Кафедра «Программный дизайн». Возникновение, история, дипломные проекты

«О специфике реализации методики преподавания на кафедре программного дизайна ЛВХПУ имени В.И. Мухиной – СПГХПА им. А.Л. Штиглица» – представляем статью Анастасии Дубровской, аспиранта кафедры искусствоведения Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии имени А.Л. Штиглица, члена Санкт-Петербургского Союза дизайнеров.

Начало 1980-х годов для профессионального дизайнерского сообщества в СССР оказалось периодом, связанным с нарастанием тревожных ожиданий. Об этом свидетельствует, в частности, 49-й выпуск 1986 г. бюллетеня ВНИИТЭ, посвященного проблемам дизайнерского образования в СССР [6, с. 1-98]. Именно в это время отечественный дизайн входит в фазу профессиональной зрелости и переходит на новую ступень качественного и организационно-структурного развития. Под дизайном понимается проектная деятельность, направленная на создание целостной гармоничной предметно-технической среды жизнедеятельности человека [4, с. 5]. Однако на данный момент существует множество определений дизайна (нам представляется интересным исследование этой темы в статье Ю.Л. Ходькова «Системный подход к вопросу о профессиональной терминологии в сфере дизайна»). Одно из определений звучит следующим образом: «Дизайн – творческая деятельность, целью которой является определение формальных качеств предметов, производимых промышленностью; эти качества формы относятся не только к вешнему виду, но главным образом, к структурным и функциональным связям, которые превращают систему в целостное единство с точки зрения как изготовителя, так и потребителя» [8, с. 20]. 

Следует дать определение и термину «дизайн-образование», которым можно определить особое качество и тип образованности, в результате которого происходит воспитание проектно мыслящего человека, в какой бы сфере социальной практики он ни действовал (образование, наука, культура, производство, бытовая сфера т.д.). Активные изменения затронули также сферу дизайн-образования, поскольку она напрямую связана с подготовкой кадров в соответствии с запросами динамично развивающегося дизайна и общества в целом. Необходимо отметить, что именно образование может быть источником экспериментальных методов, педагогических концепций и новых способов мышления. В связи с этим особенно остро ощущалась необходимость перестройки системы подготовки художников-конструкторов.

В своей статье «Профессиологические основы дизайна» Н.П. Валькова характеризует ситуацию следующим образом: «в настоящее время в практике отечественного образования не существует единой модели, по которой могла бы осуществляться подготовка специалистов творческого профиля. Имеются лишь отдельные квалификационные характеристики, включающие общие требования к подготовке специалистов. В их числе и квалификационная характеристика художника-конструктора по специальности 2230 “промышленное искусство”, готовящих специалистов данного профиля, и курсов повышения квалификации. Однако эта квалификационная характеристика является узконаправленной, так как ориентирована на подготовку специалистов, занимающихся главным образом разработкой единичных изделий. Переход от художественного конструирования единичных промышленных изделий к системам и дизайн-программам, развитие организованных форм дизайна, углубление и переориентация методики этой деятельности — основные примеры динамики развития дизайна в настоящее время. Это обуславливает необходимость разработки новой, принципиально иной квалификационной модели дизайнера. Такая модель должна представить специалиста во всей его целостности, предусматривать динамику его постоянного развития, обладать четкой структурой, позволяющей соединить всю совокупность многочисленных характеристик специалиста в единое целое» [1, с. 58].

В 49-ый выпуск ВНИИТЭ также была включена статья В.Ф. Сидоренко «Модель “опережающего” образования», где автор дает следующую характеристику ситуации, сложившейся в данной сфере: «Десять лет назад отечественный дизайн вышел на новый рубеж своего развития – метод дизайн-программ. Потребовались дизайнеры, подготовленные к иным условиям работ, способные решать задачи, которые раньше не предусматривались (проектирование функциональных систем деятельности, крупных предметных комплексов, систем обслуживания, образа жизни и т.п,), владеющие методами организационного проектирования, разработки концепций, сценарного моделирования, типологического моделирования средовых ситуаций и др. Образование не предвосхитило выход дизайна на этот рубеж и не дало специалистов нужного количества и качества к тому моменту, когда практика в них особенно остро нуждалась. Прошло десять лет, метод дизайн-программ интенсивно развивается и всё шире распространяется в практике разработки крупных комплексных объектов. Соответственно, растёт потребность в специалистах, владеющих методом дизайн-программ, причём сегодня это должны быть специалисты качественно иного уровня, чем десять лет назад. Между тем наша система дизайнерского образования до сих пор не смогла перестроиться и ответить на социальный заказ даже 70-ых годов, не говоря уже о 80-х. Исключение составляет ЛВХПУ, где с большим трудностями и главным образом за счёт энтузиазма преподавателей факультета промышленного искусства методы системного дизайна включены в учебные программы» [7, с. 42]. 

