«Нельзя научить — можно научиться». Светлана Витковская

Закончились защиты дипломов и можно спокойно поговорить… В Санкт-Петербургском Союзе дизайнеров есть целая секция «Теория и педагогика» в которой более пятидесяти человек, но наша собеседница из секции «Арт-дизайн». 

Светлана Витковская — старший преподаватель кафедры дизайна факультета искусств СПбГУ. Редакция сайта благодарит за приглашение на защиту магистерских проектов, где мы и побывали 7 июня. Наверное, каждый человек со временем приходит к необходимости передавать свой опыт в той или иной форме, но сделать такой выбор сознательно в молодости… это то, чего нам уже не придется повторить…

vitkovskaya-2.jpg

Когда случился первый выход в качестве преподавателя?

После окончания обучения в академии Штиглица, у меня было сильное желание остаться в этой среде, в этом процессе, который завораживал. Мне случилось оказаться в роли методиста на кафедре «Средового дизайна» с дополнительной функцией преподавания на подготовительных курсах. Я чувствовала себя совершенно счастливой, работая еще и на первом курсе той же кафедры с Борисом Ивановичем  Роенко. Конечно, я не ощущала себя преподавателем и даже не примеряла на себя роль учителя, а скорее продолжала учиться, была ассистентом Бориса Ивановича. Мне повезло находиться рядом с интереснейшими людьми и получать опыт, что и позволило со временем почувствовать себя более уверенно в профессии. Это было что-то похожее на ординатуру. Как мне кажется, я понимаю нынешних студентов, которые учась в бакалавриате только четыре года, не всегда достаточно уверены в себе. Многие продолжают обучение в магистратуре, наращивая профессионализм. Теперь, имея многолетний опыт, я стараюсь показывать студентам сразу, как те знания и умения, которые они получают, пригодятся им в будущей профессии.

Кого ты назовешь своими Учителями?

Людей, которых я не смогу забыть — это если очень обобщенно.

Было ли тогда ощущение ответственности?

Было просто опасение, что я не смогу соответствовать. Ответственность не лежала на мне стопроцентно, я же была ассистентом. Я выступала как в роли учителя, так и в роли ученика. Очень хотелось самой научиться, чтобы делать это качественно. Помню чистое чувство радости оттого, что я что-то понимаю и могу быть полезна.

Успехи учеников радуют больше личных профессиональных?

Не анализировала, но, поскольку работа у нас творческая и многие вещи делаются в соавторстве, успех  воспринимается как совместный. Есть студенты, которые очень самостоятельно работают и участие преподавателя минимальное, направляющее, кому-то непременно нужен более плотный контакт, а успехи радуют одинаково.

Как долго ты работала в академии Штиглица?

Пять лет. Я получила, наконец, образование и почувствовала себя уверенно, как преподаватель. Некоторое время я занималась другими вещами, работала в частных вузах, пока не появилась кафедра дизайна в Университете. И здесь я сама могу задать вопрос, почему графический дизайн… Ответ в том, что образование академии настолько широко, что, получив специальность дизайнера среды, ты можешь заниматься практической деятельностью во многих областях дизайна, как оказалось.

Можно ли научить быть дизайнером?

Нельзя научить — можно научиться. Известная истина, не теряющая своей актуальности, на мой взгляд. Если говорить о графическом дизайне, то основная компетенция специальности — это способность к коммуникации. Только художественная подготовка, я уверена, недостаточна для того, чтобы стать дизайнером. Дизайнеры проектируют счастливую жизнь для людей – это как быть суперменом! Я бы сравнила дизайнера с психологом-полиглотом. Нужно уметь понять человека, поговорить с ним на его языке и, возможно, научить его новому неизвестному ему ранее языку. Эти качества можно и нужно тренировать. Вот вам и возможность научиться быть дизайнером!

Очень много критики и жалоб со стороны преподавателей официальных учебных заведений на существующую ситуацию в системе образования. Педагоги, за редким исключением, находятся в постоянном  негативе и раздражении. А какое твое отношение к процессу?

