Cносить нельзя сохранять!

Собирать материал о Спортивно-концертном комплексе «Петербургский» мы начинали до ужасающего события, которое повергло петербуржцев в шок. 31 января 2020 года, при попытке срезать ванты крыши спортивно-концертного комплекса (СКК) «Петербургский», здание практически полностью обрушилось.

После того, как уже не осталось никакой возможности защитить СКК, после жесточайшей утраты нашим городом очередного архитектурного памятника редакция сайта провела опрос среди членов Санкт-Петербургского Союза дизайнеров и петербуржцев, профессионально близких к этой теме: что они думают о произошедшем?

IMG_8576_m.jpg

Сергей Дужников – председатель Правления Санкт-Петербургского Союза дизайнеров, доцент Высшей школы креативной индустрии и дизайна СПбПУ Петра Великого.

В Петербурге произошла трагедия городского масштаба – снесен СКК, памятник советской архитектуры, в результате чего погиб сварщик из Петрозаводска Матвей Кучеров, направленный управленцами на демонтажные работы (следует учесть, что, как и в армии, каждый имеет право отказаться от исполнения преступных приказов). Заметим, что снос был произведён спустя 4 дня после празднования Дня снятия блокады Ленинграда, оскорбив всех, кого только что поздравили. Так по-хамски относиться к мнению своих граждан и к мнению профессионального сообщества недопустимо.

Олег Веселицкий – член Правления Санкт-Петербургского Союза дизайнеров, заведующий кафедрой Средового дизайна СПГХПА им. А.Л. Штиглица.

То, что произошло с СКК – ещё один повод задуматься над тем, что происходит с нашей культурой и отношением к истории. Трудно было сдержать эмоции, просматривая мгновенно разлетевшийся по интернету ролик демонтажа, а по сути варварского разрушения уникального памятника архитектуры, одного из символов эпохи, конструктивное решение которого в 1988 году было признанно одним из выдающихся в ХХ веке. Но как это было сделано – разговор особый! Спешка в принятии решений и проведении работ, вопиющий непрофессионализм и безответственность, гибель рабочего-сварщика. Не верилось своим глазам, что такое возможно! Культурная столица, ХХI век… Чем и кем ещё нужно пожертвовать, чтобы опомниться и задуматься об ответственности бизнеса, должностных лиц, отношении к мнению профессионального сообщества и общества в целом? Не спрашивайте, «по ком звонит колокол».

Евгений Лобанов – член Санкт-Петербургского Союза дизайнеров, член редколлегии журнала «Проект Балтия», доцент кафедры дизайна оборудования в средовых объектах СПбГУПТД.

СКК. Утраченный шедевр. Вопреки мнению общественности и архитектурных экспертов, с вопиющими нарушениями техники безопасности, повлекшими за собой гибель рабочего, был снесён Спортивно-концертный комплекс им. В.И. Ленина (с 1993-его – «Петербургский») – уникальный памятник позднесоветского модернизма.

Власти и девелоперы в очередной раз показали свою жадность и равнодушие к культурным ценностям (а, скорее, ненависть к наследию Советского Союза). Когда-то СКК с прилегающей территорией, Парк Победы и гостиница «Россия» составляли единый ансамбль, связанный Аллеей Героев. В последние десятилетия сквер возле СКК хаотически застраивался (сначала появился ТЦ «Карусель», потом – центр «Россия – Моя история», оба здания никак не увязаны с ансамблем и ничего из себя не представляют в архитектурном отношении), а за гостиницей появился многоэтажный ЖК на Варшавской улице, изуродовавший вид по главной оси. Недавно появился проект застройки оставшейся территории сквера элитным жильём и офисами, что вызвало справедливое возмущение градозащитников и участившиеся акции протеста.

В течение последних двух лет, после череды тайных юридических манипуляций, СКК признали не подлежащим реконструкции, а в медиапространстве появились варианты архитектурного решения будущего крытого стадиона, который должен был стать крупнейшим в Европе. Проекты новой арены на месте СКК абсолютно невыразительны (первый вариант эксперты сравнили с «забинтованной банкой») и по своим художественным качествам не идут ни в какое сравнение с утраченным памятником. Особенно портит впечатление бездарная организация окружающей территории, почти половину которой занимает открытая парковка.

