Выставка студентов кафедры промышленного дизайна СПГХПА им. А.Л. Штиглица

18 апреля 2016 г. в 16.00 открывается выставка студентов-бакалавров и выпускников кафедры промышленного дизайна СПГХПА им. А. Л. Штиглица.


Афиша выставки
Ян Важинский. Афиша выставки

Мне очень хотелось воспользоваться случаем, чтобы представить на этой выставке работы бывших выпускников училища. Почти все основные кадры первых художников промышленности – выпускники кафедры 1954-1960 гг., начавшие работать на производстве, прекрасно себя показали, что нашло выражение и подтверждение в их работах - изделиях, изготовленных промышленным способом на производствах Горьковского автозавода, Павловского, Ликинского, Белорусского автозаводов, на заводе РАФ и других предприятиях, таких как ЛОМО, выпуск изделий которых, начиная с 1954 г., получил признание на многих отечественных и международных выставках. В 1954-1959 гг., т.е. в середине и к концу 1950-х гг., когда в нашей стране вновь повысился интерес к дизайну и когда опыт первого этапа развития советского дизайна оказался прочно забытым, в ЛВХПУ в 1954 г. состоялся выпуск первых специалистов – по сути дизайнеров, в том числе в области автомобилестроения.


Из собрания Светланы Вагаршаковны Мирзоян
Студенческие проекты. Из собрания Светланы Вагаршаковны Мирзоян

Ленинградская школа внесла неоценимый вклад в историю российского дизайна работами наших выпускников. Благодаря высокому инженерно-художественному уровню подготовки и выпуску высококвалифицированных специалистов мы можем говорить о становлении Ленинградской- Санкт-Петербургской школы дизайна. Школа, особенно в период до 1964 года, воплощала в себе многие лучшие черты советского дизайна периода его становления.

Выпускники школы внесли вклад в отечественную промышленность как пионеры-энтузиасты. Ими выполнены модификация автомобиля «Волга» ГАЗ-24 (Л.И. Циколенко), модификация автомобилей «Волга», «Нива», автомобиль «Атаман» (М.А. Демидовцев), автобусы «ЛиАЗ», «ПАЗ» (М.А. Демидовцев), семейство самосвалов «БелАЗ» (В.С. Кобылинский), суда на подводных крыльях для завода «Красное Сормово» КБ Алексеева (О.П. Фролов, В. Квасов, А. Порошкова), киноаппаратура НПО «ЛОМО» (В.А. Цепов и группа художественного конструирования), трамвайный вагон ЛВС (Е.Н. Лазарев, В. Винтман, В.А. Суровенный, В. Зуден, Т. Румянцев), станки Ульяновского завода уникальных станков (Е. Одинцов), модификация микроавтобуса «УАЗ» (В. Ковалёв), электроаппаратура (фонари, выключатели) для завода «Электропульт» (Я.М. Кацен), ледокол «Ленин», китобаза «Советская Россия», танкеры (О.А. Арнольд, И.Е. Серебренников, С. Иванов, А.А. Павлов) и др., а также первый в стране микроавтобус «РАФ» и автопоезда «РАФ-979» для аэропортов гражданской авиации (С.В. Мирзоян).
Хотелось отдать дань этим отечественным разработкам. Поэтому мы с моим учеником и коллегой Даниилом Поташевым решили собрать материал о первых дизайнерах нашей Ленинградской-Санкт-Петербургской школы, в том числе в области автомобилестроения, и представить их на XXIV международной выставке «МИР АВТОМОБИЛЯ», где они имели успех. Сейчас эти работы выставлены в выставочном зале «Мойка-8» Санкт-Петербургского Союза дизайнеров.


Из собрания Светланы Вагаршаковны Мирзоян
Студенческий проект. Из собрания Светланы Вагаршаковны Мирзоян

Петербургская школа дизайна живёт и развивается, переживая, как всякий организм, взлёты и падения. За долгую историю своего существования Школа меняла названия, но бережно сохраняла свой неповторимый стиль – верность традициям, новаторскую устремлённость, приоритет творческой личности, демократический дух. Я назвала лишь некоторые работы выпускников 1950-х гг. Они были первопроходцами в разных отраслях промышленности так же, как и русские дизайнеры конца XIX– начала XX в., стоявшие у истоков отечественного дизайна, такие как В.Г. Шухов (Шаболовская башня, ВЦР – хранилище нефтепродуктов), А.П.  Нагель (автомобиль «Руссо-Балт»), И. Сикорский (самолёты, вертолёты), Ф.А. Пиротский (трамвай) и многие-многие другие.

Эти имена хорошо известны, в том числе и за рубежом, и громко прозвучали в истории дизайна. Нам есть чем гордиться и в недавнем прошлом: дизайн 1950-1960-х гг. – это был взрыв огромной силы, энергией которого, так же как и русским конструктивизмом 1920-1930-х гг., мы живём до сих пор. 

На выставке представлены также учебные работы студентов IV курса. Это не «планшетный» дизайн, а работы, связанные с конкретными производствами, в том числе с Фондом перспективных исследований (ФПИ), которые курирует Д.О. Рогозин. Некоторые из этих разработок студенты возьмут в качестве дипломных проектов, и я надеюсь, что СПб СД, как обычно, любезно предоставит своей “alma mater” помещение, где мы представим уже не учебные, а дипломные работы для Фонда перспективных исследований.

Приглашаем на выставку!

С уважением С.В. Мирзоян и участники выставки