Home

Идёт время, и всё больше появляется воспоминаний об Академии барона А.Л. Штиглица или училище В.И. Мухиной, или просто «Мухе». Выходят фильмы, книги и статьи, хотя нельзя сказать, что это носит массовый характер. В эти труды заложены авторский взгляд и трактовка материала, как в любое творческое произведение. То, что было давно, позволяет уже в большей степени проявить своё творчество в литературном оформлении истории.

Безусловно, такое качество как личное творчество есть и в наших журналистских материалах. Выбирая героев для рассказа и произведения для сюжета, мы расставляем акценты в окружающих нас явлениях. Сознательно предпочитаем освещать то, что произошло сегодня. Писать о тех, кто активен сегодня и благодаря этой активности вносит значимый вклад в то, что потом назовётся историей… Например, я получила массу впечатлений от работы в ГАКе на защитах бакалавриата кафедры «Стекла и керамики» и «ХОМ». Это стало толчком для размышлений по многим направлениям. Благодарю за приглашение и экскурсию по кафедре Художественной обработки металла Кирилла Александровича Спасскова, беседу с которым и предлагаю вашему вниманию.

home_01.jpg
Кирилл Александрович Спассков – заведующий кафедрой ХОМ. Фото: © Александра Траубе. 2019

Давайте знакомиться… 

В академии я с 2004 года, закончил кафедру художественной обработки металла в 2008 и получил предложение преподавать. С 2016-ого руковожу кафедрой. Я художник, занимаюсь архитектурным металлом и своими творческими работами, но основное время посвящено, конечно, академии – преподаванию и осмыслению того нового пути, по которому мы идём.

home_02.jpg
В мастерских. Фото: © Максим Нестеров

Расскажите об истории кафедры.

Кафедре «ХОМ» в этом году тридцать три года. Отделение обработки металла существует с момента восстановления деятельности академии. Школа мастеров с 1945-го, гравёрные классы, где готовили реставраторов. В училище Веры Игнатьевны Мухиной это отделение художественного металла на факультете «Дизайна». Специфике, которая бытовала тогда, теперь отвечает дизайн транспорта. Далее отделение перекочевало на факультет «Монументально-декоративного искусства», на кафедру «Интерьер и оборудование». В современном формате она существует с 1986 года. Первым заведующим кафедры был Аскольд Петрович Изоитко. Руководство академии приняло решение о превращении отделения в самостоятельную кафедру для того, чтобы раскрывать возможности металла, как самодостаточного материала со своим художественным лицом. Люди, которые это начинали, имели ограниченные представления о способах обработки металла. Многие технологии открывались уже непосредственно во время учебного процесса. Например, диффовку нам показал американский художник, проводивший в России мастер-классы на заре перестройки. С тех пор эта техника холодной обработки металла нами изучается и совершенствуется. На первом курсе это стало обязательным заданием.

Сколько направлений есть на кафедре сейчас? 

Их два. Это архитектурно-декоративная пластика и пластика малых форм – кузнецы и ювелиры. Обучается в настоящий момент семьдесят семь студентов под руководством семи педагогов и одиннадцати мастеров. Это небольшой коллектив, живущий вместе, где все знают друг друга по имени.

Каково соотношение бюджетных и коммерческих мест?

Сейчас мы принимаем студентов на десять бюджетных мест, пять по профилю архитектурно-декоративная пластика и пять по пластике малых форм. Места по обучению на коммерческой основе ограничены десятью по каждому профилю. 

Фото: © Иван Кочергин
Кузница. Фото: © Иван Кочергин

Какие технологии вы изучаете?

Изучаются все технологии, связанные с заявленными профилями. Кузнецы в первую очередь осваивают работу в кузнице, чугунное литье, а также всё, что связано с металлом в экстерьере и интерьере – с большими формами. У ювелиров палитра шире, и это все техники, которые возможно применить в ювелирном искусстве – диффовка (иначе выколотка или буклирование – ювелирная техника, при помощи которой украшение из металла обрабатывается путем выколотки. В результате на поверхности образуются напоминающие букли выпуклости.– прим. ред.), литье, обработка металла, закрепка камней, гравировка, гальваника и эмали. Все технологии изучаются на последовательных заданиях в течении четырёх лет.

home_04.jpg
Просечка. Фото: © Максим Нестеров

Можно ли выделить какие-то учебные задания, как особо важные?

