Профессиональное освещение — одно из главных условий встречи зрителя с произведением искусства. В центре современного искусства, музее или коммерческой галерее работа осветителя преследует различные цели и бесспорно имеет свою специфику. Проект «Искусство Света/Дизайн эмоций»демонстрирует особенности подсветки художественных работ и делится экспертным мнением дизайнеров и художников, работающих в российском контексте.
Качество света стало важнее формы объекта, натуральные материалы соседствуют с современными технологиями, а на первый план выходит проектирование эмоции. Пробуждение эмоций стало одним из главных направлений в Светодизайне сегодня. Арт-объекты, представленные на выставке «Искусство Света/дизайн эмоций» изготовлены не только из натуральных материалов, но и из высокотехнологичных. Совместить изобилие материалов в рамках одного выставочного проекта, сохранить простоту образов и чистоту линий – одна из основных задач, которую мы перед собой поставили. И как мне, кажется, смогли её решить.
Распространение Света и его модуляции привели современных творческих мастеров к работе с пространством — художественному освещению помещений. Мы решили погрузить пространство экспозиции в темноту, где каждый объект, благодаря правильному освещению возникает в пространстве как мечта или чувственный образ. Участники сделали свет главной темой своего творчества, с отражающими рельефами, металлическими элементами в картинах и световыми механизмами в арт-объектах.
Дмитрий Шабалин. Ритмика – проект, который отражает одну из главных закономерностей композиции, как в дизайне, живописи, так и в архитектуре. Работа основана на принципе игрушки неваляшки и призвана вовлечь смотрящего в увлекательную интерактивную игру, попробовать создать собственный уникальный ритм.
Деннис Паррен Dennis Parre / «Don’t look into the light. Синергия явления и чувств». Мы хотим показать творческую роль света, которая заключается в конструировании новых образов для продуктивной игры воображения. Здесь представлен свет не только, который мы «видим» визуально и эстетически, но и который мы можем ощущать чувственно. Побуждая человека взаимодействовать со светом, тени оживают, и возникает пространство для творчества, которое стимулирует рождение особого стиля мышления. С появлением цветной тени пропадает граница между светлой и темной стороной пространства. Тогда динамика движения усиливается, и возникают чувства бесконечности и волшебства.
Анастасия Чарина. Инсталляция «Береговая линия» – это антиромантика наших дней. Пляж – больше не место, где можно убежать от действительности. Напротив, он возвращает нас к жуткой реальности, в которой человечество обречено. Еще немного, и океан превратится в сплошной мусорный остров. Мы хотим потреблять, но не хотим нести за это ответственность. До какого-то момента этого можно не замечать. Но беззаботное время заканчивается. Мы на пороге катастрофы.
Александ Васильев, Маша Мощенская, Элина Зазуля. Инсталляция представляет собой портал, соединяющий несколько измерений. Проекции во временной коридор, воплощенный материально, способны погрузить человека в состояние духовного трепета. Ощущение сакрального, которое он испытывает, создается с помощью образов природы, меняющихся и взаимодействующих друг с другом посредством генеративной графики.
Илья Крейдун, художник, основатель курсов флуоресцентной живописи Eos. Медуза Горгона на световой инсталляции «Фатум» не является отрицательным персонажем, она – олицетворение предначертанности и неизбежности. Руки обращены к зрителю в молитвенном жесте, перекликающимся с образом Богоматери Оранта. Медуза находится в зеркальном замкнутом пространстве – ловушке, выход из которой – это принятие себя, окончательное разрешение внутреннего диалога.
aledo – российский производитель светотехнического оборудования. Специализация – разработка и производство приборов для освещения объектов торговли, выставочных пространств, ресторанов, баров и кафе, офисных пространств, жилых интерьеров. Команда профессионалов aledo проектирует системы LED-освещения, создает готовые световые решения и профессиональное светотехническое обеспечение для архитектурного освещения, разрабатывает концепции освещения совместно с клиентами, архитекторами и светодизайнерами. В портфолио компании множество различных проектов для таких брендов, как Азбука вкуса, Формула кино, Эталон ЛенСпецСМУ, О'Кей, Spar, Государственная Третьяковская галерея, Государственный Эрмитаж. Миссия aledo – улучшение качества световой среды в России и за ее пределами.
Максим Иванов. «Не бояться приподнести естество!» Именно эта мысль в последнее время занимает мой ум и задаёт направление в разработке объектов. На Пербургской неделе дизайна предлагаю вам световые композиции из дерева и металла. Горячекатаная сталь под прозрачным лаком, дерево «из под пилы» под датским маслом, немного света и акценты для интерьера готовы! Всё просто!
Анна Сухоиваненко. Armis – от латинского «броня». В основу идеи лег модульный принцип формообразования, присущий живым системам, который я рассматривала на примере животных: броненосец и панголин. Чешуя панголина и «сбруя» броненосца воспринимается как узор, состоящий из частей, самоорганизующийся в единую систему. Особенности строения животных дают импульс к изучению архитектурных закономерностей живых систем и поиску художественного образа. Модульная композиция состоит из стеклянных шестигранных пирамид, которые соединяются при помощи металлических креплений механическим путем. Это позволяет собирать композицию из разного количества модулей. Поэтому, в зависимости от интерьерного решения, композиция может принимать различные конфигурации и служить дополнительным источником света.
