Секреты старых плотников

26 августа 2019 года в выставочном пространстве музея-заповедника «Кижи» состоялось открытие выставки «Секреты старых плотников». О проекте рассказывают Андрей Скрицкий и Анастасия Дубровская.


secrets_of_old_carpenters_01.jpg

В мае 2019 года представители музея-заповедника «Кижи» обратились к нам с предложением о сотрудничестве. Музей-заповедник «Кижи» — один из крупнейших в России музеев под открытым небом. Это уникальный историко-культурный и природный комплекс, являющийся особо ценным объектом культурного наследия народов России. Основа музейного собрания — ансамбль Кижского погоста, входящий в Список всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО.

Для нас это новый этап развития отношений с традиционными музеями. Для музея-заповедника это первый опыт общения дистанционно с дизайнерами из другого города. До этого был долгий и многолетний путь традиционных этнографических экспозиций. Со временем стало понятно, что необходимо встраиваться в контекст нового времени. Для привлечения современного поколения необходимо наполнять выставочную среду интерактивностью, тактильностью, доступностью и необычностью. Следуя этой направленности, сочетая традиционное русское ремесло с технологиями 21-го века, мы получаем новый язык, способный донести до зрителя идеи 19-го века доступным образом. От нас требовалось разработать дизайн-проект выставки «Секреты старых плотников».

secrets_of_old_carpenters_06.jpg

Безусловно, тема интересная и богатая с точки зрения протодизайна (предтечи дизайна) и вызвала у нас, как профессионалов, особый интерес. После посещения острова Кижи и знакомства с экспонатами музея, желание проектировать у нас усилилось, а количество вопросов по теме увеличилось в десятки раз. Новые термины в сочетании с замысловатыми приёмами деревянного зодчества требовали отдельного осмысления. Лемех, причелины, стамики, подзоры, потоки, курицы-кокоры, охлупени-шеломы сплелись с не менее экзотическими названиями «в охряпку», «курдюк», «в лапу», «в охлоп». Теребов Михаил кропотливо объяснял, что есть что и почему так. Со временем тема становилась более понятной и близкой.
  
Перед нами была поставлена непростая задача – разместить в интерьере выставочного зала музея-заповедника «Кижи» экстерьерные образцы деревянного зодчества. Ограниченность пространства требовала вдумчивого дизайнерского решения. Андрей Скриций разработал экспозиционное решение пространства выставки, которое отражает идею бережного сохранения традиций и технологий, понимания реставрационных процессов, а также скрупулёзных научных исследований. Выставочное оборудование ассоциативно отсылает к силуэту строительно-реставрационных лесов. Посетитель попадает в закулисье – сказочный мир загадок и нюансов плотницкого мастерства, как правило, скрытый в момент реставрации объектов.

На 5 дней монтажа выставочное пространство музея превратилось в строительную площадку. Возводились строительные леса по чертежам, сделанным виртуально. Масштабность строительных работ впечатлила всех присутствующих своей проработкой и точностью. Все детали сошлись идеально и без подгонки. В процессе проектирования Андрей выстроил конструкции и проработал их соединения в 3-D среде, что позволило сократить сроки монтажа на объекте и представить запланированные результаты работ без искажений.

secrets_of_old_carpenters_03.jpg

Было интересно наблюдать за тем, как каждый день появлялись новые причудливые конструкции, сплетаясь в лабиринт, словно в компьютерной игре. Сопоставление уличного и интерьерного масштаба – это ход, позволяющий спроектировать необычную среду. Когда мы насыщаем её экспонатами XIX века, в совокупности рождается новое сказочное измерение. Посетители выставки могут увидеть набор плотницких и столярных инструментов, который не менялся на протяжении нескольких столетий вплоть до XX века, узнать секреты долголетия шедевров деревянной архитектуры, познакомиться с работой токарного и точильного станков, с особенностями строения главки северного храма. Также можно заглянуть в мастерскую и освоить приёмы некоторых плотницких и столярных работ или просто прикоснуться к тактильной стене, собранной из старинной осиновой черепицы – лемеха, некогда украшавшего главки кижских церквей.

