Преодоление cерости

Наверное, каждый человек, идя по современному российскому и не только российскому городу, хотя бы раз испытывал это всепоглощающее чувство – серой, безысходной тоски, дезориентации и отсутствия безопасности.

Преодоление серости. Фотоколлаж: © Александр Трофимов. 2020

Наводящие уныние, однообразные прямоугольные корпуса – неважно, жилых или общественных зданий, – забитые автомобилями улицы и дворы, бесконечная грязь (если это весна или осень) или снежные заносы и гололёд (если это зима).

Дело тут не только в пресловутом «бездействии коммунальных служб» или в том, что советские «спальные» районы не были рассчитаны на такое количество автомобилей. Тем более, что новые кварталы, в особенности «социального» жилья, проектируются точно так же – без внимания к безопасности и комфорту людей. Человек вынужден приспосабливаться к этой опасной среде; возможно, это делает его сильнее в соответствии с утверждением Ницше, но при этом возрастает его агрессивность.

Среда современного города провоцирует всё большее отчуждение людей вместо того, чтобы сплачивать их. Принцип «разделяй и властвуй» проявляется на всех уровнях, в любых ситуациях: автомобилист вступает в конфликт с пешеходом, автомобиль – с общественным транспортом, частный общественный транспорт – с государственным и т. д. Все рассматривают друг друга в качестве конкурентов, но при этом ощущают постоянный контроль, и в городском пространстве растёт напряжение.

Конкуренция становится главенствующим принципом современного общества. Хотя на словах провозглашаются «равные возможности», в действительности всегда находятся те, кто «равнее» остальных. Но такое устройство общественной жизни продуцирует не только социальное неравенство. Создаётся хаос, отчасти контролируемый представителями политических и финансовых элит, и этот хаос делает жизнь большинства неустроенной, напряжённой, во многом опасной, а также приводит к крайне неэффективному использованию человеческих и природных ресурсов.

Самым наглядным свидетельством хаотической организации общественной жизни является отсутствие скоординированной системы потоков движения в городах, что порождает хаос на дорогах, аварии и транспортные заторы. Недостаточная структурность наблюдается и в массовой застройке; застраиваются отдельные участки без чёткой взаимосвязи с целым, причём используются типовые решения, не привязанные к конкретному месту и имеющие множество недостатков в пространственно-функциональном строении.

В городском строительстве делается много ненужного, и зачастую не делается необходимого. Много средств тратится на украшение фасадов и очень мало – на организацию комфортной среды, в т.ч. для инвалидов. Не соблюдаются даже нормы доступности: делаются пандусы с неправильным уклоном, недостаточно широкие проходы и т. п.

Фото: © Александр Трофимов. 2020
Лестницы к магазинам на Варшавской улице.
Парковки при жилых и общественных зданиях устраиваются так, что пешеходный поток постоянно пересекается с автомобильным, люди вынуждены ходить по проезжей части, и это порождает конфликтную ситуацию.
  
Экологическая обстановка во многих городах также оставляет желать лучшего. В конкурентном мире невыгодно тратить средства на очистку промышленных стоков, на переработку отходов и развитие «зелёной» энергетики. Хотя наиболее экономически развитые страны уже могут позволить себе такую «роскошь», их же корпорации, работающие в странах «третьего мира», безвозвратно разрушают природную среду, а также нещадно эксплуатируют нищее население. В некоторых же странах наблюдаются такое же отношение к собственному населению и своей природе. 

Санкт-Петербург, к сожалению, не составляет исключения среди других городов. По данным различных источников, состояние экологии в «северной столице» оценивается как тяжёлое: «количество выбросов вредных веществ на душу населения составляет 135,9 кг в год, на единицу площади 434,5 т на км²», причем «91,9 % всех выбросов даёт транспорт» [1]. Водоёмы города загрязнены промышленными стоками, в реку Неву ежегодно попадает более 80 тысяч тонн загрязняющих веществ [2]. Кроме того, «Санкт-Петербург занимает пятое место среди самых шумных мегаполисов мира, средний показатель шума в городе выше нормы и составляет 60 децибелов» [3]. 
  
