Искусство света. Обратный взгляд

Свет – не только видимость, но и ощущения, эмоции. Контроль над тем, что должно быть светлым, а что погружается в темноту, рассказывая волшебную историю и расставляя акценты.

Рассказывать историю – обязанность экспертов по музейному освещению, ведь освещение отдельная форма искусства. Однако разложить мелодию на ноты, а источник света разложить на винты и гайки – обязанность дизайнера. Сначала мы смотрим на идею, которую художник вложил в свою работу, а затем включается дизайнер. Мир музейного светодизайна немного похож на театральное световое оформление, хотя актеры тут картины, скульптуры и арт-объекты.

Фото: © Александр Трофимов. 2019

Когда мы формируем Искусство света, то создаем обстановку для повествования. Разница в том, что здесь мы приглашаем зрителей на сцену и позволяем им быть частью сценария. А ещё светодизайн формирует новую реальность. У нас, дизайнеров питерского союза, получилось это сделать под фактурными сводами крыши бывшего заводоуправления.

Освещение играет большую роль в восприятии искусства. Мы можем создать пространство для самопознания и исследования, а можем уменьшить это пространство для жесткого сценария. Подобно тому, как все актеры в спектакле играют разные роли, все произведения искусства занимают свое уникальное место в экспозиции. Вот почему мы никогда одинаково не освещаем все объекты, творческие схемы освещения показывают различную интенсивность и уровни света, создавая особый ритм, танец света. Иногда мы делаем акцент на объекте, усиливая светографику – и формируем тени, которые сами по себе уже творчество.

Фото: © Александр Трофимов. 2019

Цель освещения состоит в том, чтобы использовать свет, вызывать эмоции и стимулировать чувства зрителя.  Джеймс Туррелл, один из ведущих современных художников по свету своего поколения, описывает опыт погружения в таинственный, живописный мир света как «чувство своими глазами». Светодиодная технология, особенно в сочетании с интеллектуальными системами управления, предоставляет огромные дополнительные возможности для использования света в искусстве и использования света в качестве искусства. Инновационные светодиодные продукты создают взаимодействие поверхностей, цветов и пространств, создавая нужную атмосферу, которая полностью окутывает и восхищает зрителя.

Фото: © Александр Трофимов. 2019

Однако мы, учитывая авторитетное мнение Джеймса Туррела, создали свою светореальность, которая в понедельник уйдёт в прошлое… и растает в приходящем рассвете.

Благодарим команду проекта за профессионализм!

Организаторы проекта: Санкт-Петербургский Союз дизайнеров, Общественно-профессиональный проект АРХКЛУБ
Директор проекта: Сергей Дужников, председатель Правления Санкт-Петербургского Союза дизайнеров 
Кураторы проекта: Полина Слуцкая, креативный директор Санкт-Петербургского Союза дизайнеров, Наталья Юхта, председатель секции «Медиа-дизайн» Санкт-Петербургского Союза дизайнеров
Графический дизайн: Анна Трапезникова, член секции «Графический дизайн» Санкт-Петербургского Союза дизайнеров
Директор АРХКЛУБА: Ингмар Витвицкий, руководитель архитектурного бюро Ingmar Architects
Представители проекта АРХКЛУБ: Максим и Карина Малышевы, дирекция пространства, Мария Шатунова, координатор

Благодарим наших партнёров за поддержку! Спасибо, что вы с нами!

Генеральный партнер: Производитель световых инструментов для профессионалов aledo.

Партнеры:
– Архитектурное бюро Ingmar Architects
– Bright Buro
– Bezhko
– Севкабель Порт
– АРХ ПАРОХОД
– LABORATORY GROUP 
– Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия имени А.Л. Штиглица
– Санкт-Петербургский государственный институт культуры
– Санкт-Петербургское художественное училище имени Н.К. Рериха
– Жилая среда
– Российская гильдия управляющих и девелоперов (РГУД)

Световое обеспечение мероприятия: Производитель световых инструментов для профессионалов aledo

Участники:

1. Боброва Ирина Владимировна. Арт-объект «Три чаши», 2014 г.
2. Лакрисенко Валерия Александровна. Светильник «Sometimes the same is different», 2019 г.
3. Векшина Ксения Кирилловна.  Арт-объект «Боль», 2019
4. Рокина Юлия Сергеевна и Голубева Вера Александровна. Световая Инсталляция «Поток», 2019
5. Гомберг Элина, Юфа Алиса, Кириченко Дарья. Арт-объект «Детское», 2019 г.
6. Горшкова Лидия Георгиевна Декоративные светильники из цветного стекла «Рисунки памяти», 2019 год.
7. Деннис Паррен. Светильник «Don’t look into the light!» – «Только не смотрите на свет!», 2017 г.
8. Дарья Цветкова. Арт объект  «Campylodiscus Hybernicus Ehrenberg», 2019 г.
9. Русадзе Инна Владимировна Арт объект «Невазы», 2016 г.
10. Дарья Токарева. Светильник «Rainbow in the night»
11. Андрей Смирнов. Арт объект «Cosmos/Portal», 2019 г.
12. Наталия Цветкова. Арт-объект «Рука творца», 2019 г. Арт-объект «Череп единорога», 2017 г.
13. Джаруллаев Артур Абдулмажидович. Арт-объект «Срез» из проекта «Срез города», 2019 г.
14. Долганова Валентина Сергеевна Инсталляция «Диалог» 2019 г.
15. Герасименко Максим Игоревич «Световая композиция № 4», 2019 г. «Световая композиция № 5», 2019 г.
16. Игнатьев Михаил Александрович «Уличный фонарь», 2019 г.
17. Шагина Виктория Александровна Светильник «Ice floe», 2018 г.
18. Кагова Залина Муратовна Светильник «Hagara», 2017 г.
19. Покровская Полина Алексеевна Светильник «Диатомея», 2019 г.
20. Крейдун Илья. «Час рассветный» – триптих, 2019 г.
21. Константин фон Рибен. Арт объекты: «Наяда», «Сила света», «Афродита», 2017 г.
22. Наташа Савурова. Арт-объект «Шум моря», дипломный проект под руководством Цветковой Н.Н., Лысенковой О.О.
24. Сухоиваненко Анна Николаевна. Декоративный светильник «Части целого», 2019 г.
25. Орел Ольга Евгеньевна. Светильник «Katana’», 2019 г.
26. Авторский коллектив: Виталий Тарасов, Александр Клявиньш, Антон Дойников. Арт объект Evapolar – evaWAVE, 2019 г.
27. Алексей Хлебаев. Лампа сенсорная «Рыбка в кораллах», 2019 г.
28. Волков Антон. Арт-объект «Арабский след», 2019 г.

Текст: © Полина Слуцкая. 2019
Фото: © Александр Трофимов. 2019