К нИчто добавить веру и получится нЕчто

10 февраля отмечает день рождения скульптор и дизайнер – Свердлов Владимир Борисович, член Санкт-Петербургского Союза дизайнеров. И это событие является весомым поводом для публикации статьи. Но, на самом деле, желание создать ее появилось намного раньше-после посещения осенней выставки автора.

В самом центре Петербурга, где все пропитано искусством, на площади его имени, в галерее Arts Square Gallery в рамках Санкт-Петербургского культурного форума 2018 проходила персональная выставка скульптора и арт-дизайнера – «Все для города от дизайнера Владимира Свердлова».

Владимир Свердлов. Фото: © Александр Трофимов. 2015
Владимир Свердлов на лекции в Креативном пространстве «Мойка-8». Фото: © Александр Трофимов. 2015 
Небольшое светлое пространство, огромные окна, белые стены, черный пол. И скульптурные объекты, которые «парят» на своих постаментах. Много воздуха, очень много воздуха. Структура выставочного пространства подтверждает теорию автора – «везде в скульптуре должен быть воздух, хватит красть его».

После посещения выставки остается обманчивое желание подробнее узнать о каждом объекте, ведь аннотационных разъяснений возле каждой работы зритель не найдет. Безусловно, за каждой работой стоит огромный внутренний мир художника, его переживания, ассоциации, проделанный путь от задумки до воплощения. Но, в конечном итоге, для зрителя главным является, принимает или нет данное произведение его внутренний критик. Но не на уровне «нравится» или «не нравится», а на основе разума. Если после этого человек задумается «А почему?» и начнет анализировать, значит, все не зря. Чувство – это ответ на факт реальности, оценка, продиктованная вашими мерками. Скульптор намеренно отказывается от защитного текста-одежды для своих произведений. Он уверяет: «Дизайна без философии не существует! Там, где говорится о дизайне без философии – это декоративно-прикладное искусство. А дизайн – это обязательно философия». Но автор не желает думать за зрителя.

Автор: © Владимир Свердлов
Архитектурная композиция «14.04.1943» Собор. Проект, посвященный героям сопротивления в концлагерях и гетто в годы Второй мировой войны. 2018. Материалы: дерево (лиственница), нержавеющая сталь, белый мрамор. В экспозиции персональной выставки Arts Square Gallery 2018. 
«Произведение живет лишь постольку, поскольку оно способно казаться совершенно не тем, каким его создал автор. Оно продолжает жить благодаря своим метаморфозам и в той степени, в какой смогло выдержать тысячи превращений и толкований». / П. Валери

Про творчество автора сказано уже много, и можно долго перечислять все звания и награды, которые получил Владимир Свердлов в течении своей долгой деятельности. Творческая жизнь не возможна без влияния личных обстоятельств и поворотов судьбы, которые определяют вектор развития искусства. И биография Владимира это подтверждает.

Он родился в творческой семье: отец – художник-график и мать – скульптор. Родители с детства сумели привить любовь и понимание творчества и искусства, не указывая, а лишь направляя. Прекрасно понимая, что выбор всегда остается за сыном. В то время, когда в каждой квартире на стене висела картина «Утро в лесу», над кроватью Владимира «жила» картина импрессиониста, следившая за снами и мыслями мальчика. В дальнейшем, во время обучения в художественной школе, на постановках доставались самые неудачные места, что сделало его лучшим учеником, заставляя трудиться и рисовать усерднее остальных. Это качество является постоянным спутником скульптора и по сей день.

Арт-дизайнер Владимир Свердлов
Владимир Свердлов в мастерской. Фото: © Александр Трофимов. 2015
«Натюрморт – это не просто скомпонованные предметы, они говорят, и художник должен понять, о чем они говорят. И тогда получается произведение искусства». Для него не было ничего «просто», во всем есть причина и глубинный смысл.

После армии поступил в Харьковский Художественно-Промышленный институт в класс Г.С. Письменного. Начинал свой художественно-образовательный путь с архитектуры, а закончил окончанием кафедры Промышленного дизайна в Санкт-Петербургской Художественно-Промышленной Академии, следуя путями вселенной, которая организовала его переезд из Украины в Петербург и подарила семью. Две школы – ХХПИ и ЛВХПУ им. В.И. Мухиной, расширили профессиональное мировоззрение дизайнера. Самое ценное – это знания, и Владимир в этом плане ненасытен. Весь опыт образования и влияние семьи – родителей и брата-архитектора – создали самостоятельного автора, чья деятельность – это синтез дизайна и искусства. Владимир Борисович сочетает в себе скульптора и арт-дизайнера. Одна из задач дизайна – сделать то, что другие не видят. Дизайнер наделен тем, что ему самому неведомо. И все скульптуры подтверждают это.