Несмотря на регулярные митинги в защиту СКК и окружающих его зелёных насаждений, вопреки протестам градозащитников и архитектурного сообщества, осенью 2019 года комплекс огородили забором и начали работы по демонтажу, назвав это «реконструкцией». К декабрю уже были сняты барельефы, внутренняя облицовка, снесена часть перегородок. Наконец, в январе начались демонтажные работы на крыше здания, и 31 числа конструкция якобы «незапланированно» обрушилась.

По словам Антона Смирнова, кандидата технических наук, доцента кафедры архитектурно-строительных конструкций СПбГАСУ, «уникальность конструкции СКК в том, что в покрытии применена цельносварная непрерывная мембрана диаметром 160 метров и толщиной всего 6 миллиметров». Именно во время демонтажа этого единственного в своем роде конструктивного элемента по халатности организатора работ погиб сварщик Матвей Кучеров. Как выразился директор компании «Ленспецстрой» Дмитрий Астафьев, доктор технических наук, такое обрушение крыши мог предсказать любой строитель, и у тех «спецов, кто это рассчитывал, купленные дипломы». Тем временем коррумпированные власти пытаются заткнуть рот активистам: за 3 часа до начала масштабной акции в память об СКК и погибшем рабочем, а также в защиту сквера вокруг снесённого здания, координатора мероприятия Ларису Лопаткину задержали на 48 часов. Тем не менее акция состоялась, и в ней приняло участие большое количество людей (по предварительным оценкам, более тысячи человек).

По мнению многих, единственный шанс реабилитироваться для властей – это в точности воссоздать уничтоженный памятник архитектуры, а также сделать современное благоустройство на прилегающей территории. История с СКК служит ещё одним доказательством того, что в мире, где правят деньги, никто не может чувствовать себя в безопасности – ни человек, ни памятник.

Давид Авакян – член Правления Санкт-Петербургского Союза дизайнеров, Генеральный директор брендингового агентства ASGARD.

Произошедшее трагическое событие с утратой Петербургом очередного архитектурного достояния, к сожалению, системно. Слишком долгое время различного рода «критиками» внедрялась в сознание граждан бывшего СССР догма об отсутствии ценности отечественной архитектуры советского периода в целом и эпохи 60-80-х в частности. В людях воспитывали уважение к стилям барокко и классицизма. И, видимо, поэтому только к «сталинской» архитектуре такое лояльное отношение. Последние годы защитники архитектуры стараются обращать внимание общественности на сохранение построек периода конструктивизма, их ценности для истории мировой архитектуры. Но это не всегда приводит к желаемым результатам. Достаточно посмотреть на то, что происходит со знаковыми для города постройками – Мясокомбинатом им. С.М. Кирова (камня на камне не осталось) или Дворцом Культуры им. С.М. Кирова архитектора Н.А. Троцкого...

Что до советского модернизма, тут дело ещё хуже. В какой-то степени это связано с относительно небольшим временным лагом от момента возведения: у общественности ещё не возникло осмысления предмета достояния.

Сейчас положение дел таково, что общество не понимает, для чего оно должно защищать советское «уродство». Причём, не понимают ни жители города, ни девелоперы, ни чиновники. А иногда и архитекторы. И пока профессиональное сообщество, в том числе в лице профильных союзов, не начнёт активно действовать на различных уровнях, объясняя горожанам важность и необходимость сохранения культурного достояния различных эпох истории нашей страны, угроза очередной утраты необратима.

А делать это совершенно необходимо! Поскольку, лишая город его знаковых исторических объектов, технических и инженерных достижений предшествующих поколений, безответственные люди не только превращают его в безликий набор времянок, но и стирают громадный культурный слой, который делает наш Петербург уникальным и неповторимым. Не хочу показаться пафосным, но это, друзья мои, уже прямиком приводит к более серьёзным последствиям – вымыванию настоящего патриотизма и потере ценностных ориентиров в молодом поколении!

IMG_8312_m.jpg

Владимир Корольков – член секции «Графический дизайн» Санкт-Петербургского Союза дизайнеров. Обозреватель сайта designspb.ru.

