Пробуждение эмоций

Профессиональное освещение — одно из главных условий встречи зрителя с произведением искусства. В центре современного искусства, музее или коммерческой галерее работа осветителя преследует различные цели и бесспорно имеет свою специфику. Проект «Искусство Света/Дизайн эмоций»демонстрирует особенности подсветки художественных работ и делится экспертным мнением дизайнеров и художников, работающих в российском контексте.

Качество света стало важнее формы объекта, натуральные материалы соседствуют с современными технологиями, а на первый план выходит проектирование эмоции. Пробуждение эмоций стало одним из главных направлений в Светодизайне сегодня.  Арт-объекты, представленные на выставке «Искусство Света/дизайн эмоций» изготовлены не только из натуральных материалов, но и из высокотехнологичных. Совместить изобилие материалов в рамках одного выставочного проекта, сохранить простоту образов и чистоту линий – одна из основных задач, которую мы перед собой поставили. И как мне, кажется, смогли её решить.

TROFOTO_5955_29052019.jpg

Распространение Света и его модуляции привели современных творческих мастеров к работе с пространством — художественному освещению помещений. Мы решили погрузить пространство экспозиции в темноту, где каждый объект, благодаря правильному освещению возникает в пространстве как мечта или чувственный образ. Участники сделали свет главной темой своего творчества, с отражающими рельефами, металлическими элементами в картинах и световыми механизмами в арт-объектах.

TROFOTO_5969_29052019.jpg

Подробнее об участниках:

Совместный проект Санкт-Петербургского государственного института культуры и Музей эмоций. В рамках учебного задания «Основы производственного мастерства» и конкурса видеороликов, проводимом музеем Эмоций, было разработано около ста роликов на тему: агрессии; удивлению; отвращению; влюбленности; страху; радости; вдохновению. Важнейшей задачей было передать ощущение, эмоцию настроение при помощи дизайнерских средств – цвет, форма, динамика, звук и т.д. Руководители проекта: Елинер И.Г., Бондарева Е.А., Коренева Е.П., Демидова М.В., Минаева Т.И., Самойлова Т.С., Котова А.Ю., Лобанова Н.В., Яковлев К.С. Декан факультета: Миронов Д.Ф.

Дмитрий Шабалин. Ритмика – проект, который отражает одну из главных закономерностей композиции, как в дизайне, живописи, так и в архитектуре. Работа основана на принципе игрушки неваляшки и призвана вовлечь смотрящего в увлекательную интерактивную игру, попробовать создать собственный уникальный ритм.

TROFOTO_5948_29052019.jpg

Деннис Паррен Dennis Parre / «Don’t look into the light. Синергия явления и чувств». Мы хотим показать творческую роль света, которая заключается в конструировании новых образов для продуктивной игры воображения. Здесь представлен свет не только, который мы «видим» визуально и эстетически, но и который мы можем ощущать чувственно. Побуждая человека взаимодействовать со светом, тени оживают, и возникает пространство для творчества, которое стимулирует рождение особого стиля мышления. С появлением цветной тени пропадает граница между светлой и темной стороной пространства. Тогда динамика движения усиливается, и возникают чувства бесконечности и волшебства.

TROFOTO_5947_29052019.jpg

Анастасия Чарина. Инсталляция «Береговая линия» – это антиромантика наших дней. Пляж – больше не место, где можно убежать от действительности. Напротив, он возвращает нас к жуткой реальности, в которой человечество обречено. Еще немного, и океан превратится в сплошной мусорный остров. Мы хотим потреблять, но не хотим нести за это ответственность. До какого-то момента этого можно не замечать. Но беззаботное время заканчивается. Мы на пороге катастрофы.

TROFOTO_5944_29052019.jpg

Александ Васильев, Маша Мощенская, Элина Зазуля. Инсталляция представляет собой портал, соединяющий несколько измерений. Проекции во временной коридор, воплощенный материально, способны погрузить человека в состояние духовного трепета. Ощущение сакрального, которое он испытывает, создается с помощью образов природы, меняющихся и взаимодействующих друг с другом посредством генеративной графики.

Илья Крейдун, художник, основатель курсов флуоресцентной живописи Eos. Медуза Горгона на световой инсталляции «Фатум» не является отрицательным персонажем, она – олицетворение предначертанности и неизбежности. Руки обращены к зрителю в молитвенном жесте, перекликающимся с образом Богоматери Оранта. Медуза находится в зеркальном замкнутом пространстве – ловушке, выход из которой – это принятие себя, окончательное разрешение внутреннего диалога.