Чем дольше я работаю, тем больше убеждаюсь в важности  профессии педагога на разных стадиях развития и обучения человека. Я думаю, надо любить свою работу, находя в ней то, что не дает никакая другая деятельность. Звучит традиционно, но актуальности не теряет. Я с благодарностью вспоминаю многих своих учителей. Они мне дали знания и свою любовь к ним. Не знаю, что тут сильнее сработало, но я до сих пор это чувствую.

Периодически я уходила в сторону от преподавательской деятельности, это давало возможность проанализировать и понять, что работа со студентами для меня — это способ саморазвития. Ни в каком другом деле у меня нет возможности так тренировать мозг. Если у тебя в группе пятнадцать человек и ты ставишь им задачу — ты получаешь пятнадцать решений, в каждое из которых ты должен вникнуть и предложить дальнейший путь развития. Это постоянный вызов себе, бесконечное обогащение мыслительного процесса, в корне отличающееся от того, что можно получить, самостоятельно решая эти задачи.

Если подытожить: я это люблю и мне это интересно!

Жалобы, чаще всего, показатель того, что человек что-то не любит. Человек не на своем месте всегда недоволен…

Для себя я нашла объяснение, почему я это люблю. Перестану любить — не буду этим заниматься!

Если появляется неприязнь или антипатия к человеку, как быть?

Любая неприязнь в рамках учебного процесса или другой профессиональной деятельности, должна купироваться, на мой взгляд. Негативные эмоции разрушают творчество, мешают личности развиваться. Самоутверждаться за счет ученика — недопустимо. Ответственность педагога слишком велика, а контролирование своих эмоций — это часть профессиональных компетенций.

Как  увидеть  достоинства в каждой работе и показать  их другим? Иногда это же откровение и для самого автора.

Даже не знаю, как я этому научилась. Я родом из Ташкента и мне кажется, что в теплых странах все более позитивно. Наверное поэтому, когда меня просят сказать свое мнение о работе, я говорю только о том, что удалось.

Критика творческих способностей детей со стороны учителей, к сожалению, стала обыденностью. Подростки считают, что у них «руки не из того места растут» и это они узнали от своих учителей. В детстве все дети рисуют, как мыслят, и, если поощрять их к творчеству и дальше, не вешая общепринятых ярлыков, уверена, люди были бы намного счастливее и увереннее в себе, становясь взрослыми.

Педагог с опытом обязан увидеть в работе хорошее и то, что требует доработки. Если говорить о дипломном рецензировании, то оно ориентировано на то, чтобы за очень краткое время знакомства комиссии с проектом помочь дать профессиональную оценку работе. Как правило, недостатки бросаются в глаза, а достоинства не всегда очевидны. Мое личное правило — говорить о достоинствах, но сформулировала я для себя это правило не так давно, ранее, думаю, это было интуитивно.

А как быть со взрослыми? Приемная комиссия Союза два раза в год принимает дизайнеров, а впоследствии профессиональный уровень многих из них признается низким. Эффективных внутренних механизмов, стимулирующих к развитию, нет. То есть мы планомерно вытесняем профессиональную составляющую как необходимое условие для членства в Союзе.

Когда речь идет о приеме студента в ВУЗ, то предполагается его дальнейшее обучение. А когда люди приходят в профессиональный Союз, то для них это уже признание их статуса, поэтому возникает некоторое противоречие: почему я должен еще учиться Желание саморазвития — личное дело каждого. Думаю, для некоторых вступление в Союз — окончательная вершина, а для кого-то — трамплин в развитии. Во многом это зависит от критического самоанализа соискателя и доброжелательного мнения коллег. Это очень тонкие вещи и трудно о них судить однозначно. Возможно, практика испытательного срока даст необходимый тонус и соискателям, и приемной комиссии.

Как ты видишь дальнейшую судьбу Союза как организации?

Есть общая тенденция ругать то, в чем ты не участвуешь. Говорить что-то о Союзе я не считаю возможным, поскольку я ничего для него не сделала, кроме того, что в него вступила двадцать лет назад и поучаствовала в нескольких выставках достаточно давно. В последнее время, благодаря информационным ресурсам Союза, я оказалась вовлеченной в эту жизнь и смысл участия в его работе для меня, конечно, появился. На мой взгляд, сегодня есть тенденция к коллаборации людей разных профессий. Союз объединяет людей одной профессии и совместные усилия должны дать результаты.

