La maestra, или училка

На «Мойке, 8» – Инга Иванова. Мы познакомились, придя в один день на экспертную комиссию секции «Арт-дизайн» двенадцать лет назад. Конечно, это не первая наша встреча с той поры, но первый рассказ для сайта Союза о творчестве Инги. Встречи наши не слишком часты, ведь последние шесть лет Инга живет и преподает в Испании.


Фото: © Александра Траубе. 2017
На набережной Мойки 27.03.2018 фото: © Александра Траубе

Инга, чем ты занималась на момент вступления в СПбСД?

На момент вступления в Союз занималась созданием и развитием детской дизайн-студии «Пятая стена». Также мы создавали дизайн-студию по изготовлению декораций для больших молодежных танцевальных мероприятий «Пиратская станция», «Колбасный цех», «Стереолето» и др. А в свободное время – скульптурой. Со скульптурой, вернее, арт-объектами, я и пришла в Союз.

Как появилась детская дизайн-студия?

Это веселая история про одну странную фразу … По образованию я художник-педагог – училка, как я себя называю. Для дипломной работы в институте Герцена мной была выбрана кафедра скульптуры. Я самоуверенно заявила педагогам, что в скульптуре, в отличии от живописи, могу открыть новый мир, планировала связать свою жизнь со скульптурой. На выпускном мой педагог сказал странную вещь: «...ты могла бы заниматься скульптурой, но для этого тебе надо выйти замуж за литейщика». Удивлению моему и возмущению не было предела. Как это связано? Но со временем стало понятно, что женщине-скульптору в «мужском мире» тяжело, и иногда просто нужна физическая помощь.

Мужа-литейщика я не нашла и поэтому стала искать материал, с которым могла бы справиться самостоятельно. Материал, с помощью которого можно создать объем без физических усилий, – это было основным критерием.

Начались поиски. Я работала с металлом, стеклом, тканями и постепенно открыла для себя бумагу как пластический материал. Такие возможности! Объемы, текстура, цвет. Я вообще считаю, что бумага как материал недооценен нашими дизайнерами. В Европе существуют компании, которые создают бумажные сумки, украшения, даже обувь! Затем, чтобы структурировать накопленные практические знания, изучала систему Баухауса, школ ВХУТЕИН и ВХУТЕМАС, наследие начала ХХ века, японское искусство. Так постепенно начала складываться система, культура работы с материалом и вырабатываться мой персональный стиль.

Я училась и преподавала ИЗО в школе и в детском творческом центре на Васильевском. Живопись, графика, все, как обычно. Наработки и эксперименты с бумагой показывала детям. И понемногу в ИЗОшную программу включала задания по бумажной пластике. Мы работали с бумажными объемами, с рваной, мятой, вымоченной, крашеной бумагой и т. п. Позднее, познакомившись с детским дизайн центром Сергея Таланкина и с Галиной Михайловной Корневой, поняла, что не «одна такая». Что существует целая школа, направление по бумажной пластике. Тогда окончательно отказалась от живописи и переключилась на бумагу. Написала программу «Арт-дизайн для детей», основной принцип которой «от плоскости к объему». Ну а материал, конечно, любимая бумага. Вот так из-за одной фразы сложились программа и детская дизайн-студия «Пятая стена».

ivanova_inga_05.jpg
«Автопортреты». Работы учащихся «Русской Гимназии в Мадриде».

С чего ты начала профессиональную деятельность в Испании? Приехала и на следующий день организовала свою школу?

Можно сказать и так. Мне повезло в жизни. Видимо, когда настолько чем-то увлечен, даже не сомневаешься, что все получится. Просто идешь к цели. С переездом в Испанию учебный процесс не прервался, изменился только язык и пейзаж за окном. Кстати, я приехала с чемоданом, в котором лежали бумаги и ножницы.

