Знаки судьбы

Музей искусства Санкт-Петербурга XX-XXI веков (МИСП) на выставке «От формы к знаку» показывает работы двух контрастных итальянских художников: Франческо Караччо (Francesco Caraccio) и Джанмария Потенца (Gianmaria Potenza). Один из них более известен как живописец, другой – как скульптор, но здесь представлены двумя очень разными сериями графических листов.

Наверное, странно видеть на дизайнерском портале реплику о произведениях сугубо изобразительного искусства, не имеющих никаких зачатков полезной утилитарности. Но их символичность и шифрованная многослойность неочевидных смыслов может быть полезна именно для того, чтобы почувствовать «излишество» эмоционального вовлечения. А уж это на самом деле всегда полезно для дизайнера. Выставка организована совместно с Итальянским институтом культуры в Санкт-Петербурге и при поддержке Генерального консульства Италии. Её куратором выступил Энцо Форнаро (Enzo Fornaro), работу которого вы могли видеть и в других местах, интересных для дизайнеров (например, экспозиции автомобилей Lamborghini и мотоциклов Ducati в «Эрарте»).

Музей искусства Санкт-Петербурга XX-XXI веков (МИСП) на выставке "От формы к знаку" показывает работы итальянских художников: Франческо Караччо (Francesco Caraccio) и Джанмария Потенца (Gianmaria Potenza). Куратором выступил Энцо Форнаро (Enzo Fornaro).
Куратор выставки Энцо Форнаро (Enzo Fornaro)
Франческо Караччо признаётся в том влиянии, какое оказали на него Марк Шагал (в ученичестве у мэтра) с его поэтичностью и Джексон Поллок с его бесконтрольной экспрессией. Импульсивность порыва, но и просчитанность целого. «Гармоничный хаос» (есть, оказывается, и такие представления о соподчинённости) предстаёт в его листах портретами всё время изменяющихся мгновений. Именно портретами, поскольку знаки лица – миндалевидные «глаза» – тут явственны, хоть и не приводят к субъектной индивидуальности. Интересно, применил бы Фейсбук к этим изображениям своё фирменное «Введите имя»? Сочетания пятен, линий, движения и контрастов дают зрителю возможность не замыкаться в предлагаемом образе, а видеть множество слоёв. Спонтанность, кажущаяся сиюминутность, выплеск желания, энергичность цвета замешаны здесь в одну вязь размышлений.

Музей искусства Санкт-Петербурга XX-XXI веков (МИСП) на выставке "От формы к знаку" показывает работы двух контрастных итальянских художников: Франческо Караччо (Francesco Caraccio) и Джанмария Потенца (Gianmaria Potenza).

Противоположностью к нему работы Джанмария Потенца. Медитативно-серьёзные листы, выполненные многоцветной шелкографией, насыщены полифоничностью, которая схвачена вязким тёплым, то кирпично-терракотовым, то изжелта-песочным колоритом с бронзовым отливом. Структурно-сложные, с богатой и будто крошащейся фактурой, эти листы неторопливых коллажей прописывают ноты какой-то иной музыкальности. Весомой, но и не без озорства. И то, что в них зашифрованы «Карты таро», кажется лишь условной формой для чего-то более сложного. Калейдоскопичное мерцание графики мгновенно соотносит эти работы с муранскими традициями и храмовой мозаикой Венеции (которая сейчас переживает тяжелейшее испытание водой). Да и могучая карнавальность тут также проявлена вполне зримо. Не покидает ощущение, что графика хочет сойти с листа в каком-то другом материале, оставить плоскость, чтобы обрести опыт иного измерения, как если бы вещественности печати ей было мало. Собственно, одна из авторских скульптур – взрезанный шар, полный геометрических чудес, – встречает зрителя у музея «Эрарта»: в своё время работы Потенца демонстрировались там и в Центральном выставочном зале «Манеж».

Музей искусства Санкт-Петербурга XX-XXI веков (МИСП) на выставке "От формы к знаку" показывает работы двух контрастных итальянских художников: Франческо Караччо (Francesco Caraccio) и Джанмария Потенца (Gianmaria Potenza).

Если первый художник когда-то обучался за пределами Италии, пройдя разных мастеров, то второй, родившийся и работающий в Венеции, впитал разные темы её истории, ремесленных традиций и пышного декоративизма. «Неописательная фигуративность», как сказал на вернисаже, представляя авторов, Энцо Форнаро, свидетельствует о поиске того нового-старого, что было отринуто современным искусством как отжившее и слабое (петербуржцам, разумеется, странно слышать, что основы классического реализма, которым и поныне обучают у нас, причислены к архаике). Теперь же художники пробуют вернуться – в новом, конечно, качестве, – к тому, что составляло славу итальянского изобразительного искусства. Связь с итальянской фигуративностью и отголоски прежней высокой культуры воплощены тут в поэтике форм, которые ищут для себя опоры в новые времена неустойчивости и растерянности.

Выставка открыта по адресу: Набережная канала Грибоедова, 103. Продлится до 1 декабря.

Текст: © Владимир Корольков. 2019
Фото: © Александра Траубе. 2019