В книге «Дизайн: очерки системного проектирования» (авторы: Н.П. Валькова, Ю.А. Грабовенко, Е.Н. Лазарев, В.И. Михайленко) мы встречаем описание ситуации, суть которой в целом заключается в следующем. На тот момент (1970-е годы) функция координатора всей деятельности по разработке и реализации народнохозяйственных программ была возложена на Государственный комитет СССР по науке и технике. Его специальный ведомственный орган – Всесоюзный научно исследовательский институт технической эстетики (ВНИИТЭ) принимал активное участие в разработке социально-культурных и идеологических аспектов дизайнерских проблем формирования городской среды, городского жилища, организации рекреации горожан, эффективного сбора вторичных ресурсов, создания фирменного стиля всесоюзных научно-производственных объединений и в решении ряда других проблем.

К числу первых дизайн-программ, реализованных в СССР, относятся: «Фирменный стиль ВНПО “Союзэлектроприбор”» (1974 – 1980 г.),  «Культбытмаш» (с 1980 г.), «Вторсырьё» (с 1979 г.), «Аттракцион» (с 1981 г.), выполняемые при участии Ленинградского филиала ВНИИТЭ. Наряду с этим, «дизайнерские системные разработки осуществляются и в учебных заведениях. Так, например, в Ленинградском высшем художественно-промышленном училище им. В.И. Мухиной проектируется объекты с экологически замкнутой средой (с 1976 г.), осуществляется дизайнерское исследование и разработка системы благоустройства аграрно-промышленного города (с 1979 г.). С 1974 г. реализуется программа вузовской подготовки дизайнеров – разработка предметных систем и целевых программ [2, с. 8-9].

Таким образом, к началу 1980-х гг. были намечены общие контуры развития дизайн-программирования в СССР и осуществлены первые значительные дизайн-программы. В то же время должна быть особо отмечена новизна проблем, связанных с формированием концепций этих программ, затрагивающих разные стороны человеческой жизни, и с разработкой методов их реализации. Это, в свою очередь, потребовало перестройки сложившейся на тот момент в СССР системы дизайн-образования.

Преподаватели кафедры программного дизайна. Слева направо: Е.Н. Лазарев, Н.П. Валькова, В.И. Михайленко, Ю.А. Грабовенко (личный фотоархив Н.П. Вальковой)
Преподаватели кафедры программного дизайна. Слева направо: Е.Н. Лазарев, Н.П. Валькова, В.И. Михайленко, Ю.А. Грабовенко (личный фотоархив Н.П. Вальковой)

Кафедра программного дизайна: история возникновения, преподавательский состав, методика обучения.

Согласно сведениям, полученным автором в процессе интервью с В.И. Михайленко (заведующим кафедрой программного дизайна в период с 1993 по 2016 гг.), в реализации методики преподавания на кафедре программного дизайна ЛВХПУ имени В.И. Мухиной особенно важная роль принадлежала Евгению Николаевичу Лазареву – настоящему учёному и прекрасному профессионалу, идеи которого опережали своё время. Е.Н. Лазарев зарекомендовал себя человеком, фанатично преданным своему делу и способным смело отстаивать свои убеждения. Так, Ю.Л. Ходьков отмечал, что Е.Н. Лазарев «Обладал <…> энциклопедическими знаниями, которые очень взаимосвязано воспринимал, системно усваивал и анализировал, делая при этом всегда свежие, оригинальные выводы, имеющие методическое значение для дизайна как новой самопознаваемой профессии. То самое "системное мышление", к которому он неоднократно призывал коллег в своих публикациях, было ему органически присуще, что передавалось и его ученикам» [8, с. 98].

