«Царская ложа». Проект «Ассоциации» в Царском Селе
Главное модное событие петербургского лета – арт-проект «Ассоциации» – пройдет в Екатерининском парке музея-заповедника «Царское Село» 23 июня. 2019-й объявлен в России Годом театра, поэтому тема предстоящего театрализованного дефиле – «Царская ложа».
В одиннадцатый раз музей-заповедник «Царское Село» предложил ведущим петербургским дизайнерам создать коллекции по мотивам летней резиденции русских императоров. Участники «Ассоциаций-2019» – Татьяна Парфенова, Леонид Алексеев, Лилия Киселенко, Стас Лопаткин, Янис Чамалиди. Постановщик – известный фэшн-режиссер – Сергей Луковский.
Прелюдией «Ассоциаций» впервые стал цикл лекций об истории моды. В павильоне «Вечерний зал» Екатерининского парка их читает дизайнер и театральный художник Владимир Бухинник. Завершающая лекция – «Русские сезоны и мировая мода» – 23 июня в 12:00. Вход на лекцию по билету на «Ассоциации». Впервые за все время существования «Ассоциаций» показы начнутся не вечером, а в 13:00, этот театральный марафон продлится пять с половиной часов. В таком случае зрителям легче будет увидеть мини-спектакли всех пяти дизайнеров. Показы разделены на три блока, которые стартуют в 13:00, 15:00 и 17:00. В 19:00 у Зеркальных прудов начнется общее финальное шоу.
Участники «Ассоциаций-2019»:
– Во Фрейлинском садике
Татьяна Парфёнова представит коллекцию, посвященную четырем чеховским пьесам – «Чайка», «Вишневый сад», «Дядя Ваня», «Три сестры». Будет много музыки. И много современных принтов, основная их – из новой коллекции «Орфизм».
– Увидеть коллекцию
Лилии Киселенко, созданную по мотивам басен Эзопа, Лафонтена, Сумарокова, Крылова, можно на площадке перед Камероновой галереей;
– На Эрмитажной аллее представит коллекцию
Леонид Алексеев;
– Коллекция
Стаса Лопаткина, наполненная символами, называется Memento Moda (Эрмитажная аллея у павильона «Эрмитаж»).
– У Зеркальных прудов
Янис Чамалиди представит на суд зрителей коллекцию Dividuum. Он предлагает иной, провокационный взгляд не только на моду, но и на современного человека вообще. Начало XXI века дизайнер считает эпохой глобальных перемен, а происходящие с нами процессы - новым авангардным театром.
Царское Село на протяжении столетий вдохновляет архитекторов, живописцев, мастеров декоративно-прикладного искусства, поэтов. Это место сочетает разные стили и исторические эпохи и буквально напитано красотой. Поэтому дизайнеры одежды с радостью откликнулись на идею директора ГМЗ «Царское Село» Ольги Таратыновой демонстрировать свои коллекции на театрализованном дефиле в живописных царскосельских парках. Так родились «Ассоциации» – единственный в своем роде арт-проект музея, объединяющий историю и современность, классическое и авангардное искусство. Каждый год, начиная с 2009-го, известные петербургские дизайнеры создают коллекции от кутюр на заданную музеем тему. Вдохновленные Царским Селом и его неповторимой атмосферой, они уже представляли в разных уголках Екатерининского парка коллекции «Война и мир», «Барокко», «Игра в античность», «Англомания», «Посольские дары: страны и стили», «Готика: новые смыслы», «Власть красоты. Императорская мода». В 2015-м театрализованное дефиле, посвященное китайской теме, впервые прошло в Александровском парке. В 2016-м показы вернулись в Екатерининский парк. Среди постановщиков прошлых лет – известные театральные режиссеры Виктор Крамер, Василий Бархатов, Игорь Коняев.
Цена билета - 350 рублей. Билеты можно приобрести 23 июня в кассах Екатерининского парка. Вместе с билетом будут выдаваться флаеры с расписанием показов и схемой размещения площадок.
Спонсоры и партнёры: благотворительный фонд содействия развитию музея-заповедника «Царское Село», Belmond Grand Hotel Europe, Компания «MAC», «ОСКАР-кейтеринг», школа стиля и макияжа «Эстетиста», промышленная группа «Ладога», компания «Estel».
Информационные партнеры: телеканал «Санкт-Петербург», газета «Metro Санкт-Петербург», Авторадио, информационный портал Peterburg2.
Прямая речь:
Ольга Таратынова, директор ГМЗ «Царское Село»:
– «Ассоциации» – это попытка показать, как связаны история и современность, как гармонично они взаимодействуют. Петербургские дизайнеры - участники проекта - делают это всегда эмоционально, креативно, оставляя для каждого посетителя возможность придумывать свое продолжение. Это своего рода новое художественное пространство, объединяющее два мира - музея и моды. В 2019-м, который объявлен в России Годом театра, мы обратились к этому многогранному и яркому виду искусства. Тем более, что для царскосельской императорской резиденции театр – не чужая тема.
Сергей Луковский:
– В данном случае моя главная задача – помочь дизайнерам сделать то, что они хотят, выразить их концепт, донести до зрителей их идеи. Для меня любое шоу – это провокация и резонанс. Важна эмоция – никто не должен уйти спокойным, каждый должен выразить свое отношение.
Татьяна Парфенова:
– Мы постарались прочитать чеховские пьесы с точки зрения моды. И прочувствовать, как в размеренную, отлаженную жизнь начала XX века ворвалось предчувствие нового и сама новая жизнь. И показать то, что пришло в моду как эмоция.