Мне кажется очень важным первое задание на первом курсе у обеих групп. Это просечка. Оно формулируется как «Создание силуэтного изображения на бионическую тему». Кузнецы делают вентиляционную решётку, имеющую архитектурное применение. Как инструменты они используют зубило и молоток. Ювелиры изготавливают брошь, сталкиваясь с эргономикой человека. Их инструмент – это лобзик, а материал – цветной металл. При одинаковом названии задания различный инструмент и материал дают совершенно разные пластические и художественные возможности. Это задание важно ещё тем, что ученики сталкиваются с таким понятиям, как художественный язык, который появляется у каждого автора и продиктован материалом. Следующие задания гораздо сложнее, но эту разницу между двумя направлениями иллюстрируют уже не так ярко. Химическое гравирование на примере декоративной тарелки, объёмные вещи: диффовка из меди, подсвечники, каминные наборы, люстры и разнообразные интерьерные вещи.

Фото: © Максим Нестеров
«Первый подвиг». Литьё, латунь. Юля Галиакберова. 2017 г. Руководитель доц. Башаутдинов А. И. Фото: © Максим Нестеров
Фото: © Максим Нестеров
«Кабинетный нож». Расписная эмаль, латунь, серебрение, золочение. Алиса Совдагарова 2018 г. Руководитель проф. Фокин Э. С. Фото: © Максим Нестеров
Фото: © Максим Нестеров
«Тихэ». Литьё, латунь. Лена Гуц 2006 г. Руководитель доц. Башаутдинов А. И. Фото: © Максим Нестеров
Фото: © Максим Нестеров
«Кольца». Маша Балтаева 2017 г. Литьё, латунь, патинирование. Руководитель доц. Башаутдинов А. И. Фото: © Максим Нестеров
Фото: © Максим Нестеров
«Декоративная тарелка». Аня Червоная 2015 г. Медь, диффовка, травление, патинирование. Руководитель проф. Яшманов Н.А., руководитель проф. Саркисян Ю.Х. Фото: © Максим Нестеров

Какая задача ставится на диплом бакалавра?

Первая задача для нас – это понять, что такое бакалавриат и кто такой этот загадочный магистр, как можно уместить программу бакалавриата в четыре года, которую ранее проходили в течение шести лет. И для себя мы поняли, что должны подготовить хорошего специалиста, мастера по обработке металла и проектировщика. В течение четырёх лет обучения последовательно изучаются технологии и способы художественной обработки металлов, а также эстетика графического изображения предметов декоративно-прикладного искусства, методы проектирования и макетирования, способы 3D-моделирования и визуализации художественных объектов, теория и история декоративно-прикладного искусства и дизайна. Дипломные работы больше связаны с прикладной функцией металла. Это предметы интерьера: мебель, столы. Малые архитектурные формы: фонари, скамьи, урны. Это может быть ювелирный гарнитур или арт-объект, имеющий утилитарную функцию. Спектр достаточно велик, мы стараемся не ограничивать ребят, тем более что для тех, кто не идёт в магистратуру, это заключительная точка обучения в академии.

Фото: © Максим Нестеров
Дамаская сталь.  Автор: Николай Дутов. Руководитель проф. Саркисян Ю.Х. Дипломный проект бакалавра.Фото: © Максим Нестеров

Что случается с теми, кто идёт в магистратуру?

Для нас магистратура – это лаборатория, в которой мы пытаемся выращивать уже более независимых художников, самостоятельно ставящих перед собой задачи. Опираясь на опыт, полученный во время и после обучения в бакалавриате, программа выступает в качестве концептуального, творческого «инкубатора», провоцирует на создание оригинальных, цельных и экспериментальных работ, которые представляются студентами на итоговой выставке. Поступая в магистратуру, человек должен заявить тему своего магистерского исследования. С течением времени она может трансформироваться, но важен сам факт осознания автором какой-то проблематики, области предмета своего изучения. Он должен понимать, что задачи, которые он будет ставить перед собой, должны его вести к определённой цели. Параллельно с работой в материале ведётся теоретическая работа, где исследуется и описывается процесс работы и заявленная тема. Я бы назвал это «дневником художника». Здесь сочетаются практика и осмысление. Программа обучения направлена на то, чтобы познакомить студентов с наиболее полным количеством аспектов мира искусства: от критики и организации выставок, студийной практики, установления профессиональных контактов в мире искусства, практических, научных, исторических и теоретических исследований до создания полноценного художественного проекта. Год обучения в магистратуре – это определённый этап, отмечаемый выставкой. 