Владимир Свердлов. «Пирамида-мост». Бронза, 42х42х39см, литье. 2004
«Пирамида-мост». Бронза, 42х42х39 см, литье. 2000
Каждая работа удивительно продумана от основания-постамента, которое автор изготавливает самостоятельно, до направления каждой линии, каждого изгиба, что в итоге создает удивительную легкость и естественность. Итоговый экспозиционный вид является обязательным условием задумки каждого шедевра. В этом проявляется его внутренний дизайнер – желание сделать художественный объект доступным зрительскому взгляду «правильно». Высота постамента, цветовое наполнение, материал – все является продолжением объекта, дополняя его и раскрывая. Этот навык Владимир унаследовал от своего деда, который был «ассом-переплётчиком». Он был расстрелян, и поэтому не успев передать внуку все свои знания. Но в 14-летнем возрасте Владимир сам создал свой первый блокнот, удивив всех своими способностями в переплетном деле. Каждый этап создания произведения художник доводит до профессионального мастерства, будь то натягивание планшета или создание мраморного футляра для камеи. Без этого авторского удивительного обрамления произведения будут неполными для восприятия. Независимо от интерьера или экстерьера, в который они попадут, можно быть уверенными, что они несут в себе ту идею, которую вложил в них автор, имеют тот вид, который он задумал. Плавность форм, абстракция исполнения – все это является продолжением мыслей автора, вытекают из его сознания, обретая физическое воплощение в материале.

«Дискобол». Бронза, литье, серебрение. 1997 год
«Дискобол». Бронза, литье, серебрение. 1997 год 
Если человек любит природу, то природа отвечает ему взаимностью – это замкнутый круг. В скульптурах Владимира Свердлова сама природа. Эта плавность, гладкость, энергия, сила, любовь. «Искусство, так или иначе, волнует душу человека». В творчестве Владимира можно выделить несколько основных направлений – cкульптура малых форм, в которых он находит новые формы на тонкой грани, разделяющей скульптуру и дизайн. Это уже не объекты, а драгоценности. Проекты объемно-пространственных композиций для городской среды. Это особые работы, которые существуют как самостоятельный скульптурный объект, но их цель более глобальна. Пока они не реализованы в том виде, в котором могут принести людям пользу, знания и величие.

Автор: © Владимир Свердлов
«Три настроения». Бронза, литье. 1997 год. 
Камеи – это невероятное ювелирное мастерство исполнения. Символ утончённой красоты. Это произведение искусства, в котором тонкое изящество, отточенность форм, красота и совершенство. Глиптика – по сути совместное творчество человека и природы, это импровизация и диктатура камня одновременно.

Автор: © Владимир Свердлов
Перстень. «Измерение». Камея: cардоникс. Золото. 2010 год  
Мне хочется особо отметить именно проекты для городской среды. Это упорядоченное, в соответствии с художественными требованиями, взаимное расположение созданных человеком и природных компонентов формируемой пространственной среды. Особенность градостроительной композиции заключается в том, что её эстетические достоинства нельзя рассматривать изолированно от функциональных, социальных, экономических, экологических качеств объекта. Человек неотделим от созданного им предметного мира. Формируя его, он формирует свою будущую жизнь и отношения с другими людьми; среда, организованная архитектурой в союзе с объемно-пространственными композициями, в свою очередь, постоянно воздействует на эмоции, сознание и поведение человека. Беседы о смыслах его объектов, их значимости и желании их реализации в том виде, в каком задумал автор, могут проходить часами, а восприниматься минутами. Столько глубины и любви в них. Я выделяю для себя два проекта, посвященные теме, к которой автор возвращается на протяжении всего своего художественного пути – Иосифу Бродскому: Голова (скульптурный портрет) и фонтан «Чаши». Главная мысль, которая остается после общения с Владимиром Борисовичем и которую хочется унести с собой – «Всем и во всем руководит любовь. Все технологии – чепуха в сравнении с технологией любви».

Автор проекта: © Владимир Свердлов
«Чаши». Проект памятника Иосифу Бродскому в Санкт-Петербурге. 2000 год  
И в каждый период своей жизни Владимир достигал высшей точки. Окончив Санкт-Петербургскую Художественно-Промышленную Академию по специальности «промышленный дизайн», 17 лет проработал промышленным дизайнером на заводе ЦНПО «Ленинец», где прошел путь от молодого специалиста до ведущего дизайнера отрасли, которому министр вручил медаль МРП (Министерство радиоприборостроения). Затем, в силу иронии истории нашей страны, когда в одночасье изменилось все направление жизни, дизайнер Владимир Борисович переродился в скульптора. Но с абсолютно дизайнерским разумом, со своими знаниями, наработками и талантами. И это дало жизнь совершенно уникальным скульптурным произведениям. Все его формы являются воплощением его знаний. Разум – его главный инструмент, который на базе всех опытов собственных и прошлых поколений способен создать совершенную форму. И эта форма, невзирая на содержание, всегда гладкая и бесфактурная, как совершенная гладь воды, несущая в себе невероятную энергетику.

Голова – скульптурный портрет Иосифа Бродского
Структурный портрет Иосифа Бродского.. Бронза, литье. 2014. В экспозиции персональной выставки Arts Square Gallery 2018
В течении 17 лет он был неизменным председателем с основания секции «Арт-дизайн» в Санкт-Петербургском Союзе Дизайнеров. Но по собственному желанию покинул пост, понимая необходимость молодого дыхания. Оставив мощный фундамент для развития и стремительного роста, творческую базу и свою авторитетную поддержку.

В 2018 году, после почти 40-летней непрерывной творческой деятельности, получил благодарность Президента Российской Федерации В.В. Путина «За заслуги в развитии отечественной культуры и искусства. Многолетнюю плодотворную деятельность».

«Зачем так много книг напрасных я прочел?» – Все твои вопросы только для того, чтоб ты возник. Возник дизайнер.


Текст: © Ксения Векшина. 2018-2019

line.jpg
По теме: видео «Арт-объекты от Владимира Свердлова»