В бытность доцентом и проректором по научной работе в ЛВХПУ им. В.И. Мухиной, Е.Н. Лазарев подготовил к защите докторскую диссертацию «Дизайн как технико-эстетическая система». Однако защита диссертации в указанное время не состоялась – в Москве отказали в защите по причине отсутствия достаточного объема работ, связанных с этим направлением в дизайне. Ректор училища Я.Н. Лукин принял решение предоставить молодому коллеге возможность практической апробации основных теоретических положений диссертации в деле подготовки специалистов новой формации системного дизайна. Для этого приказом ректора на кафедре промышленное искусство был организован экспериментальный учебный курс (ЭУК), первыми учениками которого стали студенты группы ПИ 11 (промышленное искусство 11), набор 1974 года. Е.Н. Лазарев пригласил молодых педагогов и аспирантов кафедры промышленного искусства, в числе которых были Н.П. Валькова, Ю.А. Грабовенко, Б.И. Клубиков. Для усиления созданного курса был приглашен Ю.Л. Ходьков – ведущий специалист научно-исследовательских экспериментальных мастерских училища, прекрасный рисовальщик и тонкий знаток дизайна.

Автор: Иванова В. Реабилитационная зона коврового комбината г. Унгены
1978/79 гг. ЭУК (экспериментальный учебный курс). Общая тема дипломных работ: Дизайнерское исследование и разработка системы благоустройства аграрно-промышленного города Унгены (Молдавской ССР). Автор: Иванова В. Реабилитационная зона коврового комбината г. Унгены

Автор: Цветкова Н. Этнографическо-культурный центр г. Унгены
1978/79 гг. ЭУК (экспериментальный учебный курс). Общая тема дипломных работ: Дизайнерское исследование и разработка системы благоустройства аграрно-промышленного города Унгены (Молдавской ССР). Автор: Цветкова Н. Этнографическо-культурный центр г. Унгены

В связи с интересующей нас темой особого внимания заслуживает деятельность В.И. Михайленко, который на тот момент был студентом второго курса вечернего отделения кафедры «промышленное искусство» и работал в кино-фото лаборатории кафедры «отделение промышленной графики». После защиты дипломной работы В.И. Михайленко поступил в очную аспирантуру и оказался в числе преподавателей экспериментального учебного курса, а его научным руководителем стал Е.Н. Лазарев. Тогда вместе со своими коллегами, принимавшими активное участие в разработке и уточнении учебных заданий и процесса преподавания совершенно новой для вуза дисциплины в целом, Е.Н. Лазарев стал идейным вдохновителем многих базовых направлений будущей кафедры программного дизайна. Так, по воспоминаниям В.И. Михайленко, когда во время обсуждений и дискуссий в коллективе высказывались идеи по содержанию и проведению текущих учебных заданий и придумывались новые (включая дискуссии о направлении и перспективах развития дизайна в целом), то уже на следующий день Е.Н. Лазарев мог принести изложенную на листе ватмана строго осмысленную таблицу (систему взаимодействия) высказанных накануне предложений.

В 1981 году кафедра промышленного искусства распалась на ряд мастерских, которые вскоре стали выпускающими кафедрами. В связи с этим экспериментальный учебный курс также стал мастерской системного дизайна. В основу ее работы был положен системный подход в дизайне. «Системный подход — качественно новая ступень методологии научного познания и практической деятельности. Понимание объектов как систем обеспечивает более углубленную постановку изучаемых проблем и позволяет разработать плодотворную стратегию их исследования. Особенность системной методологии заключается в установке на целостность объекта и факторов его обуславливающих. Она позволяет выявить всё многообразие и сложность связей, присущих объекту, и представить их в реальном единстве» [2, с. 14]. 

