Cимпозиум «Современное искусство: вместе или рядом»

13 декабря в рамках IV Международного культурного форума в Центральном выставочном зале «Манеж» состоялся симпозиум «Современное искусство: вместе или рядом».

Встреча была посвящена проблемам формирования новых пространств посредством адаптации исторических зданий под выставочные пространства.

Во время круглого стола «Потенциал и роль современного искусства в освоении и использовании памятников архитектуры» Михаил Миндлин напомнил, что одной из главных задач Государственного центра современного искусства (ГЦСИ) является импорт современного искусства в памятники архитектуры, давая новую жизнь этим сооружениям. Так же он отметил позитивную динамику в противодействии попыткам вбить клин между традиционным и современным искусством на примере Союза Художников России. Андрей Ковальчук (председатель правления Союза художников РФ) сообщил о создании секции «Новейшего искусства».

Андрей Ковальчук
Андрей Ковальчук. Российский скульптор, педагог, профессор.  Первый секретарь и председатель правления Союза художников РФ. Фото: © Александр Трофимов
На симпозиуме были рассмотрены проекты реновации нескольких объектов архитектурного наследия, такие как Башня Кронпринц в Калининграде, Арсенал в Нижегородском Кремле, Фабрика-кухня в Самаре и другие. Так же своим болезненным опытом в этой области поделилась Ольга Свиблова, рассказав о проблемах, с которыми пришлось столкнуться в процессе реставрации помещения Мультимедиа Арт Музея (Москва). Она так же отметила правильную атмосферу выставочного пространства и поделилась своим мнением о том, что реконструкция Манежа должна стать символом взаимосвязи современного искусства с культурным наследием.

Ольга Свиблова
Ольга Львовна Свиблова – российский режиссёр документального кино, куратор-искусствовед, директор Московского дома фотографии. Фото: © Александр Трофимов. 2015
В ходе презентации «Биеннале в гостинице «Исеть» в Екатеринбурге» Алиса Прудникова поделилась уникальным опытом привлечения в работу местных жителей, связью здания с городом и людьми.

Важную мысль в своем выступлении «Роль городских властей в сохранении, реновации памятников архитектуры» подчеркнула Анна Терешкова (Новосибирск). Она процетировала слова Екатерины Проничевой: «Есть основные вопросы, которые все ставят перед собой – это поиск оптимального решения между современностью и классическим направлением», и пришла к выводу, что если в Москве и Санкт-Петербурге это равновесие более или менее заметно, то в более мелких городах (на примере Новосибирска) его уже почти нет. Все сводится к разговорам о классическом искусстве, а для современного искусства нет никаких пространств.

Василий Церетели в своем выступлении «Современное искусство в пространстве исторической архитектуры. Опыт ММОМА» заострил свое внимание на важности обращения к истории здания и о сложностях, которые возникают при эксплуатации исторических помещений.

Василий Церетели
Василий Церетели. Исполнительный директор Московского музея современного искусства (ММОМА). Фото: © Александр Трофимов. 2015
Во время дискуссии «Где кончается история и начинается современность» Тереза Иароччи Мавика, директор русского фонда «Виктория – искусство быть современным» (V-A-C) подчеркнула важность идеи о том, что Русский Фонд на территории чужого государства будет развивать программу, в которую приглашены все возможные национальности.

«У искусства нет гражданства» – Тереза Иароччи Мавика.

Тереза Иароччи Мавика
Тереза Иароччи Мавика. Директор русского фонда «Виктория — искусство быть современным» (V-A-C). Фото: © Александр Трофимов. 2015
Центральный выставочный зал «Манеж»
Обновленный ЦВЗ «Манеж». Фото: Александр Трофимов. 2015
ЦВЗ «Манеж» откроется в 2016 году после продолжительной реконструкции и станет еще одной точкой притяжения на культурной карте города. Стоит отметить не только преображение выставочного пространства, но и его логотипа, который как и интерьеры Манежа, стал более лаконичным и современным.

Центральный выставочный зал «Манеж»
ЦВЗ «Манеж». Фото: Александр Трофимов. 2015
Новый директор Манежа Павел Пригара поделился своими рассуждениями о художественной концепции Манежа и о необходимом наполнении жизни выставочного пространства: о проведении форумов, конференции, симпозиумов и т.д., а так же рассказал о технологичных возможностях отреставрированного пространства, о мультимедийном контексте и зонировании помещения.

«Пространство Манежа – это пространство возможностей» – Павел Пригара.

Павел Пригара
Павел Сергеевич Пригара. Директор Центрального выставочного зала «Манеж». Фото: © Александр Трофимов. 2015
Современное искусство все-таки мобильно, оно может органично вписываться в любое пространство. Представители центров современного искусства (ГЦСИ)  и ведущих российских музеев обсудили, как современное искусство сосуществует с культурным наследием, и то, что все больше памятников исторического и архитектурного наследия требуют переосмысления своего назначения из-за смены функционала этих зданий. Потенциал современного искусства заключается в приспособлении памятников архитектуры, придавая им новый смысл  и возрождая эти памятники к  новой жизни.

Кристина Палий, Ольга Цепилова