963)  © University of Applied Arts Vienna, Victor J. Papanek Foundation
Виктор Папанек – один из самых влиятельных протагонистов социально и экологически ориентированного подхода к дизайну, который берет свое начало в 1960-х гг. Ключевая работа Папанека «Дизайн для реального мира» (1971) сегодня остается наиболее читаемой из когда-либо опубликованных книг о дизайне.

Выставку составят объекты, графика, фильмы, рукописи и печатные материалы (ряд экспонатов демонстрируется впервые). Экспозицию дополнят работы современников Папанека, таких как Джордж Нельсон, Ричард Бакминстер Фуллер, Маршалл Маклюэн, и экспериментальной инициативы Global Tools. Современные работы в областях критического и социального дизайна создадут представление о масштабе влияния личности и творчества Папанека.

01_VDM_Papanek_The Politics of Design_Visual.jpg
«Виктор Папанек: Политика дизайна», визуализация Даниэля Стрита (2018) © Vitra Design Museum В. Папанек, стул из серии Samisen (1952 – 1956) © University of Applied Arts Vienna, Victor J. Papanek Foundation
В связи с нацистскими преследованиями в Австрии в 1939 году Папанек бежал в США. Изначально посвятив себя карьере промышленного дизайнера, в 1960-х годах он пришел к последовательной критике консьюмеризма, которая в будущем принесла ему мировую известность. Позицию Папанека отражали проекты, многие из которых разрабатывались им совместно с учениками и коллегами, включая телевизоры и радиостанции для африканских стран, электромобили, а также предметы вроде стимулирующего осязание Fingermajig (1965–1970) и серии Living Cubes (1973), представлявшей собой мебель для самостоятельной сборки, которая может модифицироваться в соответствии с различными потребностями.

10_VDM_Papanek_Cover Design for the Real World.jpg
Книги В. Папанека «Дизайн для реального мира» (1971) и «Дизайн в человеческом масштабе» (1983) © University of Applied Arts Vienna, Victor J. Papanek Foundation
Главная роль Папанека заключается в его деятельности как теоретика и арбитра нового, критического понимания дизайна. Он читал лекции в мировых университетах, вдохновляя целые поколения студентов, и неустанно расширял социальное поле дискуссии о роли и возможностях дизайна. С 1961 года Папанек вел серию телевизионных передач о дизайне, которые транслировались по всей территории США. Книги Папанека «Дизайн для реального мира» (она была переведена на более двадцати языков), «Как вещи не работают» (1977) и «Дизайн в человеческом масштабе» (1983) закрепили за ним репутацию первопроходца альтернативного дизайна. В них он с язвительной иронией критикует слепую веру в потребление и обращается к идеям протестного поколения 1968 года как к способу решения практических проблем повседневной жизни большого числа людей.

14_VDM_Papanek_Lean to Chair.jpg
Виктор Папанек и Джеймс Хеннесси, стул Lean-To Chair (1974); Виктор Папанек в Буффало (апрель 1959) © James Hennessy and University of Applied Arts Vienna, Victor J. Papanek Foundation
Выставка состоит из четырех разделов, которые подробно рассматривают жизнь и работу Папанека. Открывает выставку обширная вводная медиа-инсталляция, которая рассказывает об идеях дизайнера в современном контексте и прослеживает основные факты биографии Папанека от его побега из Европы и до обретения международного признания. Организаторы выставки впервые получили доступ к материалам наследия Папанека, хранящегося в Фонде Папанека в Венском университете прикладных искусств. В собрание входит ряд ранее не экспонировавшихся единиц, включая записки, письма, предметы мебели, объекты этнографической коллекции Пананека, а также более тысячи слайдов, которые дизайнер использовал в своих лекциях.

13_VDM_Papanek_Work Cube.jpg
Карл Монтан, Международный символ доступности (1969); Виктор Папанек и Джеймс Хеннесси, Work Cube (1973) © James Hennessy and University of Applied Arts Vienna, Victor J. Papanek Foundation
Два следующих раздела выставки посвящены ключевым темам в работе Папанека, в том числе, фундаментальной критике потребительства, вниманию к социальным меньшинствам и потребностям так называемого «третьего мира», вопросам экологии, устойчивого развития, а также культуры «мейкерства», то есть создания и производства предметов с использованием собственных ресурсов, которая берет свое начало в движении «сделай сам» 1960-х гг. Посетители смогут увидеть разнообразные проекты Папанека, его коллег и учеников, включая работу датского дизайнера Сюзанны Кофод, которая в 1968 году разработала первый международный символ доступности.

Flui Coletivo и Questto | Nó, насос для воды Bomba Hacker (2014) © Flui Coletivo, Stefano Leggieri
Flui Coletivo и Questto | Nó, насос для воды Bomba Hacker (2014) © Flui Coletivo, Stefano Leggieri
Выставку дополняют около двадцати работ современных дизайнеров, которые переносят идеи Папанека в XXI век, в том числе Кэтрин Сары Янг, Forensic Architecture, Джима Чучу, Томаса Сарацено, Габриэль Энн Махер и бразильского коллектива Flui Coletivo e Questto I Nó. Авторов занимают такие сложные темы, как глобальные климатические изменения, подвижная гендерная идентичность, потребительское поведение и экономические реалии миграции; тем самым в их практиках резонируют вопросы, которые Папанек поднимал уже в 1960-х гг. В то же время современные дизайнеры смело выходят за нормативные рамки западного мира, в котором доминируют мужчины, частью которого Папанек оставался, несмотря на все его попытки с ним порвать.

UN Women, The Autocomplete Truth: Need, advertising campaign (2013) © Mermac Ogilvy & Mather Dubai
UN Women, The Autocomplete Truth: Need, advertising campaign (2013) © Mermac Ogilvy & Mather Dubai
Выставка «Виктор Папанек: политика дизайна» является одновременно ретроспективной и тематической. Знакомство с Папанеком как личностью открывает дорогу к осмыслению более масштабной темы: значения дизайна как инструмента воздействия. В конце концов, то, что для эпохи Папанека было революционным, сегодня становится общепринятым: дизайн не ограничивается деятельностью по созданию формы, но рассматривается как инструмент целенаправленной трансформации, применение которого должно учитывать социальный и этический аспекты. Сегодняшний дискурс социального дизайна и дизайн-мышления опирается на идеи Папанека. Выставка Музея Дизайна Vitra призвана воздать должное Папанеку как одному из первых, кто вынес эти понятия на обсуждение, и как одному из важнейших в современном дизайне мыслителей. Одновременно выставка показывает, как социально ориентированный подход к дизайну, который исповедовал Папанек, может сделать наш мир лучше – и как он меняет наш мир уже сегодня.

17_VDM_Papanek_Sleigh Chairs.jpg
Фрэнк Гери, Sleigh Chairs из серии Easy Edges (1972); П. Гатти, Ч. Паолини и Ф. Теодоро, кресло Sacco, Zanotta (1968) (иллюстрации из книги «Номадическая мебель», Д. Хеннесси и В. Папанек, Нью-Йорк, Pantheon Books, 1973) © Vitra Design Museum
Выставка подготовлена Музеем Дизайна Vitra совместно с Музеем Дизайна Барселоны и Фондом Виктора Папанека в Венском университете прикладных искусств, при финансовой поддержке Федерального фонда культуры Германии.

line_900_black.jpg

Виктор Папанек: политика дизайна

29/09/2018 – 10/03/2019
Музей Дизайна Vitra, Вайль-на-Рейне