Выставка «Гравировка в художественном стекле»

В Музее художественного стекла на Елагином острове проходит выставка «Гравировка в художественном стекле», где представлено целое собрание стеклянных изделий, которые связаны единой техникой холодного декорирования – гравировкой.

Технику гравировки представляют предметы из собрания Государственного Эрмитажа, Елагиноостровского дворца-музея русского декоративно-прикладного искусства и интерьера, а также частных коллекций. Казалось бы, тематика выставки достаточно узкая, но представленные работы призывают зрителя не только любоваться тончайшей работой мастеров, но и проследить смену эстетического восприятия такого декорирования в историческом развитии.

В Музее художественного стекла на Елагином острове проходит выставка «Гравировка в художественном стекле». Фото: © Александра Траубе. 2020

Гравировка на стекле – один из самых трудоёмких способов холодного декорирования, требующий большого опыта и ювелирной точности мастера. Для нанесения рисунка на поверхность стекла мастер-гравёр постепенно делает углубления специальным алмазным колесом, шаг за шагом придавая изображению нужный объём.

Экспозицию выставки открывают стеклянные произведения XVIII-XIX веков. Здесь представлены кубки, стопы, стаканы и штофы для торжественных церемоний, украшенные тончайшими гравированными рисунками. Стоит рассмотреть их поближе, поскольку это кружево белых матовых линий завязывается в мастерски исполненную миниатюрную композицию.

В Музее художественного стекла на Елагином острове проходит выставка «Гравировка в художественном стекле». Фото: © Александра Траубе. 2020

Одна из таких сложных многоплановых композиций красуется на Кубке с изображением императрицы Екатерины II, выполненном на Потемкинском стеклянном заводе в конце XVIII века. Стилистически подражая западным образцам художественного стекла, отечественные мастера выбирали сюжеты изображений, посвящённые историческим событиям или выдающимся деятелям страны. В контексте всей выставки эти предметы рассматриваются как важнейшие артефакты былой эпохи, являются точкой отсчёта для дальнейшего развития отечественной гравировки.

Рассматривая экспонаты, можно проследить, как меняется подход к проектированию изделий, как формируется стилистический язык каждой эпохи. Художественные и технологические поиски времён модерна представлены вазами из многослойного цветного стекла, декорированные в технике травления, резьбы и гравировки.

В Музее художественного стекла на Елагином острове проходит выставка «Гравировка в художественном стекле». Фото: © Александра Траубе. 2020

Особое внимание хочется уделить части экспозиции, посвящённой советскому периоду. В это время проектирование художественных изделий из стекла принимает промышленный масштаб. На предприятия приглашаются художники, которые занимаются поиском новых форм для создания образцов серийного производства. Выпускаемая продукция включает в себя различные виды предметов быта, прекрасно выверенных с точки зрения функции и формы. На примере набора для вина Лейды Юрген «Паутинка» мы видим, что исключительно важной для художника является эстетика чистой формы предметов, а тонкие линии гравировки усиливают её художественное выражение. Гравировка тогда широко использовалась для украшения утилитарных и декоративных изделий из стекла и выполнялась мастерами вручную. Гравировка советского времени создаёт собственный неподражаемый стиль, базируясь на традиционных технологиях производства стекла и приёмах его декорирования.

После утраты крупных стекольных предприятий проектная деятельность в контексте серийного производства теряет актуальность: российское художественное стекло переходит в авторский формат. Используя традиционные методы гравировки и уходя от утилитарности, современные художники по стеклу чаще создают арт-объекты, декоративные пласты, скульптурные композиции. На выставке представлены работы, которые знакомят зрителя с современным прочтением гравировки в художественном стекле.

В Музее художественного стекла на Елагином острове проходит выставка «Гравировка в художественном стекле». Фото: © Александра Траубе. 2020

Пройдя через разные эпохи и стилистические направления, гравировка остается чистым художественным приёмом, который подчёркивает исключительную сущность стекла.

Выставка продлится до 22 марта 2020 года.

Фотоальбом выставки.

Текст: © Анна Сухоиваненко
Фото: © Александра Траубе