Шесть лет назад мы с моей подругой Анной Черкашевой привезли в Мадрид выставку, которая называлась «Местоимения». Меня увидели, понравилось то, что я делаю, и пригласили преподавать курс «Арт-дизайн для детей» в летнюю арт-школу «ARS VIVENDI», которая на тот момент организовывалась. Кстати, эта школа, как ни странно, была создана ассоциацией друзей джаза университета Комплютенсе в Мадриде – музыкантами. Это интересный и новый образовательный проект для Мадрида. Раньше дети проводили каникулярное время в спортивных лагерях или во дворе... Идея организаторов заключалась в создании первой летней арт-школы. Они собрали коллектив профессионалов: музыкантов, актеров, художников, танцоров, которые начали работать с детьми. Курс длится шесть недель. Дети от трех до пятнадцати лет. Всего от шестидесяти до ста человек в зависимости от недели! Ребята могут посещать, как одну неделю, так и весь курс. Особенность этой школы в том, что каждая неделя — это новая единая тема для всех направлений и возрастов. Темы глобальные: цирк, цвет, праздники разных стран и многое другое... Работа очень интенсивная, за пятьдесят минут четыре раза в неделю ребята с помощью педагогов создают музыкальный спектакль и художественный проект, который должны представить для родителей и друзей в пятницу на, так называемом, «Festival». После концерта все снимается, убирается мастерская и до понедельника!

Школа «Ars Vivendi» – это удивительная возможность делать с ребятами самые невероятные проекты и колоссальный педагогический опыт! Так я начала жить и работать на две страны: зимой в Питере, а летом в Мадриде.

А что есть сейчас?

Преподаю курс «Арт дизайн для детей» в культурном центре. Теперь студия называется «PAPEL. ART DISEÑO PARA NIÑOS», и с каждым годом в нее приходят все больше ребят, что радует. В этом году мы с детьми сделали нашу первую персональную выставку. Я очень горжусь ими! В июне-июле начнется шестой сезон летней арт-школы. Жду начала с нетерпением!

В этом году в Мадриде открылся центр дополнительного образования для детей билингв на русском языке — «Русская Гимназия». Это международный проект, созданный психологом бизнес-консультантом Юлией Десятниковой. Подобные школы существуют в Париже, Лондоне, Будапеште, Женеве, Лимасоле и других европейских городах. В Мадриде нашу школу возглавляет Наташа Николаевская, замечательный директор и творческий человек. Занятия проходят по субботам. Ребята изучают математику, русский, арт, драму, ботанику, астрономию... в зависимости от возраста ребенка. В гимназии работают специалисты со всего мира, профессионалы, говорящие на русском языке. Таким образом, «Талант воспитывает талант» — это основной принцип гимназии. Я являюсь частью международной команды, преподаю арт. Это тоже новый для меня опыт, невероятный коллектив и интересные люди!

ivanova_inga_01.jpg
«Море». Работы учащихся Русской Гимназии в Мадриде

Какого возраста твои студенты?

От двух до четырнадцати-пятнадцати. В Испании предлагают организовать курс для взрослых. Есть большой спрос на «бумажный дизайн». Но я пока отказываюсь. Очень энергозатратно. Взрослые – трудная публика. Изредка даю мастер классы.

Как быстро получилось с испанским языком освоится?

По-испански, к сожалению, говорю только последние три года. До этого общалась по-английски. Учу язык. Учусь у своей семилетней дочери, которая уже меня исправляет. Но иногда на уроках не хватает «художественного сленга». Не объяснить, например, что «рисунок, как каша».... «что-что, – спрашивают, – я же цветочки рисую, при чем тут каша?»... И смех, и грех...

ivanova_inga_02.jpg
«Ars vivendi» Летняя арт-школа. Работы учащихся.

Чему ты хочешь научить детей?

Хочу научить размышлять, творческой свободе, не следовать шаблонам. Выражать свои мысли и идеи на бумаге и в объеме. Наслаждаться тем, что они создают.

Что надо отдать для этого?

Ну, это очень просто. Нужно выкладываться на сто процентов и больше ничего.

ivanova_inga_03.jpg
«Пир». Работы учащихся Русской Гимназии в Мадриде.

Что ты получаешь взамен?