Леонид Алексеев:
– В 1898 году Станиславский и Немирович-Данченко основали МХАТ и сформулировали основные принципы русской театральной системы, а также начали сотрудничать с Чеховым. Актеры художественного театра каждое лето выезжали за город, где проводили время на природе, перевоплощаясь в своих персонажей и часто придумывали целые спектакли-капустники. Сам Чехов часто читал им наброски своих пьес и раздавал будущие роли. Его пьесы «Свадьба», «Чайка», «Три сестры» и «Вишневый сад», а также история самого театра послужили для меня источником вдохновения. В коллекции также угадываются элементы нынешнего интерьера театра, построенного в стиле модерн архитектором Шехтелем, его фирменные цвета и элементы занавеса. Может показаться, что эта театральная компания приехала в Екатерининский парк, чтобы разыграть перед нами в сопровождении оркестра джазовых саксофонов отрывки из своих спектаклей.
Лилия Киселенко:
– Погружаясь в театральную тему, мы выбрали один из ранних видов театра – античный. Мы хотим показать не просто дефиле, а театральный номер. В нем примет участие барочный актер Данила Ведерников.
Стас Лопаткин:
– Я долго выбирал между оперой и балетом, люблю оба эти жанра и периодически с ними работаю. В итоге решил, что не буду брать какой-то отдельный жанр, так как вся наша жизнь – игра. В данном случае моей темой станет театральность в жизни. Я назвал свою коллекцию, с одной стороны, философски, с другой стороны, мне кажется, с юмором – Memento Moda. На создание театрального занавеса к этому дефиле меня вдохновили работы Рубенса и Гойи.
Янис Чамалиди:
– Моя тема – авангардный театр и все, что связано с эмоцией, провокацией. В 1920-е годы начался век индустриализации. Жизнь стала, что называется, «рычащей». Женщины надели короткие платья, сняли корсеты. Сознание человека кардинально поменялось. Я провел параллель с сегодняшним временем, ведь сейчас мы тоже живем в эпоху перемен. Я назвал свою коллекцию Dividuum – это человек нового века, на стыке времен. Он жил в линейном пространстве: белое и черное. А сейчас встраивается в новый виртуальный мир. Мы живем в такое время, когда яркое творческое начало человека может проявляться не только на сцене, но и в реальной жизни.
Историческая справка:
В 1777 году императрица Екатерина II распорядилась заложить в новом царскосельском саду (ныне Александровский парк) оперный дом, известный сейчас как Китайский театр. Проект здания «каменной оперы» разработал Антонио Ринальди, а воплотил в жизнь в 1778 году, правда, со значительными изменениями – Илья Неелов.
Здание построили в модном тогда китайском стиле. Центральная ложа, портал сцены, плафон – все было украшено фигурами китайцев, драконами, щитами со знаками зодиака и другими элементами восточного декора. Интерьер оживляли колокольчики, бусы, подвески, выточенные из дерева, пестро раскрашенные, посеребренные и вызолоченные. Зрительный зал был отделан «мишурно» в китайском стиле.
Китайский театр был открыт представлением оперы придворного композитора Джованни Паизиелло «Дмитрий Артаксеркс», которая была показана Екатерине II, дипломатическому корпусу и «знатному шляхетству». Следующая постановка на сцене Китайского театра – «Идол китайский». Паизиелло был основным «поставщиком» театрального репертуара при Екатерине II. Спектакли продолжались летом 1780 и 1781 годов. В XVIII веке летние сезоны в Китайском театре были необычайно насыщенными.
После смерти Екатерины II в течение 25 лет в Китайском театре не было представлений. Они возобновились 22 июля 1821 года парадным спектаклем в день именин вдовствующей Императрицы Марии Федоровны. Помимо выступлений придворных артистов на сцене театра выступали гастролеры. Например, летом 1830 года состоялось исполнение оперы Джоаккино Россини «Севильский цирюльник» с участием знаменитой немецкой певицы Гентриетты Зонтаг.
В 1893 году здесь состоялась мировая премьера пьесы Льва Толстого «Плоды просвещения». В том же году – трагедия Софокла «Царь Эдип» в исполнении учеников Николаевской гимназии. После этого был перерыв в представлениях до 1902 года.
В 1902 году здесь были даны спектакли для французского президента Эмиля Лубе – второй акт «Конька-горбунка» с участием балерин Любови Рославлевой и Юлии Седовой и второй акт «Лебединого озера» с участием артистов Мариинского театра.
В 1908 – 1909 годах под руководством придворного архитектора Сильвио Данини производится капитальный ремонт здания. Сцена, сохранявшая устройство с XVIII века, переоборудуется по последнему слову техники; теперь на новой сцене театра можно было ставить большие оперные и балетные спектакли.
Во время Царскосельской юбилейной выставки в 1911 году театр был открыт для широкой публики, здесь проходил ретроспективный показ спектаклей, иллюстрирующий развитие русского театра и музыки за 200 лет.
Театральная жизнь окончательно прекращается в 1914 году. С осени 1918 года открыт для осмотра. 15 сентября 1941 года при обстреле Пушкина это уникальное сооружение почти полностью сгорело.
Проект «Ассоциации» в Царском Селе. Театрализованное дефиле «Царская ложа»
23 июня 2019 года. Екатерининский парк. Начало в 13:00
Участники: Татьяна Парфенова, Лилия Киселенко, Стас Лопаткин, Янис Чамалиди, Леонид Алексеев