Жизненный путь Владимира Сергеевича Трофимова


Когда слушаешь рассказы ветеранов дизайна – наших коллег, членов Клуба ветеранов СПб Союза дизайнеров об их жизненном пути, то невольно возникает мысль, что слушаешь пересказ истории нашей страны – настолько богаты приключениями и событиями, порой весьма драматическими, эти рассказы. В канун приближающегося 75-летнего юбилея Великой Победы я беседую с замечательным и интересным человеком и талантливым дизайнером Владимиром Сергеевичем Трофимовым, 80-летний юбилей которого совпадает с Днём Победы 9 мая.

Владимир, прости, но мы с тобой оба старые и старинные друзья, поэтому, с твоего молчаливого согласия, я буду обращаться к тебе на ТЫ. Расскажи, пожалуйста, о своём военном детстве, отрочестве и о том, где и как ты учился и как решил стать тем, кем стал, а именно: художником-конструктором.

Я родился в мае 1940 года – за год до начала Великой Отечественной войны, но в день будущей нашей Великой Победы – 9 мая. Родился я на территории Украинской ССР в городе Нежин Черниговской области в семье служащих, которых Родина направила туда работать. Когда через год началась война, то с большими трудностями отцу удалось отправить меня – годовалого малыша – вместе с мамой, бабушкой, тетей с малышами на открытой платформе с углём в Тамбовскую область. Как говорила мама, поездка, занявшая почти неделю, была страшной и непредсказуемой с постоянными обстрелами... Там в научно-исследовательском совхозе Шульгинского района прошло моё детство. И там же в 1946 году я пошёл учиться в школу. Мама устроилась работать в библиотеку, поэтому долгие часы я проводил у неё, читая книги и рисуя всякие картинки – рисовать начал рано и любил это делать. После седьмого класса пришлось перевестись в другую школу, дававшую среднее образование, которая находилась в трёх километрах от дома и ходить надо было ежедневно в любую погоду. Эти походы тоже забыть невозможно. Моими занятиями по рисунку и живописи стал руководить местный художник – он многому меня научил.

После школы я сделал попытку поступать в Московский Архитектурный Институт, но это был 1957 год – год проведения в Москве Международного Фестиваля молодёжи и студентов – а потому иногородних абитуриентов в Москву в то лето не пускали, и я тогда поступил в Воронежский сельскохозяйственный институт на заочное электромеханическое отделение, одновременно работая рабочим в совхозе им. В. Ленина. Но после двух лет вот такого заочного обучения я решил сменить свой режим обучения и приехал в Ленинград, где поступил сначала в Ленинградское Высшее военно-морское училище им. Фрунзе, но, передумав, забрал документы и поступил в Ленинградский Институт железнодорожного транспорта на строительный факультет. Годы пребывания в ЛИИЖТе мне запомнились напряженной учебой, интересным времяпровождением и новыми занятиями. Многому я научился, занимаясь в изо-студии Дворца культуры им. Ленсовета у художников Л.И. Вайшля и А.Г. Гаккеля. Во время летней практики я работал инженером на строительстве железнодорожной магистрали Абакан-Тайшет, а преддипломную практику проходил на строительстве завода железобетонных шпал в городе Чудово. Окончив в 1964 году ЛИИЖТ, в том же году я поступил учиться в Ленинградское Высшее художественно-промышленное училище им. В.И. Мухиной на кафедру «Промышленное искусство» и вел преподавательскую работу в ЛИИЖТе. Это были годы, когда рождался советский промышленный дизайн, формировалась ленинградская школа дизайна, а нам посчастливилось учиться под руководством таких легендарных учителей как Л.С. Катонин, В.А. Сурина, а также профессор И.А.Вакс – архитектор и художник, один из патриотов отечественного промышленного дизайна. Вот так в 1969 году я стал не только инженером, но и художником-конструктором.

Владимир, насколько нам всем известно, всю свою дальнейшую трудовую деятельность ты связал с дизайном железнодорожного транспорта. Расскажи об этом, поделись воспоминаниями и впечатлениями.

Да, это правда. После окончания ЛВХПУ я продолжал преподавать в ЛИИЖТе, совмещая преподавание с научно-исследовательской деятельностью по разработке железнодорожной техники и рабочего места машиниста локомотива. Можно сказать, впервые большое внимание было уделено роли цвета и света в дизайне транспорта и разработке средств отображения информации на пульте управления локомотива.
Панели пульта маневрового локомотива (варианты) ЛИИЖТ. Дизайнер: В.С. Трофимов. 1988 г.

Пульт управления магистрального локомотива. Макет 1:10. Луганский вагоностроительный завод. Бел. ВНИИТЭ. Дизайнеры: В. Жаркевич, В. Розовский, В. Трофимов, А. Вайнштейн. Россия. 1986 г.
Особое внимание я придавал эргономическим и эстетическим требованиям к системам и органам управления, впервые разрабатывая и широко внедряя систему мнемознаков на пульте локомотива.