TROFOTO_5958_29052019.jpg

aledo – российский производитель светотехнического оборудования. Специализация – разработка и производство приборов для освещения объектов торговли, выставочных пространств, ресторанов, баров и кафе, офисных пространств, жилых интерьеров. Команда профессионалов aledo проектирует системы LED-освещения, создает готовые световые решения и профессиональное светотехническое обеспечение для архитектурного освещения, разрабатывает концепции освещения совместно с клиентами, архитекторами и светодизайнерами. В портфолио компании множество различных проектов для таких брендов, как Азбука вкуса, Формула кино, Эталон ЛенСпецСМУ, О'Кей, Spar, Государственная Третьяковская галерея, Государственный Эрмитаж. Миссия aledo – улучшение качества световой среды в России и за ее пределами.

MD.parametric.design – это новое имя в сфере изготовления дизайнерской, параметрической мебели. Мы сочетаем простоту и изящность форм используя натуральные материалы. Мебель привлекает внимание и не оставляет никого равнодушным. Наши проекты уникальны и создаются индивидуально для каждого клиента. Мы воплощаем идеи любой сложности продумывая форму изделий до мелочей, уделяя особое внимание их надежности и качеству.

Ксения Векшина. «Север.Тишина». Вдохновение – безграничное пространство, цвет и текстуры севера. Место для спокойного созерцания. Завышенная линия горизонта ничем не ограничена и проходит сквозь все пласты, олицетворяя бескрайность. Задачей было создать арт-объект, который не просто сможет организовать или украсить пространство, а способствующий осмыслению у зрителя. Отдохнуть от бесконечного шума и суеты цивилизации мегаполиса, а на момент вступить в диалог с природой.

TROFOTO_5975_29052019.jpg

Максим Иванов. «Не бояться приподнести естество!» Именно эта мысль в последнее время занимает мой ум и задаёт направление в разработке объектов. На Пербургской неделе дизайна предлагаю вам световые композиции из дерева и металла. Горячекатаная сталь под прозрачным лаком, дерево «из под пилы» под датским маслом, немного света и акценты для интерьера готовы! Всё просто!

TROFOTO_5957_29052019.jpg

Анна Сухоиваненко. Armis – от латинского «броня». В основу идеи лег модульный принцип формообразования, присущий живым системам, который я рассматривала на примере животных: броненосец и панголин. Чешуя панголина и «сбруя» броненосца воспринимается как узор, состоящий из частей, самоорганизующийся в единую систему. Особенности строения животных дают импульс к изучению архитектурных закономерностей живых систем и поиску художественного образа. Модульная композиция состоит из стеклянных шестигранных пирамид, которые соединяются при помощи металлических креплений механическим путем. Это позволяет собирать композицию из разного количества модулей. Поэтому, в зависимости от интерьерного решения, композиция может принимать различные конфигурации и служить дополнительным источником света.

Валентина Долганова. Кандела. Размышление о работе света, о том, как энергия атома работает с внутренней энергией человека. Объект отражает взаимосвязь деятельность человека и освещения.  Волнообразное основание символизирует собой электромагнитную волну излучаемую атомом. Семь прозрачных поверхностей олицетворяют свет, видимую часть электромагнитного спектра. Каждая плоскость изображает 7 пиктограмм эмотиконов, витальных эмоций человека. Влияние света на организм не ограничивается органами зрения, так через них лучи спектра в той или иной степени воздействует на все процессы организма человека, в том числе на эмоциональный фон. Характер источника играет роль в возникновении тех или иных эмоций, которые отражают субъективное оценочное отношение к объективному миру.  

TROFOTO_5938_29052019.jpg

Лидия Горшкова. В современных городах воздушные высоковольтные ЛЭП – это часть индустриального пейзажа. Множество невероятных высоковольтных пейзажей и развязок, логика построения и эстетика линий, пропорции – большая художественная ценность. Главная идея проекта – это графика контуров, синтез систематизированных структур и сбивчивого направления неупорядоченных линий. Сочетание металла и стекла играет большую роль в моем представлении образа проекта.