Расскажите о защитах дипломных проектов магистров этого года.

Защита магистров – это выставка, где виден пройденный путь. В этом году мы опробовали новый формат подачи. Каждый проект был представлен как самодостаточная выставка. Экспозиции разместились в разных помещениях здания академии и на улице. Мы постарались охватить наибольшее число локаций и представить дипломные работы магистров как персональные выставки уже состоявшихся художников. Каждый художник представил свой проект не как отдельное модернистское, декоративно-прикладное или ювелирное произведение, а как пережитое пространство, в котором видна и концептуальная суть двухгодичного исследования и размышления самого автора. И зритель получает уже нечто большее, одновременно сопереживая по своему, вместе с художником. Мне кажется это наиболее приемлемым решением для формата обучения в магистратуре на кафедре ХОМ. Впрочем, все меняется и в следующем году мы выберем другой формат.

home_11.jpg
«Молчание моря. Ювелирный гарнитур. Серебро, сталь, анодирование. Анжела Цветкова 2019 г. Руководитель доц. Спассков К.А. Защита магистров 2019. Фото: © Максим Нестеров
Защита магистров 2019. Фото: © Максим Нестеров
«Погружение». Илья Кипятков 2019 г. Гальванопластика, сетка, видео. Руководитель проф. Яшманов Н.А. Защита магистров 2019. Фото: © Максим Нестеров
Защита магистров 2019. Фото: © Максим Нестеров
«Lama». Настя Федорина 2019 г. Сталь, латунь, пайка, сварка, зеркала. Руководитель доц. Спассков К.А. Защита магистров 2019. Фото: © Максим Нестеров

Кто рецензенты?

Огромное спасибо нашим рецензентам, воспринявшим каждого из молодых художников. Это Алексей Григорьевич Бойко, Галина Николаевна Габриэль и Ксения Валерьевна Бандорина.

home_12.jpg
Защита магистров 2019. Рецензент Г.Н. Габриэль. Фото: © Александра Траубе

Как оцениваете результат? 

Я доволен.

Какова динамика конкурсного отбора на кафедру?

Я могу сказать о личных наблюдениях за время, которое я провёл здесь, а это семнадцать лет. Конкурс держится на уровне в четыре с половиной, пять человек на место. Сейчас при поступлении студент имеет право приоритетов, подавать заявку сразу на три специальности. К нам приходят люди, которые осознанно хотят работать с материалом. В основном после школы, а треть после профессиональных училищ.

Случаются ли межкафедральные проекты?

Все их очень хотят, но происходит это туго. Учебный процесс не настолько гибок. Мы хотим сотрудничать с интерьерщиками и архитекторами, как нашими потенциальными работодателями, но проектирование происходит у каждого автономно, и наша работа уже постфактум либо принимается, либо нет. В случае с ювелирными работами авторы тоже предлагают свои разработки к уже готовым коллекциям моделей одежды.

Где проходит летняя практика?

У каждого курса по-разному. В Академии, на производствах и, конечно, на нашей даче – базе пленэрной практики в Приозерске. Для ребят и преподавателей это самое любимое место прохождения практики.

Как проходит производственная практика?

Все запросы идут от нас. Мы сами ищем места, где можно пройти практику. Подобных запросов со стороны производства, к сожалению, нет. Нет понимания необходимости привлечения художников для продвижения предприятия на новый уровень. Конечно, большинство выпускников становятся свободными художниками. Те, кто работает с архитектурным металлом, выполняют заказы архитекторов. Ювелиры создают свой авторский бренд. Проблемы арт-рынка хорошо известны.

Какая профессиональная судьба ждёт ваших выпускников в самостоятельной жизни? 

Пребывание в структуре учебного заведения в формате специалитета, где всё определено и тебя заботливо ведут в течении шести лет, может вызвать некоторую растерянность при выходе во взрослую жизнь. Мне лично понадобилось два года, что бы понять, что я уже не студент и мне никто не поможет сделать выбор. Осознание себя как самостоятельной личности у каждого происходит по-разному, и современная программа магистратуры во многом направлена именно на эту адаптацию.