secrets_of_old_carpenters_04.jpg

Секреты старых мастеров передавались из поколения в поколение и разрабатывались на интуитивном уровне. В связи с этим чувствуется безупречное знание материала, его свойств и технологий работы с ним. Процесс работы начинался с заготовки леса. Правильно выбранный строительный материал обеспечивает долговечность постройки. Для домов и храмов древесину отбирали с особой тщательностью. Основным материалом для строительства на севере России являлась сосна. Брёвна для строительства заготавливались зимой, когда движение сока прекращается, а древесина становится плотной. Зимние месяцы – январь и февраль – считались наилучшими для заготовки леса. Объяснялось это не только графиком полевых работ и лучшими условиями для транспортировки леса, но и тем, что заготовленный зимой лес менее поражался дереворазрушающими грибами. Выбирали деревья, которые росли на высоких песчаных местах. Возраст деревьев на момент рубки составлял 150-300 лет. Для срубов использовались брёвна со средним диаметром 30 см, а их средняя длина составляла 5-8 м. Использовали брёвна и большой длины – до 12 метров. Далее происходила валка деревьев. Она тоже требовала необходимых знаний, ведь рубка леса производилась тяжёлым топором с длинной рукоятью. После валки леса стволы деревьев очищались от сучьев и ветвей и разрубались на 4-5 брёвен на местах валки. Вывозили срубленные деревья к месту строительства лошадьми на специально оборудованных санях. Кору со стволов счищали уже непосредственно на месте строительства. Традиционно брёвна очищались от коры скобелем.

Фотонегатив на стеклянной основе Дом Сергиной в д. Мунозеро Карасозерского с-с Заонежского р. Главный фасад. 1953 - 1974 гг.
Фотонегатив на стеклянной основе. Дом Сергиной в д. Мунозеро Карасозерского с-с Заонежского р. Главный фасад.  1953 - 1974 гг.
На месте строительства брёвна складывали в штабеля, а весной с них снимали кору. Окаривать брёвна плотникам всегда помогали крестьяне-заказчики. Сначала брёвна корили топором, снимая верхнюю часть коры. Для чистовой, после топора, окорки брёвен и снятия заболони применяли струг или скобель (от слова «скоблить»). Этот инструмент представляет собой скобу с прямым или дугообразным лезвием и двумя деревянными рукоятками. Скобелем снимали с брёвен кору на границе луба, не повреждая древесину, и одновременно выравнивали поверхность бревна, сострагивая неровности и небольшие сучки. При окорке бревна топором неизбежно появлялись сколы и засечки, что повышало вероятность биопоражений, а при обработке скобелем поверхность бревна получалась гладкая. Брёвна с неповреждённой, плотной и гладкой поверхностью сохраняются в постройке необыкновенно долго.

secrets_of_old_carpenters_02.jpg 

До середины XIX века деревенские плотники не пользовались пилой, а доски для полов и потолков церквей и домов не пилили из брёвен, а кололи. Угловые соединения построек впечатляют своей разнообразностью, это связано с назначением постройки. На выставке посетитель может приподнять бревно и детально ознакомиться с устройством узла. Для сараев и простейших построек применяли соединение «в охряпку». Данный способ рубки технически прост, но он имеет значительный минус – брёвна недостаточно плотно соединяются между собой. Соединение «в охлоп» используют при рубке домов, амбаров и бань.

secrets_of_old_carpenters_07.jpg

Метод «в лапу» применялся при возведении крылец у домов и церквей, а также многоугольных срубов, таких как восьмерики звонниц или алтарные части храмов.

Угловое соединение брёвен «курдюк» конструктивно гораздо сложнее в сравнении с традиционными чашами. Однако он характеризуется более высокой надёжностью, к тому же обеспечивает дополнительную герметизацию углов, поскольку ветер при прямом продувании не может проникнуть между брёвнами. Чаще всего он использовался при возведении стен дома.