Екатерина Чарина. Композиция «Дзен». На данном этапе творческого пути я исследую разные принципы создания «лепной» фактуры. Принципиально для меня то, чтобы это не были налепы на уже готовую форму, а именно выращивание объекта маленькими частичками – будь это икринки, чешуйки или «пёрышки»... этот процесс меня затягивает и погружает в состояние нирваны.

Анастасия Синявина / рук. Усова Мария. Эта работа о состоянии природы, о крайних точках, когда солнце не садится за горизонт, либо за день не появляется из-за него. Прекрасное состояние природы Заполярья или южного края (северная ночь, световые пано, стекло, алмазная грань, металл, светодиодная лента).

Ирина Боброва. «Система». Мой проект, есть ничто иное, как система арт-объектов. Система отдельных объектов-скульптур, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которые образуют определенную сложность и единство. Объектом для моих поисков стала одна единственная форма, пропорции которой я искала, опираясь на природный материал. Это некая капсула, сосуд, плод. Вся «система» представляет собой процесс исследования одной и той же формы, ее трансформацию, раскрытие, наполнение и изменение, как путь поиска нового образного решения – иной формы. Рождение нового образа, несущего в себе иную информацию, свойственную только ему, и в то же время, информацию, которая звучит сильнее в совокупности системы объектов в их контрастности и дополнении. Их целостность, как единой системы, как единого организма, имеющего в себе развитие, движение от простого к сложному, от пустого к наполненному, от закрытого и плотного к открытому и невесомому.

TROFOTO_5934_29052019.jpg

Константин фон Рибен. Композиция «Форма света» представляет собой пластическую визуализацию мысли как процесса в коре головного мозга, связку нейронов, вспышку памяти.

TROFOTO_5981_29052019.jpg

Кураторы проекта:

Полина Слуцкая, креативный директор СПб СД.
Наталья Юхта, председатель секции Медиа-дизайна СПб СД.

Автор экспозиции Егор Емильянов, член Санкт-Петербургского Союза архитекторов.

Графическое обеспечение: Александр Трофимов, член СПб СД.

Благодарим партнеров Санкт-Петербургского Союза дизайнеров за активное участие и поддержку.

Партнеры проекта:

– St. Petersburg Design Week
– Производители светохнического оборудования «aledo»
– Санкт-Петербургский государственный институт кино и телевидения
– Санкт-Петербургский государственный институт культуры
– Школа дизайна ARTFUTURE
– ЦПКиО имени С.М. Кирова
– Музей Эмоций
– Санкт-Петербургская Государственная Художественно-промышленная Академия им. Штиглица

Информационные партнеры:

– Университет ИТМО
– Журнал «Жилая среда»
– Агентство NEWMEDIA
– Креативное пространство «Мойка-8» Санкт-Петербургского Союза дизайнеров

В рамках программы от Санкт-Петербургского Союза дизайнеров прошли лекции:

29 мая, 17:00 – 17:45 –  «Милан. Euroluce 2019». Лектор: Мария Борисовна Морозова – дизайнер, декоратор, член Союза Художников, зам. Директора Школы Дизайна ArtFuture по развитию новых направлений.

30 мая, 11:00 – 11:45 – Свет как инструмент влияния. Среда, влияющая на человека и человек, влияющий на среду. Новые исследования в области светового дизайна специалистов Высшей школы Светового дизайна Университета ИТМО. Дарья Чиримисина – магистр технической физики (Университет ИТМО, программа «Световой дизайн»), лауреат международной профессиональной премии в области инновационного светового дизайна LIT Design Awards 2017. Первое высшее образование получила на кафедре «Дизайн среды» Самарского государственного архитектурно-строительного университета. На данный момент является соразработчиком образовательного модуля «Оценка восприятия (зрительное, когнитивное, эмоциональное)» международной магистерской программы CLD ITMO University.

31 мая, 18:00 – 19:45 – Илья Крейдун – художник, основатель курсов флуоресцентной живописи Eos представлет несколько работ в рамках выставки «Искусство света». Полуторачасовой мастер-класс будет посвящён флуоресцентной живописи. В визуальном восприятии флуоресцента играет роль понятие – светоёмкость. Нагрузка на зрительный нерв, частота поступаемой информации. Работа с этим материалом, использование его принципов – это анализ, эксперимент над восприятием своих зрительных рецепторов, новый сенситивный опыт.

Текст: © Полина Слуцкая. 2019
Фото: © Александр Трофимов. 2019