В 1984 году состоялась успешная защита докторской диссертации Е. Н. Лазарева. В мастерской системного дизайна к этому времени, преподаватели активно обсуждали предложенную им идею о дальнейшем развитии системной методологии в сторону программного дизайна. Разрабатывалась учебная программа, а также учебные планы по подготовке специалистов уже данного профиля. После 12 лет работы и пяти выпусков специалистов системного дизайна, в 1986 году учёный совет училища посчитал эксперимент успешно завершенным. В результате после отчёта перед Министерством высшего образования РСФСР и по его приказу, а также по приказу ректора ЛВХПУ им. В.И.Мухиной на базе мастерской системного дизайна была организована кафедра программного дизайна. Для усиления кафедры из Ленинградского филиала ВНИИТЭ был приглашен Л.С. Колпащиков – один из ведущих специалистов дизайн-программирования. В своей книге «Дизайн-программирование в высшей школе» Л.С. Колпащиков раскрывает термины «дизайн-программа» и «дизайн-программирование»: «Дизайн-программа – это, прежде всего, комплекс научно исследовательских и опытно-конструкторских разработок (в том числе – и дизайнерских). Будучи апробированной, т.е. рассмотренной и утверждённой Заказчиком, она становится директивным документом, определяющим сумму заданий и мероприятий, взаимосвязанных по задачам, ресурсам, исполнителям и срокам осуществления. Такое определение дизайн-программы не раскрывает её системно-порождающей и инновационной функций, не показывает, что именно делает для этого дизайнер. Эти функции раскрываются через определение метода создания дизайн-программ – дизайн-программирования. “Дизайн-программирование” является по существу единственным способом создания прообразов (проектов) новых предметных систем с новыми функциональными, эстетическими и художественными свойствами. Говоря по-другому – в результате применения дизайн программирования можно получить новую предметную систему, иначе действующую, иначе выглядящую, имеющую иной, нежели у аналогов, художественный образ» [3, с. 7-8].

Остановимся на дипломах 1987 года, поскольку это был первый выпуск кафедры программного дизайна (до 1986 года курс назывался ЭУК). 25 июня 1987 года, состоялась защита дипломов на кафедре программного дизайна, где рецензентом выступал В.Р. Аронов, автор обстоятельных научных монографий по истории и теории дизайна, изданных в 1970-80-е годы («Художник и предметное творчество. Проблемы взаимодействия материальной и художественной культуры ХХ века», «Дизайн и искусство. Актуальные проблемы технической эстетики», «Архитектура и дизайн» и другие).

Тема дипломных работ была сформулирована следующим образом: «ДИЗАЙН – ЦЕХ КУЛЬТУРЫ». Заказчиком был выбран Союз Дизайнеров. Текст архивного слайда (№ 37454, фотоархив СПГХПА им. А.Л. Штиглица) поясняет причину выбора заказчика. «Создание Союза дизайнеров СССР – апрель 1987 г., обусловлено необходимостью общего подъёма технико-эстетической деятельности перестройки самой профессии дизайнера. Новаторские крупномасштабные социально-экономические культурные задачи страны требуют соответствующим образом подготовленных дизайнеров и их целенаправленной, концентрированной коллективной работы. Для этого необходима организация научно-производственного подразделения нового типа – дизайна-цеха культуры. В соответствии с осуществленной разработкой, его структура опирается на модели десяти специалистов необычного профиля. В сочетании с дизайнерами-традиционалистами они смогут эффективно разрабатывать сложные и многообразные системные объекты и дизайн-программы». Уже на данном этапе были предугаданы профессии будущего, такие как: дизайнер-эколог, дизайнер-социолог, что нашло свое подтверждение в последующих выпусках. В выпуске 1987 года были определены и предложены следующие модели: дизайнер-прогнозист, дизайнер-социолог, дизайнер-координатор, дизайнер-критик, дизайнер-артефактор, дизайнер-технолог, дизайнер-информатор, дизайнер-коммуникатор, дизайнер-эколог, дизайнер-реабилитатор. Руководителями дипломов выступили: Е.Н. Лазарев, Н.П. Валькова, Ю.А. Грабовенко, Л.С. Колпащиков, В.И. Михайленко.