Это сложный вопрос. Некоторые художники, которые работают с детьми, говорят, что учатся непосредственности, видению цвета и прочее. Я не учусь у детей. Мне кажется, я вообще не умею с ними общаться. Но как только мы входим в мастерскую и начинается урок, что-то происходит: «Привет ребята! Сегодня у нас тема такая...» и начинается игра, какое-то волшебство. Думаю, я реализую свои мечты и идеи через них, а это немало! Вот такая странность...

Каких учителей своих ты вспоминаешь?

Я благодарна трем прекрасным людям, которые изменили мою профессиональную жизнь и помогли преодолеть страхи.

Юрий Николаевич Елиференко, мой педагог по скульптуре в институте. Это замечательный скульптор и человек, к которому до сих пор обращаюсь за творческим советом и просто поболтать о жизни.

Андрей Андреевич Мещанинов. С ним мы познакомились на вступление в Союз дизайнеров. Он был в экспертной комиссии. Андрей Андреевич пригласил меня преподавать в «Институт телевидения, бизнеса и дизайна». Он сказал: «Я хочу, чтобы ты научила студентов работать с материалом так же, как ты. Завтра приходи в институт». Как же я плакала! Преподавать взрослым людям! Как? О чем с ними говорить? И опять преодоление себя.... После третьего телефонного звонка Андрея Андреевича составила программу и пошла работать как миленькая. Так в моей жизни появился Институт.

Еще один человек? Это – Владимир Борисович Свердлов. Он был первым, кто увидев мои работы сказал что-то вроде: «...давай, вступай, тебе сюда...». Без его поддержки я бы близко не подошла к Cоюзу... Он вселил в меня уверенность и очень поддержал.

ivanova_inga_04.jpg
«Ars vivendi» Летняя арт-школа. Работы учащихся.

Расскажи об организации внешкольного обучения детей в России и в Испании?

В Испании практически нет детского профессионального образования. А о детском дизайн-образовании никто и не слышал. И как следствие, практически нет профессиональных детских выставок и конкурсов. Нет конкуренции между школами. Существует система внешкольного художественного образования: частные художественные школы, Дома Культуры и кружки в школах. Изостудии в Домах Культуры и в кружках — это что-то вроде «умелых ручек». Безусловно, есть отдельные профессиональные мастерские, но это единицы. В целом уровень детского художественного образования низкий. В основном, это — копии с фотографий и раскрашивание ксероксных картинок. В испании дети — это святое, им очень многое позволено. Привлечь их внимание и чем-то удивить непросто.
Начнем с того, что педагогов называют на «ты», и это сразу стирает границы между учителем и учеником... Огромное разнообразие художественных материалов. Много солнца, в конце концов. Поэтому ребята проводят много времени на улице или занимаются спортом. Они не «заточены» на кропотливую работу. Усидчивость — это не лучшее испанское качество... больше одного занятия по одной теме дети практически не выдерживают. Однажды на уроке, после того, как мы обсудили новую тему, и ребята получили задания, одна девочка сказала: «Слушай, зачем рисовать? Почему ты просто не распечатаешь, а мы не раскрасим?» Так что, Арт — это не работа, а хорошее времяпрепровождение!

Здесь никто никого не слушает. Все говорят одновременно и громко! Нельзя, например, сказать: «Ребята обратите на меня внимание, начинается урок...». Никто даже не повернется. Когда я начала преподавать в Испании, я была, как мне казалось, довольно подготовленным педагогом, думала, что могу справиться с любой ситуацией, но не тут то было! Такого не ожидала! Пришлось заново учится преподавать. Пересмотреть свою систему, искать способы привлечения внимания. В общем, повышать квалификацию. Я прошла профпереподготовку, так сказать. Сейчас, конечно, все не так.....Ребята знают, что приходят работать, ждут новую тему с огромным интересом, как сокровища рассматривают бумажки, которые привожу из Питера, и это огромное удовольствие, смотреть, как они меняются и развиваются.У ребят в Испании есть существенное отличие, у них нет страха перед материалом. Еще в Испании, в отличии от России, нет бюрократической волокиты. Достаточно один раз написать программу и работай на здоровье.