Особый интерес вызвал декор домов. Здесь, как и в дизайне, функция идёт неразрывно с внешним видом изделия. Декоративное убранство крестьянских домов и хозяйственных построек является одним из наиболее ярких проявлений художественного мышления наших предков. Резные причелины, полотенца, наличники придавали дому нарядный, приветливый вид. Однако декоративные детали несли и функциональную нагрузку – защищали строение от неблагоприятных факторов окружающей среды, а конструктивным элементам дома (таким, как конёк, стамики, потоки и др.) в свою очередь придавалась декоративная форма. Такое тесное единение двух начал – функционального и художественного – стало одним из важнейших качеств народного деревянного зодчества. Степень украшения избы резьбой зависела от материальных возможностей хозяина. Если заказчик не был стеснён в расходах, то для мастеров-резчиков открывался широкий простор для творчества, и они создавали шедевры резного искусства, проявляя чувство меры и художественного такта, остроумно используя текстуру древесины. Например, причелина образовано от слова «чело», то есть лицо. Причелина в русской деревянной архитектуре – это доска на фасаде избы, защищающая от влаги торцы брёвен-слег тесовой кровли. Их покрывали резьбой и росписью. Резьбу выполняли различными инструментами. Резные знаки на деталях декора крестьянских домов, обозначавшие солнце, птиц и коней – перевозчиков солнца, землю, мировое древо, небесные запасы влаги и плодородия, должны были защитить дом и его обитателей от зла и опасностей. С распространением на Руси христианства в украшении домов появились новые символы, например, крест. Нередко языческие и христианские знаки причудливо соседствовали на одной и той же резной доске. Полотенце – короткая резная доска, закрывающая стык причелин. Она висела вертикально, покрытая ажурной резьбой. Конец её почти всегда украшало символическое изображение солнца.

secrets_of_old_carpenters_08.jpg

В народной храмовой архитектуре применялся своеобразный кровельный материал — лемех — в виде продолговатых деревянных дощечек, один край которых обрабатывался в виде трёх ступенек-городков, а другой стёсывался так, чтобы можно было перекрыть такую криволинейную кровлю, как главка. В старину лемех назывался «троеплечная чешуя». По шатрам, главкам и бочкам церквей лемех набивали горизонтальными рядами, с напуском верхних лемешин на нижние. Для лемеха крестьяне заготавливали необходимой длины осиновые чурки, которые раскалывали на пластины, а плотники, в зависимости от места, куда лемех должен был быть уложен, дотёсывали его топором по заданной ширине, толщине, кривизне и рисунку. Для покрытия главок и бочек Преображенской церкви на острове Кижи необходимо было заготовить около 60 тысяч лемешин. Во втором зале выставочного пространства была возведена тактильная стена из лемеха, снятого в процессе реставрации с главок Преображенской церкви. В среднем лемех служит 50 лет, а после службы его заменяют новым.

secrets_of_old_carpenters_09.jpg 

Также посетители могут попробовать мшить стену и поокаривать бревно. Мшение – это один из способов конопачения, то есть запечатывания швов, образовавшихся при соединении элементов конструкций. Конопачение мхом между бревнами сруба позволяет избавиться от сквозняков в помещении, а также защищает от излишней сырости там, где может появиться плесень или грибок. Для мшения используется мох, который растёт в бору на камнях, в сухих местах. Он называется «боровой» и отличается долговечностью, стойкостью к перепадам температуры, экологичностью, антимикробными свойствами, которые предотвращают гниение. Мох укладывался на поверхность поперёк бревна, а свисающие части мха после сборки сруба заталкивались в щели. Конопачение выполнялось специальным инструментом – конопаткой. В XXI веке, когда многие из деревянных храмов и домов уже исчезли, а оставшиеся требуют пристального внимания реставраторов, знания обо всех особенностях плотницкого искусства являются бесценными для сохранения этой ярчайшей культурной традиции русского народа. Мы надеемся, что наш проект помог раскрыть секреты старых плотников и, возможно, некоторые посетители смогут применить знания на практике и в наше время.

secrets_of_old_carpenters_10.jpg

Заказчик: Музей-заповедник «Кижи»
Дизайн и реализация: Андрей Скрицкий, Анастасия Дубровская
Авторы выставки: Михаил Теребов, Александр Трегубов
Куратор выставки: Татьяна Бердашева
Фотографии: Игорь Георгиевский, фонды музея-заповедники «Кижи»
Статью подготовили: Татьяна Бердашева, Анастасия Дубровская