Сидур. Impression
Тихое прохладное лето в Петербурге. Туристический ажиотаж в Эрмитаже и Русском музее. Может быть, в Кунсткамере – меня два 2 раза спрашивали, как туда доехать.
Выставка «Война и Мир Вадима Сидура» в ЦВЗ «Манеж», Санкт-Петербург
В Манеже, куда я зашла в прохладный летний день, малолюдно. В просторном зале на втором этаже, среди маленьких скульптур и больших стендов с литографиями и экспликациями, дисциплинированно перемещались интеллигентные дамы среднего и полусреднего возраста и тонконогие подростки богемного вида. Никакого аншлага и атмосферы скандала, который в 2015 году разразился на выставке того же художника в Москве. Автор – великий скульптор Вадим Сидур (1924-1986). Он уже признан классиком не только российской (советской), но и мировой скульптуры. Формалист, пацифист, авангардист.
Линогравюра «Мать и дитя». 1971. Выставка «Война и Мир Вадима Сидура» в ЦВЗ «Манеж», Санкт-Петербург
Петербуржцы в своём большинстве консервативны, и, хотя со снисходительным любопытством рассматривают братьев Чепменов, Заху Хадид, Манифесту, Френсиса Бэкона, Кифера и даже Фабра, пристроенного к малым голландцам и большим фламандцам, но, как и москвичам, им ближе Левитан, Шишкин и Айвазовский. Не раздражают, прекрасны и понятны. Так будет, видимо, ещё долго. Может быть, всегда. Несколько обидно, что опять нет пророка в своём отечестве. Пророки никогда не радуют, а тревожиться добровольно любят далеко не все. У Тарковского, Ларса фон Триера и даже Норштейна меньше зрителей, чем у авторов самых кровавых триллеров. Хороший парень (девушка) всегда уничтожит изначально плохих нелюдей, что известно заранее.
Не так давно наткнулась на Топ-20 лучших художников XX-XXI веков по версии «The Times». Опрошено было 1,4 млн. человек. Первое место ожидаемо занял Пикассо. Далее: 2-е – Сезанн, 3-е – Климт, 4-е – Моне, 5-е – Дюшан, 6-е – Матисс, 7-е – Поллок, 8-е – Уорхол, 9-е – де Кунинг, 10-е – Мондриан, 11-е – Гоген, 12-е – Бэкон, 13-е – Раушенберг, 14-е – Брак, 15-е – Кандинский, 16-е – Бранкузи, 17-е – Малевич, 18-е – Джаспер Джонс ! (признаться, познакомилась только что), Джакометти – 25-й, Дали – всего 26-й, Кунс идёт на 51-м месте, Шагал – 71-й, Архипенко только 95-й.
Список субъективный, поддерживающий раскрученные имена и обидно неполный (обошлись без Павла Филонова – Климт, видимо, вместо него). Ван Гог, Макс Эрнст, немецкие экспрессионисты, Магритт и Кирико не опередили Уорхола и Джонса, что меня несколько удивляет. Трагичный Бэкон тоже несколько выпадает из общей гармонии. Тем не менее в двадцатке присутствуют Бранкузи, недалеко – Джакометти, Архипенко. Добавлю к этим именам Арпа, Генри Мура, Луизу Буржуа, прекрасные скульптуры живописцев Пикассо, Модильяни и Хуана Миро.
«Пулеметчик». Алюминий 1960
Мне кажется, наши великие мастера Эрнст Неизвестный и Вадим Сидур естественным образом вписываются в эти ряды знаменитостей. Но, если западные художники развивались в толерантной свободной среде – «пусть расцветают все цветы» – то поискам наших гениев и просто талантов никто не радовался, кроме интеллектуальной элиты. Катакомбное искусство. Секта авангардистов. Но вопреки информационной изоляции (полвека до интернета) и дикарской бессмысленной травле они выжили и состоялись.
«Связи. Нежность» 1963 алюминий собрание Татьяны Жогличевой
У Д. Быкова есть роман «Оправдание», в котором, если я правильно помню, возникает идея, что ужасы Гулага – очищающий фильтр, пропускающий только сверхлюдей. Мысль странноватая, но ярких, трагических и глубоких личностей действительно было много. Жизнерадостных оптимистов типа Матисса и Шагала, почти не появлялось, разве что Сарьян, который очень гармонично смотрится в Ереване, в галерее, залитой солнцем.
«Похороны» Памятник погибшим в пустыне. 1965. Aлюминий. Cобрание МВО «Манеж»
Кто- то заметил, что искусство часто играет на 3-х струнах – смерть, сострадание и ужас. У Сидура, в формально совершенную, лаконичную дизайнерскую пластику запакована трагическая идея, что делает его скульптуры символическими арт-объектами. Особенно «Жертвы насилия», «Взывающий», «Треблинка» и «Формула скорби». Может быть, я ошибаюсь, но мне показалось, что он укладывал гибкий пластилиновый брусок в компактную понятную форму, а потом переводил её в металл. Скульптура как знак, ничего лишнего.
«Голова ученого» (цикл «Головы современников». 1965. Алюминий. Собрание МВО «Манеж». «После войны». 1968. Aлюминий. Коллекция Татьяны Жогличевой «Несение креста» (цикл «После войны»). 1965. Собрание МВО «Манеж»
Некоторые плоские вырезные силуэтные фигурки похожи на пиктограммы. Думаю, он бы сделал бы их гениально к любой Олимпиаде, получив наконец признание властей, популярность у населения и деньги. Но хэппи-энд не вписывается в его эстетику и биографию.
Татьяна Чернова,
член секции «Теория и педагогика»
Санкт-Петербургского Союза дизайнеров
Фото: © Александр Трофимов. 2017
Фоторепортаж с выставки Вадима Сидура в ЦВЗ «Манеж».
Масштабный ретроспективный проект «Война и Мир Вадима Сидура» в ЦВЗ «Манеж» продлится с 15 августа по 3 сентября 2017 года.