Ульгер. Авторские куклы семьи Намдаковых

Выставка произведений знаменитого скульптора Даши Намдакова и членов его семьи сейчас проходит в Российском этнографическом музее (РЭМ) в контексте памятников традиционной культуры бурят и монголов. 

Российский этнографический музей и Фонд содействия развитию культуры и искусства им. Дашинимы Намдакова представляет совместный проект «Ульгер», объединивший коллекцию авторских кукол семьи Намдаковых и раритеты из собрания Российского этнографического музея.

Известный скульптор Даши Намдаков представляет коллекцию кукол, продолжающих бурятскую ремесленную традицию и культуру, авторами которой являются члены его семьи. В этом семейном проекте Даши Намдаков создает эскизы, а родители, братья и сестры воплощают его идеи: мастерят каркасы кукол, придают основную форму и колорит образа или персонажа, а также «одевают» его, используя натуральные материалы и традиционные техники.

ulger_01.jpg

Их произведения выполнены как скульптуры, в объеме, в стилизованных национальных одеждах и с историческими атрибутами. Каждую отличает особый характер и уникальная пластика. «Ювелирные» техники шитья, плетения волос, декорирования разными материалами – вызывают восторг и восхищение мастерством рукодельниц. Деревянные троны, лица из папье-маше, коралловые бусы, ручное шитье и плетение из конского волоса придают изделиям уникальность и неповторимое очарование. Национальное своеобразие выражается в этнографически точных деталях: покрое одежды, конструкции украшений, форме причесок, традиционных материалах, технических и художественных приемах, цветовой гамме, орнаментике, символике.

Несмотря на то, что искусство семьи Намдаковых имеет ярко выраженные бурятские истоки, по мнению искусствоведов оно реализуется в жанре «этно-фэнтези». 

Представленная в Российском этнографическом музее коллекция кукол семьи Намдаковых насчитывает порядка 20 произведений. По замыслу авторов экспозиции, они погружены в этнографический контекст, который создают подлинные шедевры традиционной культуры бурят и монголов конца ХIХ – первой половины ХХ вв. из собрания РЭМ: традиционные костюмы бурятской невесты и монгольской замужней женщины, мужской праздничный бурятский костюм, воинское снаряжение лучника, бурятское и монгольское парадные седла на коня, предметы конской упряжи, сосуды для молочной водки и чая, национальные музыкальные инструменты, модель буддийского алтаря.

ulger_02.jpg

В комплексах сосредоточены основные этнические символы, характеризующие традиционную культуру бурятского и монгольского народов, их специфический этнический облик. По мнению куратора проекта, ведущего научного сотрудника Российского этнографического музея Марины Федоровой, «синтез современного национального искусства и этнической традиции воссоздает целостный образ бурятской культуры и раскрывает глубинную связь этнографических памятников и художественных произведений, в которых зримо и ярко проступает душа народа».

«Куклы» в творчестве многих народов мира тесно связаны с древнейшими ритуалами и играми. В культуре бурят, традиция изготовления кукол происходит от поклонения культу матери, священным животным, божествам местности. Авторские куклы появляются в двадцатом веке. Представленные на выставке куклы семьи Намдаковых представляют широкую палитру образов, среди которых персонажи исторических легенд, герои бурятского эпоса или буддийских притч. Ведущее место занимают женские образы, которые по своей духовности и интуитивной мудрости сближаются с женскими бодхисаттвами, восходящими к культу богини-матери, универсальной защитницы, оберегающей все живое.

Объяснить появление необычных образов возможно, если знать этнокультурный контекст. Например, «Девушка-лебедь» Swan Girl появилась благодаря легенде племени хори-бурят о своей тотемной прародительнице. Кукла «Ханша» Khan woman, восседающая на резном троне в богато украшенном бисером платье, напоминает спутниц великих властителей кочевых империй, имен которых множество в бурятских родословных книгах, летописях, легендах и хрониках. Перед зрителями предстают прекрасные всадницы, гарцующие на лошадях и фантастических единорогах, изящные юные девушки, застывшие в танце или играющие на музыкальных инструментах, амазонка, натягивающая тетиву лука.

Тема всадника и всадницы, воина и воительницы отражена в образах кукол «Всадница», «Всадница с луком», «Амазонка», «Воин», восходящих к мифологическим сюжетам и эпическим сказаниям. В сюжетах и образах кукол «Молитва», «Медитация» ярко представлена тема буддизма, оказавшего мощное влияние на формирование мировоззрения, религиозных и культурных традиций бурятского народа.

line.jpg

Выставка работает 11 октября по 25 ноября 2018 г.
Российский этнографический музей
Санкт-Петербург ул. Инженерная, д.4/1

Текст с сайта Российского этнографического музея
Фото: © Александр Трофимов.