Итальянская аристократия и формирование открытых пространств. Часть 1 и 2
Часть 1
В течение столетий темных веков после гибели и разрушения античного мира в европейских городах складывается стихийная планировка городского пространства. Нет четкого разделения на пространство общественной жизни (сакральное и торговое) и территории жилой застройки. В большинстве, планировка городского пространства опирается на рельеф. Исходя из рельефа возникает схематичная планировка улиц, или спускающихся к главным открытым пространствам, или поднимающимися вверх, маршруты движения привязаны к ландшафту. В качестве примера можно привести планировку Сиены, где извилистые городские улицы спускаются к площади Дель Кампо — бывшему античному амфитеатру. В подобных пространствах сложно ориентироваться. Запутанные улицы, ограниченность открытых пространств создают невозможность перепланировки и развития в будущем.
Площадь дель Кампо в Сиене.
При вертикальном росте городской застройки возникает проблема инсоляции и вентиляции пространства. Городские поселения стихийно развиваются без учета планировочных решений, включающих размышления об организации города внутри городских стен.
Бернардо Росселлино.Палаццо Пикколомини. Пиенца. 1459
Пьенца
Пьенца
Следующая архитектурная проблема — сбалансированность пропорций доминант в архитектурной среде. Хаотичное построение городского пространства, несбалансированные пропорции объектов в городской среде ставят вопрос о необходимости работы над планом идеального города. Архитектурные доминанты подавляют окружающее пространство своими размерами. Собор Санта-Мария-дель-Фьоре во Флоренции, начало строительства которого относится к XIII веку, занимает всю площадь предложенного пространства. Во Флоренции, как и в других средневековых городах, отсутствуют перспективные виды и связь открытых пространств.
Проблемы формирования городского пространства усиливаются во время «черной смерти», чумы. В сюжете одной из главных книг Ренессанса, «Декамерона» Боккаччо, описывается бегство горожан из зачумленного города в поисках спасения и идеального пейзажа.
Впервые работа по созданию идеального ренессансного города ведется при перестройке родной деревни аристократического сиенского рода Пикколомини, Корсиньяно, в идеальный город Пьенцу в середине XV в. Проект ведется при активном участии одного из первых гуманистов на папском престоле, папы Пия II (Энео Сильвио Пикколомини).
Пий II становится папой после взятия турками Константинополя, своей основной задачей он считает освобождение города, пытаясь добиться этого сначала дипломатическими средствами (ведет переписку с Мехметом II, уговаривая принять христианство), а затем собирает Крестовый поход, который потерпел неудачу. Пий II — личность многогранная, он занимается законотворческой и литературной деятельностью, при его содействии Пьенца перестраивается в город с рациональной планировкой по проекту флорентийского архитектора Бернардо Росселлино, ученика и последователя Леона Баттиста Альберти. В основе проекта композиция правильной трапециевидной площади, окруженной пропорциональными зданиями — собор, палаццо Коммунале и палаццо Пикколомини. Город расположен на возвышенности над долиной реки Орча, ориентирован на пейзаж долины, перспективы улиц открываются в пейзажное пространство. Сад дворца Пикколомини — пример сада регулярной планировки, связанного с пейзажем — в стене, окружающей сад, пробиты проемы, через которые открывается вид на долину. Лоджии дворца ориентированы на тот же вид, таким образом складывается традиция соединения регулярной планировки и природного окружающего пейзажа.
Сложившаяся традиция приводит к появлению классических итальянских парков с террасированной планировкой, в которых развивается многоуровневое пространство, ориентированное на окружающий пейзаж. В этом направлении в середине XVI века работает Джакомо Виньола, и именно ландшафтные работы приводят к пониманию необходимости переустройства городского пространства, правилам проектирования городской среды. Джакомо Бароццио да Виньола был одним из самых влиятельных архитекторов XVI в. Он занимался строительством гражданских и культовых зданий, гидротехнических сооружений, был автором теоретических трактатов. Трактат «Правило пяти ордеров архитектуры» определил концепцию ордера во время перемен в искусстве. Учился у Антонио да Сангалло, изучал античную архитектуру, был секретарем Витрувианской академии в Риме. По образцу древнеримских вилл построил виллу Джулия в Ватикане по заказу папы Юлия III. С 1559 года Виньола занимается параллельно двумя проектами в провинции Витербо, проектирует виллу для кардинала Аллесандро Фарнезе в Капрароле и виллу для епископа Гамбара в деревне Баньяйа. Оба заказчика Виньолы — представители Ватикана, люди одного круга.
