Волшебный мир куклы – игра, ритуал, театр

До 12 мая 2019 года в Российском этнографическом музее проходит выставка «Волшебный мир куклы (игра, ритуал, театр)»

doll_01.jpg

Традиционная кукла – один из наиболее интересных и разноплановых памятников народной культуры. Зачастую уходящая этнографическая реальность не оставляет материальных свидетельств. Однако именно кукла может сообщить порой бесценные сведения об особенностях культуры и быта своих создателей. Этническая обусловленность антропоморфной миниатюры неоспорима, поскольку каждый народ создавал куклу по своему образу и подобию. Новый выставочный проект музея «Волшебный мир куклы (игра, ритуал, театр)» раскрывает перед посетителем широкую картину бытования куклы в различных этнических и региональных средах. Впервые в едином экспозиционном пространстве представлены этнографические и авторские куклы, бытовавшие в XIX – начале XXI вв. у разных народов Евразии: русских, белорусов, украинцев, народов Прибалтики, Северо-Запада России, Поволжья и Приуралья, Сибири и Дальнего Востока, Кавказа, Средней Азии и Казахстана.

Экспонаты выставки наглядно демонстрирует, что народная кукла как прообраз человека могла выступать в разных ипостасях. В детской игре – это средство воспитания, в ритуальных практиках – культовый атрибут, а в постановках фольклорного театра – персонаж театрализованного действа. Зачастую при схожести конструкций фигурки были призваны выполнять разные роли, которые им отводили создатели.

doll_03.jpg
Кукла – невеста. Ненцы. 1992 г. | Кукла – женщина с ребенком. Эвены. Кон. XIX в. – нач. ХХ в. | Кукла-невеста. Коми-ижемцы. 1995 г.
Наиболее масштабно на выставке представлена игровая кукла. Известно, что детские игры с куклами являлись одним из важнейших аспектов воспитания. Обычно играли «в свадьбу», «в праздник», «в поездку на ярмарку/в магазин», «в поход в гости/ прием гостей», а также воспроизводили различные хозяйственные занятия. С момента изготовления куклы, организации ее «жизненного пространства» до моделирования игровой ситуации ребенок получал представления об основных ценностных ориентирах: морально-нравственных принципах, распределении социальных ролей, идеальном визуальном облике человека. Этот период жизни ребенка можно охарактеризовать как подготовительный к овладению социальными ролями. Самодельные игрушки в традиционной культуре – являлись своеобразным дидактическим материалом, который использовался в процессе социализации ребенка. Педагогическая ценность данных артефактов обусловлена их разноплановой информационной наполненностью, которая обеспечивалась, прежде всего, связью игрушек с этнокультурной средой, в которой они существовали. Данный аспект, важнейший в контексте традиционной социализации, в условиях современного общества существует в редуцированном виде, поскольку ребенок получает в качестве игрового материала готовый набор предметов – разнообразных кукол с приданым на любой вкус: от одежды – до домиков (дворцов!) с полной обстановкой. Было бы крайне наивным полагать, что современный ребенок предпочтет «условно куклу» из лоскутков фабричной красавице с комплектом модной одежды. Однако представляется абсолютно очевидным, что в условиях глобализации, одним из проявлений которой является производство стандартизированных изделий, в детском сознании, к сожалению, происходит утрата осознания своей этнической и национальной идентичности. В традиционном обществе, напротив, именно кукла являлась ярким этноидентифицирующим маркером.

doll_04.jpg
Кукла для вызывания дождя. Таджики-хордури.  Вторая половина ХХ вв. | Кукла-женщина. Узбеки. 1980-е гг.
Второй раздел выставки включает антропоморфные фигурки, которые использовались в ритуальном контексте. Рукотворный образ, выполненный с разной долей условности, зачастую являлся атрибутом обрядов календарного и жизненного циклов, использовался в языческих практиках, вводился в число вотивных предметов. Следует помнить, что антропоморфные фигурки для ритуальных практик изготавливались окказионально, по очень конкретному поводу, никогда не производились впрок или на продажу.

doll_05.jpg
Йерих – домашнее божество. Чуваши. Кон. XIX – нач. ХХ вв. | Кукла игровая. Персы. Конец XIX в. Иран
С обрядово-игровыми явлениями традиционной культуры тесно связаны представления фольклорного театра, особым видом которого является театр кукол. Он имеет свои жанровые разновидности и технологические средства у каждого народа. Куклы перчаточные, стержневые, а также ниточные марионетки позволяли демонстрировать различные представления – от популярной бытовой комедии, героико-романтических сцен до сложных форм народной мистерии и вертепных рождественских постановок. Каждый персонаж наделялся психологическими качествами/характеристиками в зависимости от своей роли в представлении. В ряде случаев имела место индивидуализация кукольных образов, которые наглядно демонстрировали черты известного зрителям человека или мифологического персонажа. Куклам – персонажам фольклорного театра посвящен третий раздел выставки.