В качестве эпитафии можно вспомнить, что комплекс с его 160-метровым пролётом, перекрытым 6-миллиметровой стальной мембраной, был включён французами в список величайших достижений XX века уже через 8 лет после постройки, в 1988 году, к столетию возведения Эйфелевой башни. Когда-то, в архитектурном студенчестве в Академии художеств, нам его демонстрировали именно в качестве образца нетривиальной и умной идеи.

Не надо быть инженером, чтобы понимать, что воздушный шар не сдувают иголкой. Если хотят его сохранить, конечно. Редчайшее инженерное решение с натянутым металлическим «тентом» (даже если простодушно предположить заботливую реконструкцию комплекса) нуждалось в самом глубоком изучении, в самом осторожном прогнозировании, самом разностороннем экспертном подтверждении принципов демонтажа. Правило «Семь раз отмерь» здесь было бы самым необходимым. Но только не в нашем случае. Ничего подобного даже быть не могло, настолько бездарно и стремительно было поставлено дело. Однако... Вполне возможно, что трагедия была плановой. Это моё частное мнение. Перерезание подвесов такого колосса, как двухтысячетонная оболочка, предсказуемо высвобождало гигантскую отдачу, сравнимую с направленным взрывом. Возможно, что это «ах, как неудобно получилось» было запланировано как скорейшее решение «проблемы». А проблемой было то, что комплекс и его сквер занимают «золотое» место площадью почти в 25 гектаров.

Ничего похожего на именно городское обсуждение судьбы исключительного сооружения не было. Потому и обоснования возможного сноса выглядели, мягко говоря, неубедительно. Ничего кроме жестокой алчности в этих решениях, на мой взгляд, не было. Ничего, кроме разрушительной (в буквальном смысле), слепой и бездарной жадности. Никакого представления о ценностях, не выражаемых денежными знаками. Знаний об истории города и страны, о культуре пространства, о преемственности достижений и нынешних решений, у тех, кто «рулит» и зарабатывает в Санкт-Петербурге, нет. Даже простой очевидной грамоты там нет и в помине. Но безответственного хищничества хоть отбавляй.

Однако надо также понимать, что не один лишь безальтернативный «концессионер» виновен в катастрофе. Вся предварительная цепочка решений и действий, которая привела к обрушению уникального архитектурного сооружения, содержит в себе массу интересантов. Все «верхи» в этом замешаны. Все эти «управленцы», произнося правильные и пафосные речи о памяти, мало озабочены реальными нуждами города.

А город – это не набор бетонных денежных мешков. Это организм сложнейших взаимосвязей: от организационных до эстетических. Но знают это немногие. Те, кто действительно думает о градостроительстве.

Вадим Спиридонов – член Союза архитекторов Санкт-Петербурга, член Экспертного совета Градсовета Санкт-Петербурга, руководитель ООО «АМ-ТРИ».

Я бы эту проблему разделил на две составляющие. Первое – это бескультурье. СКК – яркое выражение архитектурных тенденций советской эпохи, нравится нам это или нет (Госпремия СССР, 1979 г.). СКК – уникальное сооружение, созданное нашими соотечественниками, гордость России и одно из знаковых инженерных достижений XX века. Необходимо было бы охранять этот объект, реконструировать, развивать его спортивную и концертную функцию. То есть «сносить нельзя, сохранять!» Но проще, выгоднее – сносить. Второе – это абсолютный непрофессионализм и подрядчиков и, в первую очередь, власти. Принято решение сносить? Кем? Где общедоступная информация о состоянии несущих конструкций и их обсуждение? Где выверенный и согласованный проект демонтажа уникального сооружения? Кто давал разрешение на начало демонтажа и на основании чего? В результате погиб человек. Одумайтесь!

Даниил Веретенников – архитектор-градостроитель, бюро MLA+.