Автор: Максютина Л.А. Название: Модель дизайнера-социолога
Автор: Максютина Л.А. Название: Модель дизайнера-социолога
Автор: Подобед А.Р. Название: Модель дизайнера-технолога
Автор: Подобед А.Р. Название: Модель дизайнера-технолога
Автор: Сопукеев М.Ш. Название: Модель дизайнера-эколога
Автор: Сопукеев М.Ш. Название: Модель дизайнера-эколога
Автор: Пунегов А.В. Название: Модель дизайнера-коммуникатора
Автор: Пунегов А.В. Название: Модель дизайнера-коммуникатора
С 1993 года руководство кафедрой ее коллектив поручил В.И. Михайленко, тогда уже кандидату искусствоведения, профессору. Впоследствии на кафедре, в числе преподавателей, появились новые молодые специалисты – выпускники кафедры, среди которых следует выделить К.В. Ракитина, Е.С. Елшину, А.В. Богатырева, Е.А. Алентьева, Н.А. Даниленко. Однако по ряду причин на кафедре (до ее закрытия) сумел остаться только К.В. Ракитин, при том, что основной костяк кафедры по-прежнему составляли Е.Н. Лазарев, Н.П. Валькова, Ю.А. Грабовенко, Л.С. Колпащиков, В.И. Михайленко.

На тот момент основным профессиональным методом обучения было признано дизайн-программирование. Это и определило название кафедры.

Специфику подготовки обеспечил профилирующий курс кафедры «Проектирование и моделирование в дизайне». Он органично дополнялся авторскими учебными программами ведущих педагогов кафедры: «Основы композиции в дизайне» (профессор Н.П. Валькова), «Принципы свето-кинетического моделирования в дизайне» (профессор В.И. Михайленко), «Основы виртуального моделирования» (доцент К.В. Ракитин), «Графическая система в дизайне» (старший преподаватель Е.С. Елшина), «Проектные средства визуальных коммуникаций. Изопоэтика дизайна» (профессор Ю.А. Грабовенко), «Основы теории и методологии дизайн-программирования» (профессор Л.С. Колпащиков). Концепция образовательного процесса оказалась созвучной идеям Вальтера Гропиуса, заложенной в традициях немецкой школы «Баухауз»: «Гораздо важнее научить определенному методу мышления, нежели голым правилам». По воспоминаниям Ю.Л. Ходькова, сам Е.Н. Лазарев в разговорах с коллегами отмечал следующее: «Он говорил, что, если его здесь, в “Мухе” готовили как стилиста или художника-оформителя промышленных изделий, нас как художников-конструкторов тех же изделий и их комплексов, то наша задача "сверхзадача" – готовить дизайнеров систем!» [8, с. 101]

Обучение на кафедре было связано не с научением проектированию какого-либо определенного дизайн-объекта, а с освоением метода поиска и обоснования концепции проектной идеи дизайн-объекта и его художественно-образного воплощения. Необходимость разработки такого объекта определялась в результате анализа проблемной ситуации. В рамках специальности «Дизайн», кафедра готовила «Дизайнеров исследователей», совмещающих в себе функции аналитика, концептуалиста и проектировщика широкого профиля. От дизайна предметных систем и штучных изделий промышленного производства, дизайн-программ, проведения акций и мероприятий культурно-массового характера, до арт-дизайна. Именно таким образом обеспечивалась подготовка широко эрудированных специалистов с развитым системным и концептуальным мышлением, владеющих методами социально-культурного программирования и художественно-образного моделирования, обладающих мастерством художника и практичностью проектировщика, способных реализовать себя в сфере дизайна, искусства и культуры. 

Л.С. Колпащиков пишет: «Одна из особенностей дизайн-программирования заключается в том, что оно заранее не связано с каким-то определённым типом объекта. Им может быть и предметная среда, и вещь, и предметный реквизит какой-либо культурной акции. Объект будущего проектирования появляется в результате построения концепции дизайн-программы. И связан он не с устоявшимся пониманием объекта в границах того или иного жанра дизайна, а с дизайн-программой, вернее, с комплексом проблемной, концептуальной и проектной программ. Это триединство и задаёт тип объекта проектирования, требующий изучения и преобразования. Обучить студентов дизайн-программированию – методу, базирующемуся на универсальной проектной идеологии, очень важно в сегодняшней ситуации» [3, с. 4-5].