Могут ли творческие Союзы быть комфортной средой для выпускников, помогающей им продвигаться? 

Если бы профессиональное объединение могло способствовать получению коммерческих заказов, то, безусловно, да. Сейчас такой функции, например, в Союзе художников нет. Это сложная тема… У любого творческого Союза должен быть статус профессионалов экспертного уровня, но в настоящее время нельзя сказать, что это так.

Фото: Александр Трофимов
Фестиваль «Соляной городок 2016». Фото: © Александр Трофимов

Как Вы относитесь к таким событиям всей академии, как, например, «Соляной городок»? Ведь кузница – это один из ключевых элементов шоу.

Формат народного праздника, по-моему, не совсем подходит для академии. Конечно, сторонним людям нужно знать, что у нас делается, но подавать это необходимо в другом виде. Как диалог со зрителем через фестиваль, выставку и другие действия в более просветительской форме. Больше времени отводить на подготовку и само событие, работать над чёткой структурой и организацией.

Два года назад появилась такая специальность в магистратуре как «Арт-менеджемент». Вы это как-то ощутили?

Пока нет.

home_16.jpg
Афиши прошедших лекций.

Расскажите о проекте «Диалоги в 105-ой».

Публичный лекторий – это инициатива нашей кафедры. После его открытия каждая кафедра сделала свой. Второй год мы приглашаем различный деятелей искусства для выступлений перед студентами и всеми желающими. Стремление говорить на актуальный темы современного искусства поначалу было воспринято некоторыми консервативно, но через год понимание пришло. Считаю этот проект дополнительного образования очень важным и планирую его продолжать.

«Лаборатория свободного рисования» не так хорошо известна, расскажите о ней. 

Лаборатория – это место где любой желающий студент может заниматься творчеством. Звучит смешно, правда? Казалось бы, зачем в творческом вузе делать творческую лабораторию? Но на практике оказывается, что многие идеи студентов остаются не реализованными только потому, что не подходят под «формат» основного образовательного цикла, и «лаборатория» – это как раз место, где существует возможность эти идеи реализовать. Здесь никто не говорит как надо, а как нельзя делать. Это возможность максимальной творческой свободы и самореализации.

Что ещё объединяет проект «Соль»?

Это выставки кафедры и студентов в городских пространствах, арт-резиденция «База», работы по реконструкции и восстановлению архитектурного и интерьерного металла в самой академии, круглые столы на интересующие и актуальные темы современного декоративного искусства.

При желании вступить в Санкт-Петербургский Союз дизайнеров ваши выпускники, скорее всего, будут отнесены к секции «Арт-дизайн», в Союзе Художников к секции «ДПИ», а как Вы сами относитесь к этим понятиям?

Считаю, что арт-дизайн, скорее, провокативное понятие, вызывающее часто нездоровые выяснения о разделении: отличиях дизайна и декоративно-прикладного искусства. Всё это части одного целого, и чем дольше мы будем это разделять, тем более обрекаем себя на усугубление тех проблем, которые существуют и мешают развитию.

Какие ресурсы есть у кафедры в интернете, кто их ведёт?

Инстаграм @stieglitz.art.metal веду я и Максим Нестеров, наш замечательный фотограф и хранитель методического фонда. То же касается и Фэйсбука @kafedraHOMghpa, а страницу кафедры @kafedra_hom в VKведёт наш методист Анастасия Федорина.

Впереди новый учебный год. Какое настроение?

Каждый год к нам приходят ребята с горящими глазами, с желанием чему-то научится и стать художниками. Никто не уходит, нет таких, кто разочаровался. Проблемы – это для взрослых, а для молодых проблем нет, и неважно, сколько тебе лет, важно, как ты смотришь на этот мир.

DSC06718.jpg
«Гусь». Константин Капинус 1996 г. Медь, диффовка. Руководитель проф. Яшманов Н.А. Фото: © Максим Нестеров

И заключительный вопрос: почему тотемное животное кафедры – это утка? 

Это секрет. Поступайте к нам на кафедру и 11 ноября, в день рожденья кафедры, вы это узнаете.

Благодарю Кирилла Александровича за беседу. Желаю успехов кафедре ХОМ. 

Об истории кафедры на сайте академии А.Л. Штиглица.


Материал подготовлен: © Александра Траубе. 2019