Валентина Долганова. Кандела. Размышление о работе света, о том, как энергия атома работает с внутренней энергией человека. Объект отражает взаимосвязь деятельность человека и освещения. Волнообразное основание символизирует собой электромагнитную волну излучаемую атомом. Семь прозрачных поверхностей олицетворяют свет, видимую часть электромагнитного спектра. Каждая плоскость изображает 7 пиктограмм эмотиконов, витальных эмоций человека. Влияние света на организм не ограничивается органами зрения, так через них лучи спектра в той или иной степени воздействует на все процессы организма человека, в том числе на эмоциональный фон. Характер источника играет роль в возникновении тех или иных эмоций, которые отражают субъективное оценочное отношение к объективному миру.
Лидия Горшкова. В современных городах воздушные высоковольтные ЛЭП – это часть индустриального пейзажа. Множество невероятных высоковольтных пейзажей и развязок, логика построения и эстетика линий, пропорции – большая художественная ценность. Главная идея проекта – это графика контуров, синтез систематизированных структур и сбивчивого направления неупорядоченных линий. Сочетание металла и стекла играет большую роль в моем представлении образа проекта.
Екатерина Чарина. Композиция «Дзен». На данном этапе творческого пути я исследую разные принципы создания «лепной» фактуры. Принципиально для меня то, чтобы это не были налепы на уже готовую форму, а именно выращивание объекта маленькими частичками – будь это икринки, чешуйки или «пёрышки»... этот процесс меня затягивает и погружает в состояние нирваны.
Анастасия Синявина / рук. Усова Мария. Эта работа о состоянии природы, о крайних точках, когда солнце не садится за горизонт, либо за день не появляется из-за него. Прекрасное состояние природы Заполярья или южного края (северная ночь, световые пано, стекло, алмазная грань, металл, светодиодная лента).
Ирина Боброва. «Система». Мой проект, есть ничто иное, как система арт-объектов. Система отдельных объектов-скульптур, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которые образуют определенную сложность и единство. Объектом для моих поисков стала одна единственная форма, пропорции которой я искала, опираясь на природный материал. Это некая капсула, сосуд, плод. Вся «система» представляет собой процесс исследования одной и той же формы, ее трансформацию, раскрытие, наполнение и изменение, как путь поиска нового образного решения – иной формы. Рождение нового образа, несущего в себе иную информацию, свойственную только ему, и в то же время, информацию, которая звучит сильнее в совокупности системы объектов в их контрастности и дополнении. Их целостность, как единой системы, как единого организма, имеющего в себе развитие, движение от простого к сложному, от пустого к наполненному, от закрытого и плотного к открытому и невесомому.
Константин фон Рибен. Композиция «Форма света» представляет собой пластическую визуализацию мысли как процесса в коре головного мозга, связку нейронов, вспышку памяти.
Полина Слуцкая, креативный директор СПб СД.
Автор экспозиции Егор Емильянов, член Санкт-Петербургского Союза архитекторов.
Графическое обеспечение: Александр Трофимов, член СПб СД.
Благодарим партнеров Санкт-Петербургского Союза дизайнеров за активное участие и поддержку.
– St. Petersburg Design Week
В рамках программы от Санкт-Петербургского Союза дизайнеров прошли лекции:
29 мая, 17:00 – 17:45 – «Милан. Euroluce 2019». Лектор: Мария Борисовна Морозова – дизайнер, декоратор, член Союза Художников, зам. Директора Школы Дизайна ArtFuture по развитию новых направлений.
30 мая, 11:00 – 11:45 – Свет как инструмент влияния. Среда, влияющая на человека и человек, влияющий на среду. Новые исследования в области светового дизайна специалистов Высшей школы Светового дизайна Университета ИТМО. Дарья Чиримисина – магистр технической физики (Университет ИТМО, программа «Световой дизайн»), лауреат международной профессиональной премии в области инновационного светового дизайна LIT Design Awards 2017. Первое высшее образование получила на кафедре «Дизайн среды» Самарского государственного архитектурно-строительного университета. На данный момент является соразработчиком образовательного модуля «Оценка восприятия (зрительное, когнитивное, эмоциональное)» международной магистерской программы CLD ITMO University.
31 мая, 18:00 – 19:45 – Илья Крейдун – художник, основатель курсов флуоресцентной живописи Eos представлет несколько работ в рамках выставки «Искусство света». Полуторачасовой мастер-класс будет посвящён флуоресцентной живописи. В визуальном восприятии флуоресцента играет роль понятие – светоёмкость. Нагрузка на зрительный нерв, частота поступаемой информации. Работа с этим материалом, использование его принципов – это анализ, эксперимент над восприятием своих зрительных рецепторов, новый сенситивный опыт.
Текст: © Полина Слуцкая. 2019