Кожа – технологии сквозь века

На прошлой неделе открылась первая в своём роде выставка «Кожа. Художественные изделия Старой Европы».

Изделия из кожи присутствовали в экспозициях Эрмитажа и раньше в виде книжных переплётов, мебели и элементов одежды. Но впервые для нас открылась коллекция исключительных ларцов, футляров и чехлов, церемониальных щитов и «золочёных» кожаных обоев, предметов,  датированных от XIII-го до XIX веков. Экспонаты объединены благодаря внимательному отбору не только среди коллекции предметов Эрмитажа, но и из коллекций, переданных Художественно-промышленной академией им. А.Л. Штиглица и частных коллекций Боткина, Базилевского и других.

TROFOTO_3615_17122019.jpg

Кожа – материал, с которым человек работает с первых своих попыток обустройства быта, а к XIII веку, с которого начинается экспозиция, кожевники уже достигли мастерства в растительном дублении, создании фактур техникой «шагрень» и окраске. Всё это можно увидеть в первых витринах экспозиции. Тиснение кожи – один из самых эффектных способов нанесения рисунка. Он возможен только на кожах растительного дубления и создаётся путем выбивания и продавливания рельефа специальными инструментами. Эти техники применяют и по сей день.

TROFOTO_3597_17122019.jpg

Доминанта выставки – «золочёные» кожаные обои. Ремесло создания кожаных обоев было крайне популярно в XVI-м и XVIII-XIX-х веках. Оно исходит от арабских  мастеров, трудившихся в XVI-м веке в Испании, на это время и пришелся «бум» их создания. В прекрасный период барокко стены дворцов украшались вычурными орнаментированными кожаными обоями. Из Испании ремесло распространилось и в другие страны Европы. Выбор материала не случаен: кожа обладает массой уникальных свойств, благодаря которым изделия с соответствующей обработкой могут храниться тысячелетиями. Поэтому кожанные обои отлично сохранились до наших дней. Благодаря кропотливому труду и мастерству реставраторов, обои были очищены от вековой грязи и восстановлены в первозданном виде. В каталоге выставки специалисты оставили несколько слов о том, как проходила реставрация, за что отдельное им спасибо.

TROFOTO_3593_17122019.jpg

Среди предметов выставки встречаются всевозможные виды работ с кожей: внесение цвета и фактуры, разного рода тиснение и формование. Самый высокий рельеф, достигнутый тиснением и формованием кожи,  составляет 4 см: он сохранился на вырезанном куске обоев XIX века, который выглядит как вполне самостоятельный фриз. Отдельную ценность несут орнаменты и сюжеты композиций, которые в некоторых случаях помогали определить временной период их создания, или же, наоборот, «путали карты». Интересно, что подражание старине и фальсификации оставались популярными всегда, что осложняет определение временного отрезка их создания. Крайне занимательно рассматривать предметы с сюжетами и орнаментами XVI века, выдающих себя излишней красотой и филигранностью исполнения XIX-го века.

TROFOTO_3586_17122019.jpg

При знакомстве с экспонатами с первого взгляда сложно верится в то, что это всё кожа. Некоторые поверхности чехлов и ларцов похожи на металлические, некоторые на деревянные. И в самом деле некоторые из ларцов не имеет никакой основы, кроме кожи. В обоях вообще сложно определить основной материал. Видимо, с этим сталкивались и мастера XIX века: в коллекции представлены «рекламные» образцы обоев на целиковых шкурах, подтверждающих использование основного материала. В остальных же в обоях использовали модули – куски определенных размеров для удобства составления единого полотна.

TROFOTO_3614_17122019.jpg

Также в экспозиции присутствуют более привычные нашему глазу предметы: это стулья, обтянутые кожей, и ширма – предметы, часто встречающиеся в убранстве дворцов, но порой непримечательные из-за своей скромной функции. Обтягивание кожей мебели популярно и сегодня, разве что такое кропотливое тиснение сегодня выполняется исключительно автоматизированным путём.

TROFOTO_3618_17122019.jpg

Выставка находится в Синей спальне Зимнего дворца и продлится до 26 апреля 2020 года. Рекомендуем всем любителям кожаных изделий и всем любителям орнаментальной красоты.

Текст: © Екатерина Куклина. 2019 
Фото: © Александр Трофимов 2019


Фотоальбом экспозиции выставки здесь.