В России детским внешкольным образованием занимаются детско-юношеские центры ДЮЦы, в которых существуют ИЗО и дизайн-студии, детские художественные школы, детский дизайн центр Сергея Таланкина в Аничковом дворце, который уже упоминала. Огромная конкуренция! Высочайший уровень подготовки и творческих работ! Дети выставляются в залах Союза Художников, Эрмитаже, Русском музее и на многих других престижных площадках города. Экспозиции монтируют профессионалы. Педагоги пишут книги, обобщают опыт. Есть много интересных авторских программ. Но, к сожалению, последние годы как раньше говорили, «бюрократическая машина поднимает голову». Педагоги загружены «бумажной писаниной». Бесконечные программы, отчеты о проведенной работе, ГОСТы, которые все время меняются, проверки и сверки того, что ты написал в программе и того, что преподаешь, аттестации, все это мешает педагогам заниматься своим прямым делом — преподавать. И это большая проблема! Молодые специалисты не рвутся работать во внешкольном образовании. Нет прилива новых идей. Зарплата никакая, и, к тому же, вместо интересной творческой работы с детьми они вынуждены заниматься написанием программ, заполнением отчетов... Молодежь к этому не готова, такому в институте не учат. Хотя понемногу появляются интересные частные детские дизайн-студии и проекты.

DSC_3451.jpg
Инга Иванова. «Городок», крашеное дерево.

Что происходит в Испании в арт-сообществах? Ты в чем-то участвуешь?

В Испании очень активная художественная жизнь. Много современного искусства, уличных проектов. Прекрасные выставки старых европейских мастеров и искусства ХХ века: Миро, Пикассо, Дали, Муха...

Я стараюсь не отставать от жизни. Сделала несколько персональных выставок, организовала проект «Театр теней для детей», участвую в ежегодном проекте «Книга художника», выставляю бумажную скульптуру с ассоциацией скульпторов «Minimo tamano grande». Всего понемногу. Но основной мой проект — это моя дочь Анастасия, которая родилась в Испании.

DSC_3921.jpg
Инга Иванова. «Воспоминания о Петербурге», ткань, шитье.

Какие есть в Испании профессиональные объединения, подобные нашему Союзу?

Да, конечно, есть творческие союзы. Например, «Sculpture network». Это европейская некоммерческая организация, похожая на наши творческие союзы, основанная в 2004 для поддержки и продвижения современной скульптуры. Сетевая платформа для творческого обмена между скульпторами, художниками, которые работают с трехмерным искусством. Сообщество открыто профессионалами и друзьям искусства.

«Circulo de Bellas Artes» — это один из значимых культурных центров Мадрида. Организация была основана группой художников в конце ХIХ века и планировалось как место встречи творческой интеллигенции. Но скоро клуб разросся. С тех пор это большой мультидисциплинарный центр, в котором есть художественные и печатные мастерские, мастерские для набросков, куда приглашаются модели, выставочные залы, театр, библиотека и кафе. Центр поддерживает художников, писателей и режиссеров. Здесь проходят выставки, встречи с творческой интеллигенцией, просмотры редких фильмов и многое другое. Очень интересное и живое место. Кроме того, оно находится в прекрасном месте в центре Мадрида в историческом здании.

DSC_3486.jpg
Инга Иванова. «Птицы», крашеное дерево.

Ты видишь перспективы в организации совместных мероприятий между Санкт-Петербургским Союзом дизайнеров и Испанским творческим организациями?

Почему нет? В Испании знают и любят русскую культуру, восхищаются ею. Привозят Русское искусство.

DSC_3913.jpg
Инга Иванова. «Ангел», ткань. «Курица», бумажная скульптура.

Что ты пожелаешь Санкт-Петербургскому Союзу дизайнеров?

Продолжать работать, привлекать молодежь, организовывать новые проекты. Удачи и успешного развития!

Спасибо Инге за то, что нашла время зайти на «Мойку, 8» в свой непродолжительный визит в Россию. Надеемся на дальнейшее общение и, возможно, совместные проекты.

Беседовала Александра Траубе