С разрушением СКК мы внезапно осознали, что потеряли, возможно, одно из лучших зданий, которые вообще когда-либо были построены в Петербурге. Но это ещё не самое страшное. Страшно то, что ключевые решения о городском развитии до сих пор принимаются в феодальной логике, в которой город – персональное пространство короля. Циничный снос СКК накануне старта процесса присуждения ему охранного статуса, тайный конкурс на застройку бесценного археологического комплекса на Охтинском мысу, кулуарное решение застраивать Тучков буян судебным кварталом и последующее – такое же кулуарное – решение осчастливить горожан предвыборной подачкой в виде отмены этого строительства и обещания нового парка – всё это шестерёнки одной машины, которая проектирует и строит будущее города. И этой машине нет дела до мнения независимых профессиональных экспертов и простых горожан. Вчера снесли СКК, завтра потеряем ставший иконой ленинградского модернизма аэровокзал Пулково [ред. – архитектурная группа Ж. Вержбицкого и А. Жука], следом лишимся «петербургской Трои» Охтинского мыса, вместо которой вот-вот появится строительный котлован газпромовского бизнес-центра. Увы, до сих пор при решении таких вопросов, затрагивающих бесспорные общегородские и даже общенациональные ценности, никто даже не пытается имитировать публичность и прозрачность.

Федор Опарин, главный архитектор Группы ЦДС.

Мое личное мнение как архитектора состоит в том, что, чисто по-человечески, снос СКК – это варварство, сопоставимое со взрывом талибами статуй Будды в Афганистане и уничтожением древнего города Пальмира в Сирии. И то, и другое – культурные и исторические ценности. Просто одни ценности имеют официальный статус национального достояния, а другие – нет, но от этого они не становятся менее важными для общества. В сносе СКК прослеживается чисто экономическая логика. Кто-то должен эксплуатировать такие сооружения, содержать их. Город тратил на это бюджетные деньги. А теперь эти затраты лягут на инвестора. Но на любой памятник нужно тратить средства. Снос – это не панацея. О технической стороне вопроса, не зная деталей, мне говорить трудно. Но со стороны снос выглядел непроработанным и поспешным.

IMG_8388_m.jpg

Александр Семёнов – кандидат искусствоведения, преподаватель СПГХПА им. А.Л. Штиглица и института Культуры (СПбГИК).

Через некоторое время после сноса (ой, пардон, неудачного демонтажа крыши) пошли новости от разных СМИ. И все как один ставили на первое место смерть рабочего. Будто это главное в произошедшем. Сейчас на меня посыплются упрёки типа «самое важное – жизнь, а архитектура – дело десятое». И я соглашусь с тем, что архитектура в сложившейся ситуации далеко не основная ценность. Но, друзья-товарищи, не кажется ли вам, что мы смещаем акцент с главного, ставя на первое место очередную жертву системы? Что произошло с СКК? Для меня очевидно – его снесли специально. И основное здесь – произвол околовластных людей. Им не надо осознавать ценность модернизма и прочего. Главная их ценность – деньги. И они хоть Зимний снесут, если от него прибыли не будет. Никакой другой проблемы тут не было и нет. А тем временем, казалось бы, либеральные СМИ формируют общественное мнение: если бы снесли вовремя, не умер бы человек. Серьёзно? «Фонтанка» для чего вела нам столь эффектную прямую трансляцию с места событий? Чтобы показать, как оно само всё развалилось? После этого к издательству у меня появилось ещё больше вопросов. Помимо всего, интересны и совпадения: горящий Лениздат и дом на Большой Пушкарской. При этом с упорством, достойным лучшего применения, базовые вопросы заметаются под ковер: легитимность решений и вообще персон, принимающих эти решения, конкретные фамилии интересантов, закон ФЗ-73 (ст. 18, п.12) о «сорокалетии» [ред. – «В реестр могут быть включены выявленные объекты культурного наследия, со времени возникновения или с даты создания которых либо с даты исторических событий, с которыми такие объекты связаны, прошло не менее сорока лет»] и факт спешного разрушения. Как правильно сказали на митинге [ред. – 2 февраля 2020 г.], «проржавевшая» мембрана упала целиком и не развалилась. Проржавела у нас не мембрана, а власть. Но надеюсь, что общество окончательно не покрылась коррозией.

Илья Спиридонов – архитектор, архитектурное бюро «ХВОЯ».

