Насколько дизайн является отражением нации и что такое национальная идентичность?

Работая в сфере графического дизайна, я всё чаще задаюсь вопросом о том, почему нам нравятся те или иные решения? 

Совершенно понятно, что ответа одного быть не может. Но, тем не менее, я наблюдаю определенные общие вещи у своих заказчиков. Всех примерно притягивает одно и то же, а что-то наоборот отталкивает, но и тут выделяются группы людей, которые можно разделить по классовой принадлежности, по происхождению, уровню образования, политическим взглядам, вкусам, разговорным диалектам и так далее.

Например, всем известно, что бизнес сейчас делится на два больших лагеря, разделенных по политическим соображениям. Но там и там люди примерно одинаково с тобой взаимодействуют и рассуждают, несмотря на очевидную разницу во взглядах. Ценности, лежащие на поверхности, кажутся разными, но человеческие страсти, эмоции и желания становятся очевидны почти во всех случаях общения с клиентом. Интересно наблюдать за некоторыми заказчиками, которые до сих пор оценивают работы по принципу «нравится – не нравится». Иногда думаешь, что если отбросить у клиента его общий уровень собственной эрудиции, взглядов и убеждений, чем тогда бы он руководствовался при выборе того или иного решения? Наверное, рассчитывал на собственный вкус и мнение своего окружения с ориентацией на то, что приемлемо в общем для продукта своей категории. Так примерно и происходит до тех пор пока проектная задача не определяется конкретнее. Далее следует рабочий процесс и, если мы с клиентом понимаем и не надоели друг другу, то успешная сдача проекта гарантирована.

Стокгольм, Швеция
Небольшие улочки североевропейских городов. Впрямую или косвенно они повлияли на сознание своих обитателей. Среднестатистический европеец ценит свой дом, своё небольшое жилище и бережно хранит в нём уют | Стокгольм, Швеция. Фото: © Александр Трофимов

Когда после окончания «Мухи» я пришел устраиваться на работу в одно известное скандинавское дизайн-бюро, меня спросили насколько хорошо я понимаю местный менталитет? Я ответил, что понимаю отлично, чем сразу же вызвал нежную улыбку у арт-директора студии. По ответу можно было понять, что я не понимаю его совсем. Далее последовало предложение поучиться и пожить в Копенгагене, чтобы лучше познакомиться с североевропейской культурой, выучить язык, ассимилировать и приходить к ним снова, чтобы сразу понимать требования клиента, тоньше решать проектные задачи, работать в одной команде с другими дизайнерами и не вызывать недоумения у коллег по цеху.

Дом на Фарерских островах
Традиции заключаются ещё и в том, какие берутся цвета для обработки деревянных домов в том или ином регионе. Нельзя отрицать тот факт, что цвет формирует визуальную идентичность нации | Дом на Фарерских островах. Фото: © Александр Трофимов

Тогда я физически почувствовал, что такое национальная идентичность. Мне стало понятно, что между нами огромная культурологическая пропасть, не связанная с доминированием одной культуры над другой. Просто мы разные. Люди действительно делятся по национальному признаку даже внутри одной части света северного полушария Земли.

И вот сейчас, когда моя работа заключается в постоянном общении с клиентами я наблюдаю, что при всем внутриклассовом различии современного российского, и не только, общества есть одно общее, что всех объединяет – национальная идентичность.

Метла-тало (Metla-talo) – здание Института леса, выстроенное в 2004 году исключительно из древесины топляка (архитектор Антти-Матти Сиикала). Йоэнсуу, Финляндия
Современная скандинавская архитектура и дизайн – это сплав эволюционного становления национальной идентичности, современных идей и технологий | Метла-тало (Metla-talo) – здание Института леса, построено исключительно из древесины топляка. Архитектор Антти-Матти Сиикала. Йоэнсуу, Финляндия. Фото: © Александр Трофимов

Национальную идентичность или национальную идентификацию я определяю, как понятие принадлежности к культуре региона, в котором человек родился или живет со всеми вытекающими последствиями, оказывающими на него влияние. Причем принадлежности как культуре исторической, так и современной. Выражение позитивного чувства, связанного с собственной национальной идентичностью, можно назвать патриотизмом. Негативное – шовинизмом. Национальная идентичность не является синонимом национальности и имеет культурологическое значение.

Национальная идентичность формируется под влиянием характерных национальных особенностей, которые, как следствие, оказывают влияние на дизайн. В каждой европейской стране есть образцы ремесленного искусства и дизайна, которые говорят о своих характерных особенностях исторического и культурологического становления.

Музей современного искусства Аструп-Фернли
Музей современного искусства Аструп-Фернли – частный музей современного искусства в Осло, основан в 1993 году при финансовой поддержке благотворительных фондов, объединяющих потомков состоятельных норвежских семей Аструп и Фернли. С 2012 года музей располагается в здании, построенном по проекту Ренцо Пиано. Фото: © Александр Трофимов

Шрифт Эдварда Джонстона для Лондонского метро
Логотип Лондонского метрополитена в виде красного круга появился в 1908 г., а в 1916 г. специально для подземки Эдвард Джонстон разработал шрифт Underground Sans.

Шрифт Эдварда Джонстона для лондонского метрополитена и первые программы корпоративного дизайна не могли возникнуть не в Англии, потому что именно там первым в мире появился метрополитен в силу развитости экономики региона и формирование крупных промышленных производств, фирм и издательских домов, что, в свою очередь, способствовало становлению культуры организации визуальной информации. Всё это оказывало воздействие на культурологический фон региона, который определял чувство национальной идентификации. Баухаус вместе с Веркбундом должны были родиться только в Германии в силу национальных традиций и особенностей, которые обоюдно влияли на национальную идентичность в исторической перспективе. Французский плакат начала прошлого века в том виде, в котором мы его себе представляем, дело рук культуры и ценностей французского народа. Только во Франции мог появиться такой эмоциональный, живой, артистичный плакат. Родченко со Степановой – дети Русского авангарда, который стал зеркалом той эпохи, той национальной идентичности, которая была свойственна нашему историческому периоду.

Стоящие на сваях деревянные «дома сильных» на набережной Нидельвы – визитная карточка Тронхейма
Норвегия бережно хранит признаки своей национальной идентификации, не закрываясь при этом течениям нового времени, не замыкаясь на собственной исключительности и значимости | Стоящие на сваях деревянные «дома сильных» на набережной Нидельвы – визитная карточка Тронхейма. Фото: © Александр Трофимов

Национальные культурологические особенности не могут не влиять на промышленную графику, дизайн и они будут формировать вкус потребителя и далее. Хотя тут нужно заметить, что глобальные тренды и глобальная мода вытесняют из сознания характерные национальные особенности выбора. Однако историческая память, ценностные ориентиры и предпочтения зашиты глубоко в сознание людей предыдущими поколениями. И тут не надо бояться взаимопроникновения одного в другое. Культуры обогащают друг друга. Но при этом нужно помнить культуру свою. Мы бесконечно любим финский дизайн за то, что на него так сильно влияет национальная финская идентичность. И это неплохо. Пусть всё идёт своим чередом, а мы будем замечать, что происходит вокруг, делая свой национальный дизайн.

Текст: © Иван Куликов. 2016