«Слова и слава»



Представляем рассказ Владимира Королькова, члена Санкт-Петербургского Союза дизайнеров приема «Весна-2017», о своем проекте, посвященному Дню Победы.

Хочу поделиться небольшим осуществленным проектом. Я установил его сейчас с помощью коллег у Манежа, что на Исаакиевской. Очень простая тема в очень простой форме.

Письма с фронта. Как отзвук ушедшего, как немая иллюстрация. И письма эти взяты из старого портфеля моего коллеги, петербургского фотографа Александра Гронского.

TROFOTO_4761_03052017.jpg

Проект приурочен к 9 мая и называется просто – «Слова и слава».

Как я говорю в преамбуле к проекту, «Им было совсем не до славы. Мужество непростого выбора помогало им преодолеть и страх, и отчаяние, и усталость. Забота о далёких близких дарила надежду и силы».

Vladimir-Korolkov_Installation_1.jpg

Первая версия этой инсталляции появилась к 65-летию Дня Победы, семь лет тому назад. Она стояла тогда на Елагином острове. В этом году она воспроизведена в новых очертаниях и на новом месте, но с тем же наполнением. Это мой частный авторский проект, негромкий, сдержанный, избегающий парадной мишуры. Но для меня он дорог своей простой точностью. Что немаловажно, проект в обоих случаях осуществлён на частные пожертвования, и это по-своему замечательно.

Проект визуализирует невидимые страницы Великой Отечественной.

TROFOTO_4778_03052017.jpg

Он и формально-то – на прозрачных пластиковых листах – выступает почти как мираж, как проявляющиеся во времени тихие слова, выплывающие из небытия. По сути, этот проект посвящён не столько буквальному солдатскому подвигу, рядовому подвигу (и от слова «обыкновенный» и от слова «пехотинец»), сколько… любви. Потому что очень личная нота любви, пронизывающая эти письма с фронта, так отчетливо обозначает смысл отстаивания Родины (что с большой, что с малой буквы). Эта нить, проступающая сквозь строки, неразрывно связывает того, кто на фронте, с теми, к кому всегда тянется его душа. Трехгранные пирамиды, собранные из бруса, отсылают к образам противотанковых «ежей», несколько прямолинейно, но всё же не буквально. Но то, что полощется между ними на питерском ветру – собственно, фрагменты писем, – мерцает зыбким следом, призрачным слоем, ускользающим, слабым и эфемерным, но при этом и… непобедимой преградой. Удивительной силой ограждающей от захватчиков и семью, и страну.

TROFOTO_4773_03052017.jpg

В первой версии проекта – тогда, у Масляного луга – эти прозрачные тексты образовывали подобие коридора, в котором, накладываясь друг на друга, строки множились и уплотнялись, сливаясь в петлистую вязь живых слов. Слов, летящих от простого солдата к своей жене и сыну.

Теперь они составляют пунктирную линию цитат, вытянутую вдоль пешеходной дорожки бульвара по улице Якубовича. Выставочный зал Манеж, также помогший в осуществлении проекта, воспринял эту идею и как свое участие в неформальной экспозиции, вышедшей в город, к случайному прохожему. Казалось бы, тут нет какой-то специфической работы графического дизайнера. Максимальное отстранение оформителя должно было оставить письмам их собственный голос. Но мне представляется, что подобные усилия, благодаря которым в ткань города, пусть на время, и в нашу память, хочется надеяться, что надолго, вкрапливаются такие ценные моменты сопричастности, нужны и будут востребованы по самым разным поводам.

Именно обращение «тет-а-тет», без чванливого усердия и официозного фанфаронства. И тут дизайнер становится поводырем, помощником и «овеществителем». Проводником идей, соединяющим зрителя и новые образы.

Надеюсь, эта инсталляция достойно отработает свою роль в качестве поклона всем тем, чьими судьбами оплачена новая жизнь страны. В этом и будет негромкая благодарность теням прошедшего: та самая минута, когда мы остановимся, чтобы прикоснуться к живым свидетельствам тех трудных дней.

Владимир Корольков,
член секции «Графический дизайн» Санкт-Петербургского Союза дизайнеров

Фотографии: © Александр Трофимов