Когда архитекторы и чиновники все же пытаются преодолеть серость городской среды, получается как-то нелепо. Как правило, всё сводится к добавлению весёлых красок и разного рода украшений на фасады. Серьёзные люди, профессора архитектуры, пишут целые книги о колористике фасадных поверхностей. Но это мало что меняет во взаимодействии человека со средой. Проблема коренится в самом подходе к проектированию, который во главу угла ставит не качество жизни людей, а выполнение плана и/или получение прибыли. Пока эта ситуация не изменится, серость в лучшем случае будет заменена пестротой.

Исторический центр тоже страдает от серости, поселившейся не только в городском пространстве, но и в головах проектировщиков и застройщиков. Город «уплотняют» новыми зданиями, чей облик часто свидетельствует о том, что архитекторы выполнили стилевые предписания, но не позаботились ни о гармонии со средой, ни об удобстве горожан. Памятники архитектуры теперь не сносят, но достраивают им этажи, делают на крышах бассейны и конференц-залы,.. а вот подземные парковки делают редко и плохо. С главными достопримечательностями происходят и вовсе странные вещи. К примеру, в Петропавловской крепости кирпичные стены зачем-то оштукатурили и нарисовали на этой штукатурке кирпичики (реставрация 2001-2003).

Не лучше отношение и к памятникам современной архитектуры. Водонапорная башня бывшего завода «Красный гвоздильщик» архитектора Якова Чернихова (1930-1931) уже заросла деревьями и мхом, а это его единственный осуществленный проект, притом уникальный по конструкции.

Фото: © Александр Трофимов. 2020
Водонапорная башня бывшего завода «Красный гвоздильщик» архитектора Якова Чернихова (1930-1931).
Здание ЗАГС Выборгского района, построенное по проекту Бориса Устинова (1982), остаётся действующим, но после последнего ремонта облицовка натуральным известняком исчезла с фасадов, будучи заменённой дешёвой плиткой, а отдельный вход для новобрачных по-прежнему закрыт, хотя он является важнейшей составляющей необычного архитектурного замысла (жених с невестой поднимаются по торжественной лестнице на мост и идут вдвоём в церемониальный зал, а сопровождающие могут видеть их снизу, но поднимаются по другой лестнице; все вместе спускаются из зала по третьей лестнице, и, таким образом, потоки разных групп людей не смешиваются между собой).

Благие намерения, смешанные с серостью, дают зачастую противоположный результат. В последние годы власти Санкт-Петербурга все же озаботились проблемой пересечения автомобильных и пешеходных потоков. В частности, на пересечении проспекта Славы и Будапештской улицы воздвигли монументальный надземный переход кольцевой формы с ведущими к нему с четырёх сторон лестницами и пандусами (местные жители сразу прозвали его «крабом»).

Перекрёсток проспекта Славы и Будапештской улицы. Фото: Александр Трофимов. 2020
Перекрёсток проспекта Славы и Будапештской улицы.
В результате время перехода улицы увеличилось в 4 раза, а транспортное движение не стало свободнее: светофор остался на своём месте, и из-за левых поворотов всё равно сохраняется опасность аварий и пробок. 

Перекрёсток проспекта Славы и Будапештской улицы. Фото: Александр Трофимов. 2020
Пандус надземного перехода на перекрёстке проспекта Славы и Будапештской улицы.
В настоящее время интернет-издания сообщают о требовании горожан снести эту бесполезную конструкцию. «Жители отмечают, что при минусовой температуре ступеньки лестниц, пандусы и мосты будут неизбежно обледеневать, что может привести к падению пешеходов, в том числе – к падению с верхних частей конструкции на проезжую часть» [4]. При этом тот факт, что проектировщики начали уделять больше внимания безопасности пешеходов, является всё же положительной тенденцией.