Что ты можешь сказать о своей студентке, Марине Ли, на защите которой мы побывали?

Сначала все-таки хочется сказать о таком новом для нас формате как магистратура. Магистратура — это теория, исследования и проект. Она дает возможность глубоко погрузиться в тему, изучить её с разных сторон. В магистратуре заложена идея коллабораций между кафедрами, что является современным трендом. Работа Марины — это не просто набор сказочных иллюстраций, а многоплановый творческий сценарий общения с ребенком. Возможность развивать мир ребенка и взрослого в абстрактном творческом ключе.

Марина Ли на защите своего дипломного проекта

Марина – это студент-награда. Она всегда в хорошем настроении. Она талантлива и трудолюбива.

Её дипломный проект — «Проектная разработка комплекса печатных изданий и пространственных объектов игровой среды на основе сборника "Сказки вечернего света, ветра и дождя"». В процессе работы над дипломным проектом Марина сделала огромное количество иллюстраций. Многие из них не вошли в окончательную версию, но достойны отдельной выставки.

TROFOTO_4204_07062018.jpg

Она всегда очень внимательно слушает, делает выводы, принимает самостоятельные решения. Этот огромный проект состоялся во многом благодаря её личным качествам. Я очень довольна работой с Мариной, у нас получилось всё, что мы хотели. Она порадовала меня своей доброжелательностью и любовью к своему делу. Это всегда вызывает уважение и желание быть на одной волне. Это единственный проект, который я вижу реализованным. Тестировали его на целевой аудитории, ездили в детский сад к ребятам 5-7 лет. Читали им сказки, показывали мультфильм по книгам, загадывали загадки и, конечно, рисовали! C обеих сторон — полный восторг!

oskascenew.jpg
Литературно-художественное издание «Сказка о сказке» Екатерина Морилова, Никита Морозов. Художник, верстка: Марина Ли. В рамках магистерской научной квалификационной работы: «Проектная разработка комплекса печатных изданий и пространственных объектов игровой среды на основе сборника «Сказки вечернего света, ветра и дождя». Факультет искусств СПбГУ. Научный руководитель практической части: Витковская С. В. Научный руководитель теоретической части: Васильева Е. В.

TROFOTO_4197_07062018.jpg


fairy_tale_lee .jpg
Печатное издание, сувенирная продукция и открытки с авторскими иллюстрациями Марины Ли «Сказка о ёжике». 


Мы планируем написать статью на тему анализа дизайн-взаимодействия с книгой. Самое важное остается не очень заметным и хочется рассказать о самом процессе проектирования. Очень важен кругозор, чем он шире, тем больше возможностей привлечь другие профессиональные опции и сделать работу более объемной и глубокой. Надо расширять диапазон охвата, искать точки пересечения в разных профессиях.

Союз дизайнеров может этому способствовать?

Я считаю, что это и есть его основная функция. Если попасть в этот тренд, то Союз будет жить долго и счастливо. Но это, конечно, должно быть осознанным  желанием самих участников процесса.

И в заключение хочется процитировать отзыв о проекте Марины, одного из членов ГАК,  Алексея Григорьевича Бойко. Своим мнением он поделился с практикантом нашей редакции Елизаветой Асауленко.

«На самом деле это очень глубокое искусствоведческое исследование. Она рассмотрела очень значительный объём истории детской книги. Целостное дизайнерское решение. Это не было энциклопедическим обзором. Это была такая выборка, которая находится на расстоянии от анализа образцов и аналогов, на пути к глубокому самостоятельному исследованию материала. В иллюстрациях и персонажах отмечу дизайнерское проектирование. Потому что по-разному персонажи приходят в голову. Видно, что в этом случае автору помогла концептуализация самой цели. Вместе с тем, она, очевидно, художник, поэтому там много интуитивного, много чувственного и прекрасного. И этот ресурс в рождение детской книги был включён. Работа не сугубо рациональная, в ней есть душа, а это важно!»

Материал подготовили:
беседа со Светланой Витковской – Александра Траубе,
фото: © Александр Трофимов,
благодарим за помощь в подготовке материала Елизавету Асауленко.