Необходимо рассказать и программе подготовки студентов кафедры программного дизайна. 

Основываясь на знаниях, полученных из статьи «Виртуальность как модель дизайн-образования», где предложена развернутая и достаточно сложная концепция генетического формирования специалиста-дизайнера, мы можем предложить следующее изложение этой многоступенчатой концепции.

В основу подготовки дизайнеров на кафедре положена педагогическая концепция, по аналогии с основными стадиями человеческой жизни. Исходя из этого, обучение и воспитание были разделены на шесть основных этапов, которым соответствовали шесть лет обучения в вузе. На первом этапе обучения абитуриент рождается как специалист, познавая дизайн в совокупности с педагогической практикой. Второй этап (условно обозначаемый как «Детство», вслед за «рождением» будущего дизайнера) был связан с моделированием начального воспитания дизайнера. Здесь исходная установка направлена на по-детски непосредственное проектирование, осмысление воспринятого и постижение, таким образом, мира как объекта и среды дизайна. Основной метод обучения – игровое моделирование различных аспектов окружающего мира и впечатлений о нём, позволяющее создавать виртуальную проектную реальность. В игре совместно с педагогами-воспитателями будущие дизайнеры  (по аналогии  с реальной игрой как моделью мира у детей) познают два основных аспекта действительности: внешний, видимый материальный и мир внутренний, постигаемый через восприятие, ощущения, впечатление, понимание.  Следующие этапы («Юность», «Зрелость», «Сократ», «Пигмалион») – направлены на формирование и утверждение творческой личности, включая формирование представления о специфике собственного языка и сознательном его приложении к творческим проблемам, формирование установки на самостоятельность (с учетом необходимости ориентироваться на понимание и репрезентацию системы общечеловеческих ценностей –бытия, блага, истины, веры, добра, красоты и др.) Основная форма представления – экспертная дизайн-система, создаваемая студентом в аналитико-теоретическом и синтетико-практическом видах. 

Завершением программы обучения становится появление дизайнера-специалиста, владеющего предельно возможным кругом профессиональных знаний, умений и навыков. В результате выпускник должен был показать полную подготовленность к созданию нового дизайн-организма – инновационной жизнедеятельности человека. В этом во многом и была заключена суть и форма завершающей, квалификационной работы. «В результате формируется специалист, единый в трёх лицах: художник-конструктор – идеолог, знаток, умелец предметного дизайна; дизайнер-менеджер – организатор, координатор, консультант, эксперт разных видов дизайна; антропомодельер – дизайнер, способный строить условные эталоны человека с имитационной, аналитической, педагогической и другими целями». [5, с. 13]

Опыт, накопленный кафедрой программного дизайна, был опубликован в многочисленных авторских статьях (более 120) и в 5 монографиях. Кроме того, педагоги кафедры, по инициативе и под руководством Е.Н. Лазарева проводили перспективные исследования проблем, актуальных для развития дизайна и совершенствования дизайн-образования в целом. Это:

– Идея генетики дизайна, поиск своеобразного проектного гена, как саморазвитие профессии (профессор Н.П. Валькова). 

– Волновые средства дизайна, использование волновых по своей природе художественно-образных (свет, звук, запахи, вибрации и другие) средств в дизайне (профессор В.И. Михайленко).

– Виртуальный дизайн, создание инновационных произведений на основе использования знания физических свойств и пространственных характеристик виртуально мира (доцент К.В. Ракитин). 

– Матричная графика в дизайне, освоение матричных технологий, приёмов и средств при разработке графических объектов и форм дизайна (профессор Ю.А. Грабовенко).

–  Дизайн текста, формирование произведений дизайна по законам лингвистики, для повышения информативности объектов (профессор Л.С. Колпащиков). 

Наряду с этим, регулярно проводились научно-практические конференции с участием педагогов кафедры, иногда с приглашением преподавателей из других кафедр, на которых обсуждались и рассматривались различные аспекты и проблемы дизайна. За годы своего существования кафедра осуществляла и сверхвысшее образование, которое реализовывалось в аспирантуре академии. Всего было успешно завершено и защищено более 10 кандидатских диссертаций и одна докторская. 