В 2001 году в Бамиане по указу Мохаммеда Омара были разрушены объекты мирового культурного наследия – статуи Будды. Группа людей, ведомая своим пониманием добра и зла, лишила мировое сообщество удивительного памятника монументального искусства. Идеология, в которой отсутствует такое понятие, как мировое культурное наследие, стала обоснованием этого акта. Для этой идеологии не существовала ни культура, создавшая эти памятники, ни мировая культура, неотъемлемой частью которой эти статуи являлись. В 2020 году в Санкт-Петербурге повторилась, причём не в первый раз, схожая история. Идеология, ставшая причиной уничтожения СКК, по сути остается такой же маргинальной позицией, в которой имеют вес только локальные интересы группы людей, в мировоззрении которых нет понятия ни мирового, ни национального культурного наследия, да и само понятие культуры, кажется, отсутствует. Это невосполнимая утрата уникального памятника архитектуры.

Георгий Снежкин – архитектор, архитектурное бюро «ХВОЯ».

Нам нравился СКК. На наш взгляд, это был хороший дом и выдающееся инженерное сооружение. Мы искренне не понимаем, почему для строительства новой арены в Санкт-Петербурге нужно обязательно разрушить уникальную конструкцию. Почему люди, принявшие решение о реконструкции и сносе, не понимают и не принимают ценности СКК, и почему эти люди вообще уполномочены принимать такие решения. Мы уверены, что возможность сохранения, ремонта и приспособления здания СКК существовала, а если его снос для строительства новой ледовой арены действительно был насущной необходимостью, мы не понимаем, почему было не снести Ледовый дворец, например. И нет никаких оснований надеяться, что новая арена на месте СКК будет хоть в какой-то мере сопоставима с утраченной – печальные примеры замены «старых» сооружений «новыми» говорят об обратном. Мы считаем разрушение СКК невосполнимой утратой для нашего города.
TROFOTO_2491.jpg Спортивно-концертный комплекса (СКК) «Петербургский». Фото: © Александр Трофимов. 2007 г.

Вместо заключения.

Подробности о сооружении, звучащие уже как память о нём, остаются уникальными. Архитекторы комплекса Н.В. Баранов, И.М. Чайко, Ф.Н. Яковлев и Н.А. Владиславьева, инженеры Ю.А. Елисеев, О.А. Курбатов и А.П. Морозов. Блестящее инженерное решение сочетало в себе два вида колоссальных нагрузок: на сжатие и на растяжение. Бетонное кольцо держало растянутый металлический «плат». Распределение нагрузок «расчалками» на вертикальные устои было по-парным для каждой 40-метровой колонны. Весь конструктив изящен до кажущегося примитива, но таит в себе необыкновенную работу создателей, совместивших в этой феноменальной кровле красоту конструкции и функции. Что же до износа, то есть большие и обоснованные сомнения в проведённой экспертизе: ведь в советское время закладывали такие запасы прочности, которые сейчас уже были бы и не нужны (хоть снеговые нормативы и стали жёстче). Даже сейсмика – и это для Ленинграда – учитывалась. Не говоря уж о штормовых ветрах, создающих эффект «подсоса» для такой вогнутой поверхности.

Суммируя сказанное, с болью констатируем потерю уникального сооружения при полной потере управляемости в проектах, столь значимых для города. Не говоря уже о том, что предлагаемый новый объём вообще меньше утраченного, а подобную натяжную конструкцию никто из псевдо-новаторов не способен не то чтобы осуществить, но даже задумать: в новом проекте арены применены схемы «ангарных» перекрытий из ферм. Не бином Ньютона.

Жгучие вопросы, требующие ответа уже не ради справедливости, а ради здравого существования и планирования Санкт-Петербурга, обращены ко многим инстанциям.

Смольный, вы и вправду являетесь правительством города?
Господин губернатор, Вы в самом деле способны управлять делами в таком городе, как Санкт-Петербург?
Представители Заксобрания, вы и впрямь являетесь проводниками закона?
Комитет по охране памятников, способны ли вы защищать и сохранять город?

Те же вопросы обращены ко всем, порой невидимым, звеньям цепи безответственных «решений».

line_900_black.jpg
В качестве дополнительного материала предлагаем вам ссылку на мнение Иосифа Раша – инженера-реставратора высшей категории, главного инженера ООО «ПКФ Стройреконструкция», к.т.н. «Здание СКК – блестящее инженерное решение». Архитектурная и историческая ценность СКК «Петербургский» в видео-интервью.

Фото: © Владимир Корольков. 2020