Сидур. Impression


Тихое прохладное лето в Петербурге. Туристический ажиотаж в Эрмитаже и Русском музее. Может быть, в Кунсткамере – меня два 2 раза спрашивали, как туда доехать.

TROFOTO_8898_16082017.jpg
Выставка «Война и Мир Вадима Сидура» в ЦВЗ «Манеж», Санкт-Петербург
В Манеже, куда я зашла в прохладный летний день, малолюдно. В просторном зале на втором этаже, среди маленьких скульптур и больших стендов с литографиями и экспликациями, дисциплинированно перемещались интеллигентные дамы среднего и полусреднего возраста и тонконогие подростки богемного вида. Никакого аншлага и атмосферы скандала, который в 2015 году разразился на выставке того же художника в Москве. Автор – великий скульптор Вадим Сидур (1924-1986). Он уже признан классиком не только российской (советской), но и мировой скульптуры. Формалист, пацифист, авангардист.

TROFOTO_8956_16082017.jpg
Линогравюра «Мать и дитя». 1971. Выставка «Война и Мир Вадима Сидура» в ЦВЗ «Манеж», Санкт-Петербург
Петербуржцы в своём большинстве консервативны, и, хотя со снисходительным любопытством рассматривают братьев Чепменов, Заху Хадид, Манифесту, Френсиса Бэкона, Кифера и даже Фабра, пристроенного к малым голландцам и большим фламандцам, но, как и москвичам, им ближе Левитан, Шишкин и Айвазовский. Не раздражают, прекрасны и понятны. Так будет, видимо, ещё долго. Может быть, всегда. Несколько обидно, что опять нет пророка в своём отечестве. Пророки никогда не радуют, а тревожиться добровольно любят далеко не все. У Тарковского, Ларса фон Триера и даже Норштейна меньше зрителей, чем у авторов самых кровавых триллеров. Хороший парень (девушка) всегда уничтожит изначально плохих нелюдей, что известно заранее.

Не так давно наткнулась на Топ-20 лучших художников XX-XXI веков по версии «The Times». Опрошено было 1,4 млн. человек. Первое место ожидаемо занял Пикассо. Далее: 2-е – Сезанн, 3-е – Климт, 4-е – Моне, 5-е – Дюшан, 6-е – Матисс, 7-е – Поллок, 8-е – Уорхол, 9-е – де Кунинг, 10-е – Мондриан, 11-е – Гоген, 12-е – Бэкон, 13-е – Раушенберг,  14-е – Брак, 15-е – Кандинский, 16-е – Бранкузи, 17-е – Малевич, 18-е – Джаспер Джонс ! (признаться, познакомилась только что), Джакометти – 25-й, Дали – всего 26-й, Кунс идёт на 51-м месте, Шагал – 71-й, Архипенко только 95-й.

Список субъективный, поддерживающий раскрученные имена и обидно неполный (обошлись без Павла Филонова – Климт, видимо, вместо него). Ван Гог, Макс Эрнст, немецкие экспрессионисты, Магритт и Кирико не опередили Уорхола и Джонса, что меня несколько удивляет. Трагичный Бэкон тоже несколько выпадает из общей гармонии. Тем не менее в двадцатке присутствуют Бранкузи, недалеко – Джакометти, Архипенко. Добавлю к этим именам Арпа, Генри Мура, Луизу Буржуа, прекрасные скульптуры живописцев Пикассо, Модильяни и Хуана Миро.

TROFOTO_8899_16082017.jpg
«Пулеметчик». Алюминий 1960
Мне кажется, наши великие мастера Эрнст Неизвестный и Вадим Сидур естественным образом вписываются в эти ряды знаменитостей. Но, если западные художники развивались в толерантной свободной среде – «пусть расцветают все цветы» – то поискам наших гениев и просто талантов никто не радовался, кроме интеллектуальной элиты. Катакомбное искусство. Секта авангардистов. Но вопреки информационной изоляции (полвека до интернета) и дикарской бессмысленной травле они выжили и состоялись.

TROFOTO_8939_16082017.jpg
«Связи. Нежность» 1963 алюминий собрание Татьяны Жогличевой
У Д. Быкова есть роман «Оправдание», в котором, если я правильно помню, возникает идея, что ужасы Гулага – очищающий фильтр, пропускающий только сверхлюдей. Мысль странноватая, но ярких, трагических и глубоких личностей действительно было много. Жизнерадостных оптимистов типа Матисса и Шагала, почти не появлялось, разве что Сарьян, который очень гармонично смотрится в Ереване, в галерее, залитой солнцем.

TROFOTO_8916_16082017.jpg
«Похороны» Памятник погибшим в пустыне. 1965. Aлюминий. Cобрание МВО «Манеж»
Кто- то заметил, что искусство часто играет на 3-х струнах – смерть, сострадание и ужас. У Сидура, в формально совершенную, лаконичную дизайнерскую пластику запакована трагическая идея, что делает его скульптуры символическими арт-объектами. Особенно «Жертвы насилия», «Взывающий», «Треблинка» и «Формула скорби». Может быть, я ошибаюсь, но мне показалось, что он укладывал гибкий пластилиновый брусок в компактную понятную форму, а потом переводил её в металл. Скульптура как знак, ничего лишнего.

sidur_trofoto.jpg
«Голова ученого» (цикл «Головы современников». 1965. Алюминий. Собрание МВО «Манеж». «После войны». 1968. Aлюминий. Коллекция Татьяны Жогличевой «Несение креста» (цикл «После войны»). 1965. Собрание МВО «Манеж»
TROFOTO_8908_16082017.jpg

Некоторые плоские вырезные силуэтные фигурки похожи на пиктограммы. Думаю, он бы сделал бы их гениально к любой Олимпиаде, получив наконец признание властей, популярность у населения и деньги. Но хэппи-энд не вписывается в его эстетику и биографию.

Татьяна Чернова,
член секции «Теория и педагогика» 
Санкт-Петербургского Союза дизайнеров

Фото: © Александр Трофимов. 2017

Фоторепортаж с выставки Вадима Сидура в ЦВЗ «Манеж».

Масштабный ретроспективный проект «Война и Мир Вадима Сидура» в ЦВЗ «Манеж» продлится с 15 августа по 3 сентября 2017 года.