Особый блок экспозиционного пространства отведен так называемым демонстрационным куклам (интерьерным, сувенирным, авторским). Эти образы отличает тщательная проработка деталей фигуры и наряда. Часто подобные игрушки становились ценными подарками, приобретая статус художественного произведения. Например, костюмные куклы – подарки И.В. Сталину на 70-летие от трудящихся Чехословакии, Болгарии, Польши. Куклы «Гуриец», «Горская еврейка», «Курд» являлись экспонатами Всемирной выставки в Париже 1900 г. Куклы в латышских костюмах – изделия фабрике «Страуме» (Латвийская ССР, г. Рига), изготовленные в 1981 г., наглядно демонстрируют этнолокальные особенности традиционных костюмных комплексов. Авторские куклы позволяют оценить умение мастеров воплотить в своих произведениях наиболее характерные черты народных образов.

Следует отметить, что выбрав данный ракурс освящения этнографической проблематики, музей предложил выставку, позволяющую посредством народной куклы отразить разные грани традиционной культуры. Каждый, кто попадает в экспозиционное пространство, находит для себя то, что интересно именно ему, поскольку кукла как этнографический объект заключает в себе разные смыслы. Для историков – это миниатюрная проекция этнически обусловленного антропоморфного образа, для педагогов, психологов, социологов – атрибут процесса социализации ребенка. Дизайнерам кукла дает великолепное поле для творчества. Рассматривая музейные образцы в качестве первоосновы, мастер может создавать собственные интерпретации игрушки – от максимально приближенных к оригиналу, так и фантазийных.


Текст: © Колчина Е.В.,
заведующая отделом этнографии народов Поволжья и Приуралья Российского этнографического музея (РЭМ)

Фото: предоставлены Российским этнографическим музеем (РЭМ)

line.jpg

Программа лектория в рамках выставки «Волшебный мир куклы (игра, ритуал, театр)»

05.03. Колчина Е.В.
заведующая отделом этнографии народов Поволжья и Приуралья РЭМ
Лекция  «Кукла в традиционной культуре народов Евразии// Куклы народов Поволжья и Приуралья»

12.03. Старостина О.В.
научный сотрудник отдела этнографии народов Кавказа, Средней Азии и Казахстана РЭМ, кандидат исторических наук
Лекция  «Кукла игровая, театральная и обрядовая у народов Среднеазиатско-Казахстанского региона» (2х45)

19.03 Мадлевская Е.Л.
научный сотрудник отдела этнографии русского народа РЭМ, кандидат филологических наук
Лекция  «Русская традиционная кукла» (2х45)

26.03. Гущян Л.С.
научный сотрудник отдела этнографии народов Кавказа, Средней Азии и Казахстана РЭМ, кандидат культурологии
Лекция  (2х45)  «Игровая, ритуальная и театральная кукла народов Кавказа»

02.04. Исмаилова С.С.
мастер-педагог «Школы ремесел» РЭМ член СХ
Лекция  + мастер-класс «Куклы народов Дагестана» (2х45)

09.04. Андреева Е.А.
научный сотрудник отдела этнографии народов Сибири и Дальнего Востока РЭМ
Лекция  «Кукла в традиционной культуре народов Сибири и Дальнего Востока» (2х45)

16.04. Дъякова Е.В.
научный сотрудник отдела этнографии народов  Белоруссии, Украины и Молдавии РЭМ  
Лекция «Кукла в традиционной культуре украинцев и белорусов". (2х45)

23.04. Губайдуллина Э.Ш.
мастер-педагог дополнительного образования высшей категории, член СХ, консультант РЭМ
Мастер-класс «Куклы коми-ижемцев» (2х45)

Информация с сайта Российского этнографического музея