Юбилей Академии с мыслями о жизни


25 февраля 2016 года, Соляной переулок, 13, знакомое здание, транспаранты до второго этажа... Теперь это Академия им. А.Л.Штиглица, а когда-то ЛВХПУ им. В.И.Мухиной, в простонародье – «Муха».


Приходят бывшие выпускники, теперь заслуженные люди, а когда-то молодые, задорные, талантливые ребята, способные сделать своими руками все что угодно. Прошло много лет со времен обучения, но каждый, кто когда-то перешагнул этот порог, словно вступил в общее братство, оставшись в душе все тем же студентом.

Мозаика с портретом Веры Игнатьевны Мухиной теперь украшает главную лестницу, приветствуя новые поколения студентов, открытые двери библиотеки приглашают зайти на выставку замечательных книг, а в залах второго этажа развернуты сразу несколько тематических выставок: «Портретная галерея выдающихся личностей Академии», «История академии от создания музея А.Л. Штиглица до нашего времени» (фотовыставка), «Фотографии работ Максимилиана Егоровича Месмахера», а в Молодежном зале представлены работы студентов за последние 10 лет.

В.И Мухина. Мозаика в СПбГХПА им. А.Л.Штиглица
Мозаичное панно с портретом В.И. Мухиной открыто в день празднования СПбГХПА им. Л.А.Штиглица. Фото: © Александр Трофимов
Библиотека СПбГХПА им. А.Л.Штиглица
Выставка редких книг в библиотеке СПбГХПА им. А.Л.Штиглица. Фото: © Александр Трофимов
TROFOTO_3744_25022016.jpg
Фотовыставка «Максимилиан Егорович Месмахер». Фото: © Александр Трофимов
TROFOTO_3831_25022016.jpg
Выставка работ студентов в Молодёжном зале. Фото: © Александр Трофимов
Живая дружеская атмосфера охватывает входящего с первых шагов, при этом студентки записывают всех входящих и раздают памятные значки. В Актовом зале идёт награждение заслуженных дизайнеров, а в Молодежном зале приветственные речи сменяет музыка…

Спасибо всем устроителям этого праздника за неповторимую возможность не только встретиться с преподавателями и однокашниками, но и прикоснуться к истории нашей Альма Матер. Возвращаясь сюда каждый раз – чувствуешь, что вернулся домой. И тут, наверняка, не обходится без влияния крылатых гениев, смотрящих на нас с крыши знаменитого музея...

Надежда Тжаска


TROFOTO_3805_25022016.jpg
А.В. Тимофеев, председатель Санкт-Петербургского Союза дизайнеров, В.Н.Кичеджи, и.о. ректора СПбГХПА, А.М.Фатеева, проректор по учебной работе СПбГХПА. Фото: © Александр Трофимов


Праздник состоялся – и в этом нужно отдать должное новому ректору ВУЗа Василию Николаевичу Кичеджи (хотя традицию широко отмечать юбилеи «школы» ввёл, насколько я помню, ещё Алексей Юрьевич Талащук, возглавлявший институт с 1994 года). Но умолкнут праздничные речи, отгремят оркестры – и нам всем, вернувшись из эйфории праздника в рабочие будни, придётся очередной раз задуматься, что же это такое – дизайн. Конечно, высшее учебное заведение, пусть и такое замечательное, как наше, даёт многое – но ведь проходит время, и фанерные планшеты, на которые когда-то наклеивали трафареты из кальки, остаются в прошлом, сменяясь иными «планшетами», в свою очередь сменяющимися чем-то иным.

Что остаётся?

В нашем интервью, предварявшем юбилей, была попытка найти ответ на этот вечный вопрос – и участники, выпускники разных лет, всё-таки пришли к выводу, что базовые позиции никуда не исчезают. У меня вчера тоже нашлось очередное подтверждение этому. Заглянув на выставку «уникальных изданий» в библиотеку СПбГХПА, в день юбилея, я обратил внимание на альбом с чёрно-белыми фотографиями дипломных проектов выпускников 1952-53 годов, где темой проектов было, в частности, «ленинградское метро». Вспомнив, что пару дней назад С.В. Мирзоян рассказывала, как И.А. Вакс воссоздал ВУЗ в годы войны, привезя с «большой земли» детей, голодных и оборванных, я остановился и начал рассматривать фотографии...

TROFOTO_3772_25022016.jpg
Иосиф Александрович Вакс (1899-1986 гг.) в портретной галерее знаменитостей Академии. Фото: © Александр Трофимов
…На проектах, сделанных этими детьми спустя совсем небольшое время уже в статусе «дипломников», были реализованы отмывки и макеты фонарей со сложнейшим бронзовым литьём, витражи, мозаики и колонны, выстроенные по «золотому сечению» – то есть именно то, что сегодня мы видим в ленинградском метро и что, кстати, небрежно именуется «сталинский ампир»…

Я не сторонник вовлечения политики в искусство (которым дизайн, несомненно, является) – но тут, в проектах первых выпускников «Мухи», можно было увидеть, как мне кажется, самое главное: победу над собой и над пережитым. И пусть «настоящим дизайном» это сегодня не назовут – но разве это так уж важно?...

Сергей Дужников

Репортаж телеканала «Санкт-Петербург»:  «Традиции и перспективы: Академия Штиглица отмечает 140-летний юбилей»