Следует отметить, что серость в городской среде является прямым следствием серости интеллектуальной и духовной, прочно утвердившейся в современном обществе (о чём свидетельствует реформа образования). Серость выгодна эксплуататорам, ведь невежественный человек в своих бедах винит тех, на кого ему укажут, не будучи способным самостоятельно сопоставить факты и узреть целостную картину происходящего. Так появляются разного рода фанатики, ведущие войну против общества, а власти в ответ усиливают «меры безопасности», то есть контроль над личной жизнью граждан.

Итак, общественный строй, основанный на конкуренции, что на деле выливается буквально в «войну всех со всеми», доказал свою несостоятельность. Единственной альтернативой является организация общества, основанная на сотрудничестве и взаимоуважении – во всех сферах, не исключая архитектуру и градостроительство. Город может функционировать как единый организм и обеспечивать комфорт и безопасность своих жителей только тогда, когда они будут работать на благо всего общества, а не стремиться урвать себе кусок побольше.

Главным условием смены ориентиров в обществе является повышение уровня культуры каждого человека, что подразумевает не только определённые познания в разных сферах, но и умение их применять в направлениях, улучшающих жизнь всех людей, а не только свои жилищные условия. Когда люди поймут, как много они смогут сделать сообща, работая над отдельными фрагментами единого целого, серость будет преодолена. Если деньги и личное благополучие перестанут быть жизненными стимулами, будет устранён главный барьер на пути к саморазвитию каждого человека и творческому преобразованию всего общества и среды его обитания. Если ресурсы будут использоваться рационально, на благо всех людей, условия жизни каждого будут подняты на небывалый в истории уровень.  
  
Каким же должен стать город для нового общества? Его структура должна быть строго упорядоченной, но не отвлечённо-схематичной, она должна предусматривать возможности роста и переустройства в соответствии с будущими изменениями, как в структуре потребностей человека, так и в материально-технологической сфере. Коммуникационная система города срастётся с его конструктивной системой, по принципу мегаструктур в проектах японских градостроителей 1960-х гг. Потоки транспорта, вещей и энергии будут управляться централизованной компьютерной системой, что устранит человеческий фактор, из-за которого сейчас происходит более 90% аварий. Производство и распределение благ также будут автоматизированы (это возможно уже на современном технологическом уровне), что позволит освободить время для полноценной и творческой жизни каждого человека.

Отдельные пространственно-функциональные единицы (квартиры, общественные заведения, производственные и складские сооружения) имеют определённый срок службы. Они будут пристыковываться к конструктивно-коммуникационной сети и отсоединяться, когда в них не будет необходимости. Жилые единицы вместе со всем предметным наполнением будут изготавливаться на автоматизированных заводах, а будущие жильцы смогут принять активное участие в проектировании своего дома. Уйдут в прошлое унылые прямоугольники панельных фасадов: дома самой причудливой конфигурации будут печататься на 3D-принтерах. Гармония с природой будет не только на уровне форм (бионика), но и на уровне экологических производств и возобновляемых источников энергии [5].

Источники:

1. Доклад об экологической ситуации в Санкт-Петербурге / Под редакцией Д.А. Голубева, Н. Д. Сорокина. // Официальный портал администрации СПб. – СПб: ООО «Сезам-принт», 2011.
2. Аксёнов Денис. Мы живём в 60 децибелах (12.12.2007) //
3. Чистая Нева (2007-2015) / Гринпис России //
4. Жители Купчино требуют демонтировать надземный пешеходный переход на проспекте Славы / Росбалт – 10.11.2014//
5. Проект Венера //
 

Текст: © Евгений Лобанов. Доцент кафедры дизайна оборудования в средовых объектах СПБГУПТД
Фото: © Александр Трофимов. 2020