Семинар Василия Бертельса

В середине января в Санкт-Петербургском Союзе дизайнеров состоится семинар Василия Бертельса "НЕРЕГУЛЯРНЫЕ МОДУЛЬНЫЕ СЕТКИ. ПОСТРОЕНИЕ

И ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ".

Семинар для студентов старших курсов и выпускников кафедр графического дизайна, практикующих дизайнеров - графиков.

 

Для участия в семинаре необходимы практические навыки работы в программе Adobe InDesign( на занятия приходить со своим ноутбуком)!

БАЗОВЫЁ ОСНОВЫ ГРАФИЧЕСКОГО ДИЗАЙНА

1. Теоретические занятия.

Тема 1. Визуальное восприятие.

Вербальное и визуальное восприятие: основные отличия. Визуальные искусства как самостоятельный язык. Антитеза: «поэзия» – «живопись». Визуальное мышление. Правое и левое в «западной» и «восточной» традиции. Иррадиационные зоны в двумерном пространстве.

Пространство

Прозрачное и непрозрачное. Оверлэппинг как простейший способ изображения пространства на плоскости, тон. Достраивание невидимой части изображения на основе предшествующего визуального опыта. Элементарные приемы передачи объема на плоскости. Фигура и фон. Оптические иллюзии.

Перспектива; „математическое” и „перцептивное” пространство, обратная перспектива как наиболее адекватное двухмерное отображение неглубокого (0,5-3,5 м) трехмерного пространства.

Цвет.

Цвет как фактор, влияющий на «вес» и пространственное положение графического элемента; психологическое и эстетическое воздействие цвета. Хроматический круг Ньютона, «холодные» и «теплые» цвета, взаимодополнительный контраст. Цветовые модели CMYK, RGB.

Основы композиции.

Точка и отрезок на плоскости.  Передача пространства на плоскости без построения перспективы.–       3 часа.

Тема 2. Типографика

Буква как графический объект с самостоятельной эстетической ценностью. Форма и контрформа; их значение в типографике.

Слово как совокупность графических объектов. Форма и содержание. Смысл слова как фактор, влияющий на графику шрифта.

Строка текста как изобразительный элемент; „рисование” строками.

Текстовой блок как графический объект.

Соответствие гарнитуры шрифта и графических особенностей наборной строки „кирилицы” и „латиницы”. „Нейтральные” и „интернациональные” шрифты.

Взаимосвязь между шрифтом и изображением; принцип подобия и принцип контраста. Заголовочный комплекс и иллюстрация; цвето-тональные характеристики и композиция изображения как фактор возможного влияния на  цвет, тон, графику и композицию шрифта.     3 часа.

Тема 3. Пропорционирование.

Закономерности визуального восприятия.

Дискретность зрительного процесса, микрокартины и зоны восстановления, элементарные эстетические переживания, предпочтительные и менее предпочтительные ритмы и пропорции, “золотое сечение” как наиболее комфортный для глаз ритм и пропорция, числовой ряд Фибоначчи (аддитивный ритм).

Одиннадцать деревянных панелей Хесира - главного архитектора фараона Джосера как свидетельство практического применения древними египтянами пропорционирования на основе “золотого сечения”, его производных и функций квадратных корней, динамический  ряд прямоугольников Джея Хэмбиджа.

“Священный” треугольник (3:4:5 (Изида, Озирис, Гор)) или “треугольник Пифагора”, египетский и ассирийский каноны, комплекс в Гизе и пирамида Хеопса; основные пропорции; “золотое сечение” и его производные как эстетическая основа древнеегипетского канона.

Принцип пропорции (принцип равного изменения и геометрического подобия) как отображение и повторение всеобщего принципа природы - принцип познания и творчества; “А-ромб” - элементарная единица пространства подобий как основа формообразования в природе. “Шри-Янтра, пропорциональный циркуль из музея Терм в Риме; пропорции Парфенона и Эрехтейона как воплощение в архитектуре пропорционального строения соответственно мужской и женской фигуры.

Proporcia Divina и Леонардо де Винчи.

“Святая Троица” Андрея Рублева и Свято-Троицкий собор Троице-Сергиевой лавры, церковь Вознесения

в Коломенском как свидетельства пропорционирования на основе "золотого сечения" и производных величин в Древней Руси; прорись как основа иконописного канона.

Мера как качественная характеристика - Исаак Сириянин.

“Золотое сечение” и его производные как основополагающий фактор гармонизации визуального восприятия печатного издания и создания упорядоченной антропоморфной иконосферы - важнейшей составляющей энерго-информационного обмена.

Тема 4. Полоса набора.

Основные закономерности визуального восприятия чистого белого листа бумаги. Пропорции. «Оптимальные узлы» (или «узлы отдыха глаз»); иррадиационные поля. Простейшие оптические иллюзии, их значение при визуальном восприятии шрифта и печатной полосы.

Методы построения полосы набора

Построение полосы набора. «Гармонический делительный канон Виллара де Оннекура». Метод построения полосы набора «по Яну Чихольду»: «деление высоты и ширины страницы на 12 частей». Метод построения полосы набора Душана Шульца

Модульное проектирование печатных изданий

Модульная структура как древнейший и простейший метод создания упорядоченных систем.

Модуль как основа построения классической антиквы.

Простейший модульные сетки в рукописной и первопечатной книге.

Модульные сетки в современных печатных изданиях: реклама, газета, журнал, книга.

Основные принципы построения модульных сеток.  3 часа.

Тема 5. Верстка и дизайн периодических печатных СМИ

Основные технологические этапы выпуска печатного издания в редакции и типографии. Обзор современного программного обеспечения верстки и дизайна периодических СМИ. Основы макетирования газеты и журнала: сходство и различия.       1 час.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

  1. Построение полосы набора по канону Виллара де Оннекура. Построение модульной сетки в полученной полосе набора.

    Построение полосы набора по методу Душана Шульца.

    Построение модульной сетки в полученной полосе набора. 3 часа.

  2. Разработка принципиального макета рекламного проспекта на основе нерегулярной модульной сетки. Цвет. Формат произвольный  12 часов.

Стоимость участия - 400 р.

Ведется предварительная запись по номеру 314-56-45 Мария