Капрарола
Капрарола
Замок Капрарола близ Витербо — одно из наиболее известных сооружений Виньолы в области дворцовой архитектуры. Сохранив первоначальный пятиугольный план замка с круглым внутренним двором на фундаменте настоящей крепости, Виньола придал ему вид роскошного палаццо с круглым двором в центре. Композиция парковых пространств идентична, симметрично выстраивается вдоль основной композиционной оси, поднимающейся на вершину холма. И вилла Фарнезе, и вилла Гамбара (позже переименованная в Ланте, по имени следующего владельца), представляют собой несколько террас, соразмерных по пропорциям, связанных сценарием водных каскадов и пластикой скульптурных элементов малых архитектурных форм. Ручей, стекающий с горы, образует продольную ось сада. Но главная задача при проектировании этих парков — связь пространства с окружающим пейзажем, кульминация каждого проекта — захватывающие виды, открывающиеся из парка на пейзаж, горы, долины, леса. Вилла Ланте спроектирована так, чтобы обеспечить самостоятельное движение воды от «источника жизни» — фонтана Поток, до «моря смерти», Виньола символически представил в вилле все четыре стихии, фонтаны Поток и Дельфины олицетворяют собой «Воду» и источник Жизни, фонтан Гиганты — «Землю», фонтан Факелы — «Огонь», а фонтан Квадрат — «Воздух». Символическая нагрузка каждого элемента виллы необычайно велика, при этом решаются и утилитарные вопросы внешнего оформления.
Вилла Ланте (итал. Villa Lante)
Композиция сада виллы Ланте интересна постепенной сменой парковых картин, индивидуальным решением каждого уровня, где по мере продвижения убывают архитектурные элементы, все ближе подступают стены боскетов и плотнее смыкаются кроны деревьев (платанов). Водоток, стекающий (как в вилле Капрарола) по пандусу, здесь обрамляется уже не каменными, а зелеными стенами. Постоянными элементами сада становятся уровни рельефа, вода, скульптура, сформированная зелень деревьев.
Вилла Ланте (итал. Villa Lante)
Вилла Ланте (итал. Villa Lante)
Не менее интересны личности заказчиков Виньолы, и последующих владельцев этих садов. Все они связаны с Ватиканом, являются представителями высшего духовенства. Кардинал Алессандро Фарнезе — племянник папы Павла III (тоже Алессандро Фарнезе), отстроившего разрушенную столицу, предпринявшего дипломатические шаги заключению на несколько лет соглашения между Францией и Священной Римской империей. Павлу III было посвящено произведение Коперника «О вращении небесных сфер».
Павел III стал первым из пап, принявшим весьма активные меры по борьбе с распространением Реформации. Папа поддерживал развитие наук и искусств, собрал огромную коллекцию произведений искусства, его племянник Алессандро Фарнезе продолжил пополнение коллекции.
