Драйв-дизайн

Накануне Международного дня итальянского дизайна – а страна с таким послужным списком достижений в этой сфере имеет право на именной праздник – в Художественно-промышленной академии имени А.Л. Штиглица (в просторечии «Муха») под патронажем Генерального консульства Италии в Петербурге прошла встреча с Джованни Антоначчи (Giovanni Antonacci), «ответственным дизайнером» Ducati, как он сам себя назвал. Начало весны отмечено таким вдохновляющим образцом увлечённости.


Ducati_Mix_01.jpg


Логично и естественно прозвучали вступительные слова от лица итальянского консульства о том, что «формы искусства входят в контекст мультидисциплинарного пространства», а «дизайн предметов ежедневного обихода облекается во всё более изысканные формы». При том, что «не всё, что называется дизайном, является таковым». Отсюда и профессиональные премии, которые отмечают исключительные явления в дизайне. Чтобы отделить зёрна от плевел. Скажем, Compasso d'Oro («Золотой циркуль») – премия, предложенная Джо Понти (Gio Ponti) уже 65 лет тому назад и присуждаемая Ассоциацией промышленных дизайнеров Италии (Associazione per il Disegno Industriale, ADI), – первая подобная награда в Европе и по-прежнему остающаяся едва ль не самой престижной в своей сфере. Именно этой премией отмечена марка Ducati, вокруг которой и строился разговор. Разумеется, слушателям напомнили имена дизайнеров, работы которых (правда, в автомобильном секторе), отмеченные профессиональными наградами, стали в своё время иконными. Например, Фламинио Бертоне (Flaminio Bertoni) и его Citroën, Марчелло Гандини (Marcello Gandini) и его Lamborghini, Альдо Провароне (Aldo Provarone) и его Ferrari с Alfa Romeo, Джованни Баттиста «Пинин» Фарина (Giovanni Battista Pininfarina) и его не только итальянские автомобили, Бруно Сакко (Bruno Sacco) и его Mersedes, Джорджетто Джуджаро (Giorgetto Giugiaro) и его бесчисленные работы.


Ducati_Mix_06.jpg


А Джованни Антоначчи с видимым удовольствием рассказал, из каких этапов состояла последовательная работа над конкретной моделью. Буквально о том, «как создать мотоцикл с белого листа», не забыв упомянуть, что работа над ним стала возможной в результате внутреннего конкурса, в котором участвовало трое дизайнеров. И в этом проявлен принцип здорового соревнования в компании. Следствие – свежайшая модель Diavel 1260, – чертовски привлекательное нечто, плотно собранное из стали, магния, алюминия и карбона в новый инструмент движения и удовольствия. Сам себя синьор Антоначчи назвал самокритичным перфекционистом: если что-то из решений не нравится, это отправляется в мусорную корзину.

Прототипирование проходит разные стадии, когда из бесчисленных эскизов возникает реальная трёхмерная модель (фаза Clay Model, которая позволяет "потрогать эскиз"). Но и во время двухмесячного объёмного моделирования продолжается въедливая работа над детализацией. Затем модель объёмным сканером переводится в цифровую форму. Итак, концепт опирается на вдохновение, скетчи переходят в 2-D-рендеринг (а это несколько месяцев работы), чтобы после воплощаться в объёмах. Кстати, такой знакомый студентам приём, как принцип "отойти от мольберта", здесь выражается тем, что команда разработчиков поначалу воспринимает реализованную в масштабе 1:1 модель с расстояния в несколько шагов. Чтобы увидеть главное. Последующее виртуальное создание "кожи" воплощается с невероятной прецизионной точностью. Затем создаётся палитра материалов и цветов с финишной отделкой элементов (Color&Trim). Чтобы был понятен уровень погружения, достаточно сказать, что от идеи на листе бумаги до финальной модели проходит... 3 года. И это при неотрывном сотрудничестве с корпусом инженеров.


Ducati_Mix_07.jpg


«Дизайн – это не рисование картинок, а концепция». В случае с обсуждаемой моделью работа строилась на неожиданном сравнении трёх типов мотоциклов: стремительного Superbike, сильного «горожанина» Sport Naked и вальяжного Cruiser. Вычленение и микширование их "родовых черт", главных отличительных особенностей натуры привели к симбиозу, в котором могучая стать и открытая агрегатура не противоречат комфорту. Объединялись, по словам автора концепции, не только линии, но и качества. Как говорит синьор Антоначчи: «Стиль представительности и утончённости – это база развития Ducati».