Вклад кафедры за 42 года своего существования в теорию и практику дизайна в целом и, в частности, в дизайн-образовании был весомым и плодотворным. Благодаря деятельности кафедры (и осуществлявшейся в те же годы деятельности ВНИИТЭ) возникли и получили признание такие понятия, как системный дизайн, концепция в дизайне, дизайн-программы, программирование в дизайне и другие. Если вначале идеи кафедры воспринимались коллегами других кафедр факультета «промышленное искусство» и вуза в целом с большим сомнением (а порой и откровенно скептически), то со временем эти понятия вошли в обиход многих других кафедр в качестве терминов, которые позволяли им обозначать конкретные соответствующие проектные формы. 

Приобретение студентами реальных познаний в сфере научных основ дизайна, практическое освоение умений и навыков, разработки дизайн-концепций и дизайн-программ – все это в те годы осуществлялось практически только на кафедре программного дизайна. С упразднением в 2016 году кафедры, научные основы дизайна и методы системности программирования, к большому сожалению, были утеряны или отвергнуты. Следует также отметить, что профиль выпускаемых кафедрой специалистов не был утвержден в Минобрнауки. На протяжении длительного времени преподаватели кафедры обращались к руководству вуза с просьбой утвердить профиль кафедры программного дизайна, однако руководство оставляло все обращения без ответа, ссылаясь на порядок реализации вузами профилей (специализаций) основных образовательных программ подготовки специалиста. Согласно приказу № 140/08 от 27.04.2012 г. об изменении структуры академии, штатного расписания, на основании решения Учёного Совета академии от 23.04.2012 г. (протокол № 3), было принято решение присоединить кафедру программного дизайна к кафедре промышленного дизайна. 

Для качественной подготовки специалистов в дизайне считалось достаточным наличие и развитие у учеников личных качеств (таких, как интуиция, вкус, и талант). Между тем, с формированием в наши дни в системе дизайн-образования задачи подготовки магистров дизайна становится очевидной необходимость привлечения и активного применения в учебно-проектном процессе научных положений дизайна, методов системного дизайна, приемов и средств дизайн-программирования.  

В 2020 году темы представленных в данной статье дипломных разработок выпускников кафедры программного дизайна не выглядят устаревшими, незначительными или неправдоподобными. Дизайнер-эколог, социальный дизайнер – эти понятия, вошедшие в обиход несколько лет назад, активно использующиеся современными дизайнерами на Западе и в России. Идеи курсовых и дипломных работ кафедры опережали своё время, поскольку одна из основных функций дизайна – новаторство, умение предвидеть будущие проблемы и предлагать способы их решения. Сегодня дизайнеры-экологи успешно занимаются разработками в сфере экологического просвещения, проектируют природные и эколого-просветительские интерактивно-познавательные центры, разрабатывают образовательные программы для населения, работают с технологиями по вторичному использованию ресурсов в производстве новых товаров (одежда, предметы мебели), а также прикрепляются к промышленным предприятиям для внедрения экологически безопасных товаров и упаковки.

Проект выпускников кафедры программного дизайна. Авторы: Скрицкий А.А., Дубровская А.В. Название: Эколого-просветительский центр заповедника «Костомукшский»и национального парка «Калевальский». 2018 г.
Проект выпускников кафедры программного дизайна. Авторы: Скрицкий А.А., Дубровская А.В. Название: Эколого-просветительский центр заповедника «Костомукшский» и национального парка «Калевальский». 2018 г.

Также социальные дизайнеры успешно работают для социальной сферы, разрабатывают интеграционные дизайн-программы для людей с ограничениями жизнедеятельности, помогают людям из психо-неврологических интернатов осваивать технологии производства аксессуаров и предметов быта, проектируют общественные пространства с учётом необходимых условий для пользования маломобильными людьми,  занимаются психо-терапевтическим дизайном (разработка сенсорных комнат для людей с эмоционально-коммуникативными нарушениями).