Заказчиком виллы в Баньяйя был Джанфранческо Гамбара, епископ Витербо, учившийся в университете Падуи, видимо, именно он повлиял на сложный символический язык парка. Парк строится при Гамбаре, а после его смерти становится резиденцией следующего епископа Витербо- Алессандро Дамаскени Перетти ди Монтальто, получившего титул от своего дяди Феличе Перетти после того, как последний был избран Папой Сикстом V, кардиналу тогда было четырнадцать лет. Будучи кардиналом, Перетти вел экстравагантный образ жизни, в котором он предавался своему вкусу к музыке и театральным постановкам в своей резиденции. Вилла при нем достраивается, но главное, принципы регулярного сада повлияли на желание Сикста V перестроить Рим. Личность Сикста V уникальна. Родился в эмигрантской славянской семье, был пастухом. Дядя Феличе был францисканским монахом и в 9 лет мальчик ушёл жить к дяде в монастырь, а в 12 лет стал послушником монастыря францисканцев. В 20 лет стал диаконом, а в 26 лет священником. Получил высшее образование, стал доктором богословия. Несмотря на то, что на престоле Сикст V пробыл только 5 лет, он успел провести реформы, касающиеся не только Ватикана, но и общей гуманизации жизни: утвердил несколько монашеских орденов, назначил комиссию по исправлению ошибок латинского библейского текста, приравнял аборты к преступлению («убийство человека»), благословил открытия католических Университетов в Перу и Эквадоре, разрешил евреям селиться в крупных городах, отменил для евреев знаки отличия на одежде, разрешил еврейским докторам лечить христиан, указом способствовал обработке земель от болот, запретил ходить вооружённым по землям Папской области, отказался от телохранителей. Есть такая легенда, что когда закровоточило в одном Римском храме распятие, Папа взял топор и обратился к Богу со словами: «Я люблю Тебя Господи, но не это дерево!» и разрубил его топором и тут все увидели, что чудо было поддельным от настоятеля храма.
Сикст V переосмыслил Рим. В городе были созданы новые магистрали, восстановлены акведуки, связаны важные городские пространства.
При нём всем домам Рима подвели водопроводы и подвели воду к фонтанам Рима. Главным архитектором Рима при Сиксте был Доменико Фонтана, который воплотил все грандиозные замыслы Папы, впервые в истории градостроительства применил трехлучевую систему улиц. Улицы расходятся от площади дель Пополо, связывая северный въезд в Рим с основными городскими ансамблями. С помощью установленных в начале и конце проспектов обелисков и фонтанов создается театральный эффект уходящей вдаль перспективы. Этот принцип Доменико Фонтана повлиял на дальнейшее развитие всего европейского градостроительства.
Возможно, мысли о городском преобразовании появились под влиянием пространства сада Ланте в Баньяйе ( сад кардинала Гамбары назван в честь следующего владельца, Ипполито Ланте), где Сикст V, несомненно, бывал в гостях у своего племянника. Из опыта обустройства частных садов складывается традиция применения регулярной планировки городских открытых пространств и использование фонтанов в городской среде как главных доминант.
Часть 2
Для каждого парка XVI века характерен поиск уникального образа, создание мифа. Парк это не только форма, но отражение философских воззрений владельца. Не менее интересен следующий заказчик идеального сада — кардинал Ипполито II д'Эсте, который в 1550 г. был назначен губернатором Тиволи и решил построить виллу с садом. Ипполито II д'Эсте-сын Лукреции Борджиа, внук Папы Александра Борджиа, герцог Феррары, настоящий аристократ и покровитель искусств. Город Тиволи расположен в 30 километрах к северо-востоку от Рима, на склоне Сабинских гор, над Римом. С холмов Тиволи открывается бескрайний вид на Рим. В Тиволи располагалась в античные времена резиденция императора Адриана и виллы римской аристократии. Кроме захватывающих видов, в этой живописной местности расположены водопады реки Аньене, именно водопады становятся основой композиции виллы д'Эсте. Автором проекта выступил архитектор Пирро Лигорио — знаток античной архитектуры, член Папской академии виртуозов Пантеона, автор «Книги о цирках и амфитеатрах». Под резиденцию перестраивается бывший картезианский монастырь, спускающийся по склону холма, сад разбит на огромной террасе под ним, основу парка составляют фонтаны и каскады. С террасы открывается вид на Рим. Вода в этом саду используется для создания музыкальных эффектов, вода приводила в движение механизмы, имитирующее уханье сов, пенье птиц, стрельбу из пушек и другие звуки. Сейчас работает только один механизм фонтана Орган, имитирующий одну и ту же мелодию с пеньем и чириканьем птиц, образующуюся через органные трубы движением воздуха, выдавливаемого потоком воды и сводчатой полости. Помимо огромных скульптурных фонтанных композиций, в парке есть система бассейнов — Рыбных прудов. Вода — стихия парка.
