Семинары Василия Бертельса

27 -го сентября в 19. 30 в Санкт-Петербургском Союзе дизайнеров состоится презентация семинаров Василия Бертельса: 1. "МОДУЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПЕЧАТНЫХ ИЗДАНИЙ. Базовый курс" , 2. "НЕРЕГУЛЯРНЫЕ МОДУЛЬНЫЕ СЕТКИ. ПОСТРОЕНИЕ И ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ" Семинар для студентов старших курсов и выпускников кафедр графического дизайна, практикующих дизайнеров - графиков. Для участия в семинаре необходимы практические навыки работы в программе Adobe InDesign( на занятия приходить со своим ноутбуком)!

БАЗОВЫЕ ОСНОВЫ ГРАФИЧЕСКОГО ДИЗАЙНА

1. Теоретические занятия.Тема 1. Визуальное восприятие.

Вербальное и визуальное восприятие: основные отличия. Визуальные искусства как самостоятельный язык. Антитеза: «поэзия» – «живопись». Визуальное мышление. Правое и левое в «западной» и «восточной» традиции. Иррадиационные зоны в двумерном пространстве.

Пространство Прозрачное и непрозрачное. Оверлэппинг как простейший способ изображения пространства на плоскости, тон. Достраивание невидимой части изображения на основе предшествующего визуального опыта. Элементарные приемы передачи объема на плоскости. Фигура и фон. Оптические иллюзии. Перспектива; „математическое” и „перцептивное” пространство, обратная перспектива как наиболее адекватное двухмерное отображение неглубокого (0,5-3,5 м) трехмерного пространства.

Цвет. Цвет как фактор, влияющий на «вес» и пространственное положение графического элемента; психологическое и эстетическое воздействие цвета. Хроматический круг Ньютона, «холодные» и «теплые» цвета, взаимодополнительный контраст. Цветовые модели CMYK, RGB.

Основы композиции. Точка и отрезок на плоскости.  Передача пространства на плоскости без построения перспективы.–       3 часа.

Тема 2. Типографика

Буква как графический объект с самостоятельной эстетической ценностью. Форма и контрформа; их значение в типографике. Слово как совокупность графических объектов. Форма и содержание. Смысл слова как фактор, влияющий на графику шрифта.

Строка текста как изобразительный элемент; „рисование” строками. Текстовой блок как графический объект. Соответствие гарнитуры шрифта и графических особенностей наборной строки „кирилицы” и „латиницы”. „Нейтральные” и „интернациональные” шрифты. Взаимосвязь между шрифтом и изображением; принцип подобия и принцип контраста. Заголовочный комплекс и иллюстрация; цвето-тональные характеристики и композиция изображения как фактор возможного влияния на  цвет, тон, графику и композицию шрифта.     3 часа.

Тема 3. Пропорционирование. Закономерности визуального восприятия.Дискретность зрительного процесса, микрокартины и зоны восстановления, элементарные эстетические переживания, предпочтительные и менее предпочтительные ритмы и пропорции, “золотое сечение” как наиболее комфортный для глаз ритм и пропорция, числовой ряд Фибоначчи (аддитивный ритм).Одиннадцать деревянных панелей Хесира - главного архитектора фараона Джосера как свидетельство практического применения древними египтянами пропорционирования на основе “золотого сечения”, его производных и функций квадратных корней, динамический  ряд прямоугольников Джея Хэмбиджа. “Священный” треугольник (3:4:5 (Изида, Озирис, Гор)) или “треугольник Пифагора”, египетский и ассирийский каноны, комплекс в Гизе и пирамида Хеопса; основные пропорции; “золотое сечение” и его производные как эстетическая основа древнеегипетского канона.

Принцип пропорции (принцип равного изменения и геометрического подобия) как отображение и повторение всеобщего принципа природы - принцип познания и творчества; “А-ромб” - элементарная единица пространства подобий как основа формообразования в природе. “Шри-Янтра, пропорциональный циркуль из музея Терм в Риме; пропорции Парфенона и Эрехтейона как воплощение в архитектуре пропорционального строения соответственно мужской и женской фигуры.Proporcia Divina и Леонардо де Винчи.“Святая Троица” Андрея Рублева и Свято-Троицкий собор Троице-Сергиевой лавры, церковь Вознесения в Коломенском как свидетельства пропорционирования на основе "золотого сечения" и производных величин в Древней Руси; прорись как основа иконописного канона. Мера как качественная характеристика - Исаак Сириянин.“Золотое сечение” и его производные как основополагающий фактор гармонизации визуального восприятия печатного издания и создания упорядоченной антропоморфной иконосферы - важнейшей составляющей энерго-информационного обмена.

Тема 4. Полоса набора. Основные закономерности визуального восприятия чистого белого листа бумаги. Пропорции. «Оптимальные узлы» (или «узлы отдыха глаз»); иррадиационные поля. Простейшие оптические иллюзии, их значение при визуальном восприятии шрифта и печатной полосы.

Методы построения полосы набора Построение полосы набора. «Гармонический делительный канон Виллара де Оннекура». Метод построения полосы набора «по Яну Чихольду»: «деление высоты и ширины страницы на 12 частей». Метод построения полосы набора Душана Шульца

Модульное проектирование печатных изданий

Модульная структура как древнейший и простейший метод создания упорядоченных систем. Модуль как основа построения классической антиквы. Простейший модульные сетки в рукописной и первопечатной книге. Модульные сетки в современных печатных изданиях: реклама, газета, журнал, книга. Основные принципы построения модульных сеток.  3 часа.

Тема 5. Верстка и дизайн периодических печатных СМИ Основные технологические этапы выпуска печатного издания в редакции и типографии. Обзор современного программного обеспечения верстки и дизайна периодических СМИ. Основы макетирования газеты и журнала: сходство и различия.       1 час.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ Построение полосы набора по канону Виллара де Оннекура. Построение модульной сетки в полученной полосе набора.Построение полосы набора по методу Душана Шульца. Построение модульной сетки в полученной полосе набора. (3 часа). Разработка принципиального макета рекламного проспекта на основе нерегулярной модульной сетки. Цвет. Формат произвольный  (12 часов).

Ведется предварительная запись по номеру 314-56-45. Начало занятий ориентировочно в начале октября. Каждый семинар рассчитан на 24 часа по 2 часа  один раз в неделю.