Он перечисляет, в каких мирах хотел бы видеть своё детище. И это, между прочим, хороший приём для позиционирования нестандартного продукта. Скажем, если это кино, то непременно «Бэтмэн» или «Железный человек», если автомобиль, то агрессивный американский спорткар, если сон, то... солёное озеро. Полагаю, что имелся в виду Бонневилль, где проложены высокоскоростные трассы, которые позволяют гонять на совершенно невообразимых для «экипажей» скоростях. Видимо, именно поэтому мотоцикл Diavel так напоминает роботизированные доспехи из «вселенной MARVEL».

Одним из важнейших навыков дизайнера он называет рисование от руки, поскольку это означает прямой путь соединения мысли и бумаги. Хоть и это не является определяющим. А вот что действительно базово важно, так это знание техники, т.е. совмещение творческой страсти и безусловной грамоты в сфере этих специфических интересов (сам-то он заядлый мотоциклист). 6 лет работы конкретно в Ducati и 16 лет опыта вообще в этом секторе промдизайна делают Джованни Антоначчи долгожданным собеседником. Аудитория с интересом ждала рассказа, и была, думаю, не разочарована. Об этом свидетельствуют вопросы от слушателей Академии.

Вопрос: В мире происходит вытеснение бензиновых технологий электрическими? Двигаетесь ли вы в эту сторону?
Ответ: Наверняка это наше будущее. Об этом следует думать.

Вопрос: Сколько дизайнеров работало над концепцией и моделями?
Ответ: После соревнования концепций от трёх авторов над проектом работало шестеро.

Вопрос: Какова зона ответственности дизайнера?
Ответ: В Ducati дизайнер участвует во всех процессах вплоть до момента начала самого производства.

Вопрос: Как Вы стали дизайнером мотоциклов?
Ответ: Много учился. Много рисовал. В том числе по ночам (смеётся). Потом в дизайн-школе в Модене.

Вопрос: Есть ли стажировки в Ducati? (зал понимающе смеётся)
Ответ: Ежегодно это около 20 молодых специалистов. (Как туда попасть?) Присылайте резюме.

Вопрос: Назовите три главных качества для дизайнера.
Ответ: Важно, как вы передаёте информацию в своей работе. Способность к профессиональной коммуникации. Также «взгляд вперёд», т.е. предвидение тенденций. И, наконец, соединение таланта как творческого начала с умением провИдения, т.е. аналитической свободы.

Вопрос: Бывают ли у Вас творческие кризисы?
Ответ: Такое может случиться. Творчество – это же не автомат, куда достаточно бросить жетон.


Ducati_Mix_09.jpg


Собственно, эта встреча с дизайнером для осязаемого иллюстрирования отсылает интересантов к выставка в музее современного искусства «Эрарта», которая продолжает тему итальянского промышленного дизайна, начатую блистательной выборкой Lamborghini. «Стиль Ducati» – так называется показ привезённой коллекции. И там, в пространстве этой экспозиции, заводятся не только «мальчики» – «девочки» получают ничуть не меньшее удовольствие. И это вновь образцы техники, которая будто стоит в вызывающе нарциссической позе у зеркала. Чистый, дистиллированный гедонизм. Все эти прекрасные чудовища и сами собой являют провоцирующий фон для невольных селфи.

Как некие кентавры из выверенной инженерии, опережающих время технологий, безупречного исполнения и коварного в своей жалящей красоте дизайна они магнитят взгляд и заставляют думать о возможном родстве столь разных организмов: хрупкого человеческого и бестрашно могучего инструментального. Как говорит аннотация к экспозиции, «Каждый новый мотоцикл Ducati – это результат сложного рукотворного процесса, подобного тем, что можно наблюдать в мастерских художников». А я бы ещё сравнил это с механическими часами (собственно Джованни Антоначчи подтвердил это той же аналогией со своей стороны). С теми запредельно точными хронометрами, где тончайшие нюансы слаженности и взаимоподчинения становятся какой-то иной природой явления. «Слишком» прецизионной для того, чтобы представить себе, как это вообще может быть воплощено. Только глядя вблизи на эти чудеса мастеровитости самых разных специалистов, чей труд вплавлен в эти формы, рассматривая детали сочленений и выделку поверхностей, начинаешь осознавать такие буквальные здесь понятия, как умная инженерия, развитая промышленность, перспективное материаловедение и... энергичное, страстное, «заводное» и провокационное дизайн-воплощение.

Текст и фото: © Владимир Корольков. 2019