Сон в посудной лавке

Некоторые частные впечатления с открывшейся в Эрмитаже выставки «Голос времени. Советский фарфор: искусство и пропаганда». С одной стороны, есть уже сложившаяся традиция, и предновогодний фарфор в Эрмитаже – это своего рода добрая привычка и знак давнего содружества АО «Императорский фарфоровый завод» и прославленного музея. С другой стороны, даже в будто бы давно знакомом всегда открываются какие-то новые стороны и неожиданные черты.

Вот и сейчас, на выставке «агитационного фарфора», которая проходит под титлом «Поднесение к Рождеству» (в скобках заметим, что это и поднесение к столетию октябрьского переворота), в этом ёмком и неиссякаемом чудесами материале проявлены сюрпризы и откровения. Вдохновенно и благодарно воспевали художники то, что они воспринимали как зарю человечества, новую эпоху прекрасного «завтра». Рьяно и изобретательно они переформатировали официоз императорского фарфора в звонкий материал глашатаев нового времени. Романтической патетикой наполняли символы, появившиеся из социалистических провозглашений.

Farfor_04.jpg

Агитационный фарфор мгновенно отказался от утилитарности в силу очевидного несоответствия авторской технологии и нужд массового производства. Перестав быть посудой, он превратился в отдельное художественное явление, коллекционную нишу и знаковый продукт на экспорт.

Пропаганда, как опорный бэкграунд, ничуть не заслоняла профессионализма и новаторства художников, которые привлекались к работе, даже порой не будучи керамистами изначально. Именно «искусство», вынесенное в заголовок выставки, притом что «пропаганде» отведено второе место, здесь ценно как самостоятельная категория.

Иные формальные причуды и элементы росписей столь блистательны, что хочется рассматривать их как драгоценные находки. Неожиданная композиция, тонкая работа с цветом, причудливые поиски декора – всё это составляет несомненную славу богатой истории особого продукта.

Некоторые образцы по-своему предсказуемы и привычны. Другие предстают обособленными, уникальными авторскими ремарками к тому времени, которое продуцировало социальные мифы и идеологические штампы. Например, тут показаны артефакты, трактовать которые куратор выставки Татьяна Васильевна Кумзерова пока ещё не решается: блюдо «Ужас» из задуманного С. Чехониным четырёхчастного цикла 1922 года сложно воспринимать, как оптимистичный гимн времени.

Farfor_01.jpg

Равно как и особняком открывающее экспозицию необычное, обрамлённое терновым венком, блюдо «Страдание России» А. Щекотихиной-Потоцкой, в котором Богородица может напоить детей, собранных в горсти, лишь своими слезами.

Тем не менее, прочие экспонаты полны оптимизма. Бодрое марширование лозунгов, образы нового строительства, пропаганда грамоты, неизбежное парадное воспевание «вождей», малая пластика, в которой собраны пионерия, пограничники и теннисистки, тематические сервизы и отдельные вазы – всё это сочно и бравурно иллюстрирует ушедшие времена, полные песен и подмен.

Farfor_03.jpg

Сейчас, в новое время поисков духовной опоры и возвращения к традициям вероисповедания, забавно смотрится поднос с резкой, глумливой антирелигиозной темой. Но выставка вовсе не замыкается в капсуле привычного агитпропа, а показывает, как развивается этот феномен вплоть до последних дней. Советское время 50-90-х дало новые темы и новые формы, а свежие работы, представленные здесь, датированы 2017 годом.

Дар Эрмитажу – это композиция И. Олевской 2002 года под названием «Чечня». Попытка аккумулировать болезненную тему разлада в новых формах воспринимает традицию ломких, резких и контрастных поисков формального языка постреволюционного времени и предлагает нынешнее художническое видение. Непрерывность школы по-своему хороша и развивает материю фарфорового ремесла, подчинённого утопическим, а то и обманным, но восторженным идеям – от признанной классики до исканий последнего времени.

Farfor_02.jpg

Фарфоровый завод вкупе с Эрмитажем не только сохраняют канонические артефакты, но и предлагают развитие, непрестанное движение. Выставка демонстрирует это харАктерно и разнообразно (насколько позволяет пространство, а собрано здесь более сотни произведений). Если вы хотите увидеть культурологический концентрат, то эта экспозиция предлагает достойную выборку имён и произведений, в которых собрано ушедшее время и сопутствующие ему ценности.

Владимир Корольков,
член секции «Графический дизайн» Санкт-Петербургского Союза дизайнеров

Фото: © Владимир Корольков
line.jpg

Выставка «Голос времени. Советский фарфор: искусство и пропаганда» из цикла «Поднесение к Рождеству»

23.12.2017 – 01.04.2018
Государственный Эрмитаж. Главный музейный комплекс. Западина Восточной галереи Зимнего дворца
В составе экспозиции более ста фарфоровых произведений из коллекции Государственного Эрмитажа и АО «Императорский фарфоровый завод».
Информация о выставке на сайте Государственного Эрмитажа