Элементы системы средств отображения информации на пульте локомотива. ЛИИЖТ. ЛТЗ. Дизайнер: В.С. Трофимов. Россия. 1986 г.
Были выполнены крупные художественно конструкторские разработки по поиску новых выразительных образов и форм тепловозов, электровозов, вагонов. В 1987 году мне по указанию Министерства путей сообщения было поручено организовать Научно-исследовательскую лабораторию «Дизайн на железнодорожном транспорте МПС России» и проводить координацию с позиций дизайна всех новых разработок в стране по железнодорожному транспорту. Цель работы заключалась в формировании фирменного стиля МПС средствами дизайна, в оформлении и обустройстве подвижного состав, мест пребывания пассажиров, рабочих мест, фирменной и рабочей одежды.

Цвето-пластическое решение электропоезда с композитной лобовой частью. ОАО ОЭВРЗ. ПГУПС. Дизайнер: В.С. Трофимов. 1987 г.
В 1989 году я организовал секцию «Дизайн и эргономика» при НТС Министерства и дизайн группы на тепловозных заводах, что приносило свои плоды. Была организована и успешно проведена отраслевая выставка «Дизайн и транспорт». Большим успехом в работе лаборатории явилась художественно-конструкторская разработка трёхсекционного скоростного трамвая двустороннего управления ЛВС-8 для Волгограда. Можно констатировать, что работа этой отраслевой лаборатории была многогранной и очень полезной... С наступлением капиталистических перемен, однако, её работа не прекратилась.

В 1991 году мной была создана фирма «Дизайн-Центр Релтранс». А в 1992–1995 г. фирмой совместно с ОАО «Высокоскоростные магистрали» и ЦКБ морской техники «Рубин» была осуществлена первая в России дизайн-разработка высокоскоростного электропоезда «Сокол». Опытный образец поезда изготовлен на Тихвинском вагоностроительном заводе. Он прошел в 1995 году все высокоскоростные испытания на полигоне в г. Щербинка Московской области. Надо отметить ,что вся концепция технического конструирования и дизайна поезда «Сокол» была проведена полностью на отечественных разработках и материалах.

Высокоскоростной электропоезд «Сокол». 1992 – 1995 гг.
Интересной в аспекте дизайна была работа (совместно с ОАО «Октябрьский электровагоноремонтный завод») по эстетическому и потребительскому усовершенствованию существующих пассажирских вагонов, результатом чего явилась, по сути дела, реинкарнация старых вагонов, получивших после апгрейда новые, улучшенные потребительские качества интерьеров и, конечно, новую наружную выразительную графику – все эти изменения были воплощены в электропоезде с брендом «Северная звезда».
Автомотриса тяжелого типа по обслуживанию контактной сети. Главный вид. Проект. ЗАО «Царскосельский завод – София». Цветографическое решение.
Проводились дизайн-разработки различных путевых машин и автомотрис для ЗАО «Царскосельский завод «София» БСК с учетом современных технологий в машиностроении и дизайне. А в 2003 году для фирмы «Пассажирские перевозки» Октябрьской железной дороги был разработан дизайн-проект внешнего вида, интерьеров салона, логотип и цветовое решение комфортабельного электропоезда нового поколения ЭД-4МКУ, который в настоящее время курсирует по маршруту Санкт-Петербург – Москва.
Комфортабельный электропоезд нового поколения ЭД-4МКУ
Большое внимание я уделяю также разработкам логотипов, цветовых и графических решений для предприятий города. Практическая ценность внедренных дизайн-разработок подтверждена многочисленными свидетельствами Комитета по делам изобретений и открытий. В настоящее время я являюсь членом правления ООО «Корпус инженеров путей сообщения», в котором большое внимание уделяется вопросам дизайна на железнодорожном транспорте.

Мной были написаны две монографии по научно-техническим вопросам дизайна на железнодорожном транспорте: «Дизайн на железнодорожном транспорте» (1998 г.) и «Дизайн в инфраструктуре железнодорожного транспорта» (2007 г.)

Владимир, подытоживая этот разговор, я хотел ещё сказать, что ты, действительно, являешься творческим трудоголиком в хорошем смысле этого слова, талантливым и очень увлечённым художником и дизайнером, экспонентом многих выставок и автором 62 художественно-конструкторских разработок и научно-прикладных исследований по железнодорожному транспорту, а также автором или соавтором восьми монографий и учебных пособий по железнодорожному дизайну. Я уж не говорю о том, что ты ещё прекрасный живописец и художник-график, организующий персональные выставки и участвующий в выставках Санкт-Петербургского союза художников по секции живописи. За всё это тебе хочется высказать много хвалебных слов и поблагодарить за твоё творчество. В конце нашего разговора позволь традиционный вопрос: что такое, по твоему мнению, дизайн?

Для меня, художника-конструктора, дизайн – это прежде всего промышленный дизайн, то есть художественное конструирование, техническая эстетика, промышленное искусство и поэтому я воспринимаю дизайн как цель, возможность и средство формирования предметного мира и окружающей среды с учётом наилучшего удовлетворения всех потребительских, в том числе эстетических, потребностей человека.

Спасибо тебе большое, Владимир, за этот интересный разговор и ещё раз: творческих удач.

Беседовал А.А. Печкин,
Председатель Клуба ветеранов СПб СД.
Январь 2020