Проект выпускников кафедры программного дизайна. Авторы: Дубровская А.В., Скрицкий А.А. Инклюзивная дизайн-программа «Дружелюбная среда для людей с РАС», включающая сенсорную комнату (комнату эмоциональной разгрузки) для людей с эмоционально-коммуникативными нарушениями. 2018-2020 гг.
Проект выпускников кафедры программного дизайна. Авторы: Дубровская А.В., Скрицкий А.А. Название: Инклюзивная дизайн-программа «Дружелюбная среда для людей с РАС», включающая сенсорную комнату (комнату эмоциональной разгрузки) для людей с эмоционально-коммуникативными нарушениями. 2018-2020 гг.

Профессию дизайнера-информатора можно с достаточной уверенностью назвать профессией ближайшего будущего. Уже сейчас намечается тенденция к поиску подкрепленных объективными данными условий сохранения и поддержания здорового образа жизни, когда потребителю важно располагать достоверной информацией о том, что он приобретает и насколько это безопасно, в каком окружении он живёт, какой образ жизни является предпочтительным и полезным для здоровья. Поскольку человек и всё, что с ним связано, становится предметом пристального изучения, можно предположить, что в ближайшем будущем будут открываться особые информационно-образовательные центры – лаборатории. Здесь посетителям будет доступна информация (преподнесенная в основном в интерактивной, игровой форме), например, о вреде электромагнитного излучения и об альтернативных видах энергии, об инфекциях и бактериях, о безопасных материалах, используемых в строительстве и предметах быта и о многом другом, что напрямую связано со здоровьем человека. Указанные проблемы представляются особенно актуальными в связи с ухудшением экологической обстановки в мире и нехваткой продуктов питания, произведённых с помощью органического земледелия, а также в связи с перенаселением планеты.

Занятие, посвященное здоровому питанию. DDW 2015 г. Нидерланды
Занятие, посвященное здоровому питанию. DDW 2015 г. Нидерланды

Дизайнер-информатор в этом случае может выступить в качестве своеобразного проводника этой обширной и сложной для восприятия информации, поскольку он обладает способностью визуализировать эту информацию, преобразовывать ее в четко структурированные формы с использованием богатого визуального ряда и с применением современных технологий. Здесь особенно важно подчеркнуть, что кафедра программного дизайна за время своего существования выпустила ряд специалистов, которые сейчас успешно адаптируются к постоянно меняющейся нестабильной экономической обстановке, в том числе, благодаря полученному на кафедре универсальному образованию. Этот опыт, несомненно, не может остаться только частью истории одного из ведущих художественных вузов СССР и России и должен быть учтен и заново осмыслен в условиях современного мира, когда многие из наработок кафедры программного дизайна могут получить практическую реализацию.

Список литературы:

1. Валькова Н.П. Профессиологические основы дизайна – В кн.: Проблемы развития дизайнерского образования. – М., 1986. – Труды ВНИИТЭ. Сер. Техническая эстетика; Вып. 49. – С. 58-71
2. Валькова Н.П., Грабовенко Ю.А., Лазарев Е.Н., Михайленко В.И. Дизайн: очерки системного проектирования. – Л.: Издательство ЛГУ, 1983.  – 184 с.
3. Колпащиков Л.С. Дизайн-программирование в высшей школе. Учебно-методическое пособие для студентов высших учебных заведений и практикующих дизайнеров – СПб:Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2011. – 68 с.
4. Лазарев Е.Н. Дизайн машин. – Л.: Машиностроение. Ленингр. Отд-ние, 1988. – 256 с.
5. Лазарев Е.Н., Валькова Н.П., Грабовенко Ю.А., Колпащиков Л.С., Михайленко В.И. Виртуальность как модель дизайн-образования // Техническая эстетика, 1992. №2 – С. 11-13
6. Проблемы развития дизайнерского образования. – М., 1986. – Труды ВНИИТЭ. Сер. Техническая эстетика; Вып. 49. – С. 1-98
7. Сидоренко В.Ф. Модель опережающего образования – В кн.: Проблемы развития дизайнерского образования. – М., 1986. – Труды ВНИИТЭ. Сер. Техническая эстетика; Вып. 49. – С. 41-48
8. Ходьков Ю.Л. О ДИЗАЙНЕ и дизайнерах. – СПб, 2011. – 114 с.

Текст: © Анастасия Дубровская. 2020.