Вилла д'Эсте (итал. villa d'Este)
Вилла д’Эсте была задумана как сад нимф Гесперид, посвященный Гераклу, мифическому прародителю рода д’Эсте. На центральной оси сада размещалась статуя Геракла, от которой вели две символические дороги — одна к Добродетели, другая к Пороку. Возможность выбора между Любовью Земной и Небесной воплощала статуя Венеры. Сад задуман как микрокосмос, воссоздающий местную природную среду, в соответствии с характерным для XVI века представлением о всеобщей взаимосвязи явлений. В системе фонтанов главные: Фонтан органа, «Кипящяя лестница», названная из-за окружающих ее сорока двух водометов; Дорога ста фонтанов — каждому из них соответствовал рельеф на темы поэмы Овидия «Метаморфозы»; Рометта — фонтан, символически изображающий семь холмов Рима и его достопримечательности — Колизей и Пантеон.
Вилла д'Эсте (итал. villa d'Este)
Вилла д'Эсте (итал. villa d'Este)
Вилла д'Эсте (итал. villa d'Este)
Пирро Лигорио в своей «Книге о древностях» трактовал воду как «душу» сада и одновременно его «питание»; аллегорией сада в трактате становится Прозерпина, «душа, струящаяся в подземных субстанциях». Примечательно, что и душа человека описывается у Лигорио при помощи метафоры источника: «душа в теле человека подобна источникам, которые затем превращаются в Реки и текут в Моря-Океаны».
Не менее интересна следующая работа Пирро Лигорио — парк Сакро Боско, Священный лес Бомаццо. Парк расположен на склоне холма в городке Орте, недалеко от Баньяйи. Это первая попытка сделать ландшафт свободной планировки с использованием естественного характера местности. Заказчик Пьер Франческо Орсини по прозвищу Вичино, представитель древнего аристократического рода, ведущего начало от императора Коммода.
Священный лес (Sacro Bosco) или Парк Монстров (Parco dei Mostri)
Строительство началось в 1548 г., а завершилось в 1580 г. В отличие от других парков в этом террасы не выравниваются, создается естественный пейзаж, это Аркадия — место, где сочетается природа и искусство, описанное в «Энеиде» Вергилия. Скульптуры сада вырублены из скал, раскиданных по склону. Скульптуры представляют лабиринт символов, связанных с древними темами и сюжетами литературы Ренессанса.
Священный лес (Sacro Bosco) или Парк Монстров (Parco dei Mostri)
Визуальные границы парка отсутствуют, растворяются в пейзажах окружающих холмов. Вся растительность парка естественная, деревья и кустарники объединены в живописные группы. Регулярных посадок нет. Но заросшим холмам парка противопоставлены открытые газоны, подчеркивающие не случайность расстановки архитектурных и скульптурных акцентов. Подобные пейзажные парки в Европе появляются только спустя 200 лет.
Среди скульптур парка — Пегас, сирены, Протей, слон Ганнибала, дракон, гигантская черепаха, Геракл, пес Цербер, Церера, Афродита, Врата Преисподней и др., среди сооружений — Падающий дом, миниатюрный Сад природы, Храм Вечности. Сюжеты скульптурных изображений, как предполагается, восходят к Сну Полифила, поэме Бернардо Тассо Флоридант и Неистовому Роланду Ариосто. Их аллегорическая символика не раз и по-разному толковалась исследователями. Расшифровать все послания Вичино невозможно, одна из надписей гласит о том, что это парк для скитающихся по миру.
Храм Вечности посвящен памяти Джулии Фарнезе, жены Вичино Орсини, его проектировал Джакомо Виньола.
Одновременно с рассмотренными парками, на севере Италии Андреа Палладио проектирует виллы, продумывая, как архитектура будет связана с окружающим пейзажем учитывая соответствие архитектурного объема и рельефа местности. В виллах Палладио важны перспективы, открывающиеся от архитектурного объекта.
Соединение усилий просвещенных заказчиков XVI века и архитекторов привела к переосмыслению проектирования открытых пространств. На смену декоративным геометрическим планировкам парковых пространств приходит понимание связи ландшафта с окружающим пейзажем и движением в пространстве. Оси движения становятся основой планировочных решений в парковой среде и в планировке городского пространства.
Текст и фото: © Ирена Зорина. 2025